Тест «Профилактическая работа врача»
Проверь свои знания в тесте «Профилактическая работа врача»
1. Способность и готовность пациента следовать рекомендациям по здоровому образу жизни характеризуют его
1) ответственность
2) комплаентность
3) сознательность
4) личностную зрелость
5) компетентность
2. Форма целесообразной активности человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья (по Дружилову С.А.)
1) жизненный путь
2) здоровый образ жизни
3) саногенное поведение
4) гигиена
5) самосохранительное поведение
3. Требование «предоставлять пациенту альтернативную информацию» означает
1) дозировать информацию
2) предлагать необходимую на данном этапе информацию
3) исключать профессиональную терминологию
4) предлагать пациенту варианты и использовать методы убеждения
5) учитывать культурно-образовательный уровень и состояние здоровья пациента
4. Три основы приверженности лечению и следования здоровому образу жизни
1) «должен»-«могу»-«делаю»
2) «знаю»-«понимаю»-«выполняю»
3) «хочу»-«могу»-«делаю»
4) «знаю»-«принимаю»-«выполняю»
5) «хочу»-«умею»-«делаю»
5. Уровни профилактической работы прописаны в следующем нормативном документе
1) Конституция РФ
2) Письмо МЗ РФ
3) Распоряжение правительства РФ
4) Федеральный закон
5) Приказ МЗ РФ
6. Соотношение позитивных и негативных интеракций между врачом и пациентом, достаточных для формирования позитивного отношения к рекомендациям
1) 1:7
2) 3:1
3) 10:1
4) 7:1
5) 5:5
7. Психологический смысл информирования пациента заключается в следующем
1) избежать жалобы пациента
2) удовлетворить потребность пациента в информации
3) уменьшить тревогу пациента
4) установить контакт
5) решить задачу пациентоориентированности
8. В профилактической работе физическое здоровье пациента рассматривается как
1) ресурс для его полноценной жизни
2) смысл жизни
3) результат заботы о своем здоровье
4) цель
5) основа здорового образа жизни
9. Что НЕ относится к характеристике цели
1) сбалансированная
2) измеряемая
3) конкретная
4) согласованная
5) реальная
10. Анализ ситуации пациента начинается со следующей основы приверженности лечению
1) «понимает»
2) «знает»
3) «принимает»
4) «выполняет»
5) «хочет»
11. Готовность специалиста поделиться информацией, рассказать, наглядно продемонстрировать является выражением следующего вида поддержки
1) медикаментозная
2) педагогическая
3) социальная
4) инструментальная
5) эмоциональная
12. Направления профилактической работы указаны в следующем нормативном документе
1) Распоряжение правительства РФ
2) Федеральный закон
3) Конституция РФ
4) Приказ МЗ РФ
5) Письмо МЗ РФ
13. Оптимальное количество действий по здоровому образу жизни, которые необходимо рекомендовать пациенту
1) 5
2) 7
3) 12
4) 3
5) 9
14. Помощь специалиста в решении проблем пациента, связанных с установлением контакта, одиночеством, проживанием «роли пациента» является оказанием следующего вида поддержки
1) педагогическая
2) социальная
3) эмоциональная
4) медикаментозная
5) инструментальная
15. Характеристика «личная» в описании цели означает, что она
1) учитывает индивидуальные особенности специалиста
2) является личной целью специалиста
3) возлагает личную ответственность на специалиста
4) достигается специалистом благодаря личным усилиям
5) ставится перед специалистом лично руководителем
16. Субъектом профилактики в современных условиях является
1) социальная группа
2) пациент
3) нозологическая группа
4) родственники пациента
5) семья пациента
17. Перечень рекомендаций по здоровому образу жизни для каждой нозологической группы определяется на основе
1) изучения потребностей пациентов
2) анкетирования пациентов
3) заключения эксперта
4) доказательной медицинской практики
5) опыта лечащего врача
18. Термин, который характеризует степень соответствия поведения пациента рекомендациям врача
1) социальная адаптация
2) авторитетность
3) лояльность
4) приверженность лечению
5) уровень доверия
19. Характеристика медицинской услуги, которая формирует у пациента позитивное отношение к медорганизации, врачу и его рекомендациям
1) привлекательная
2) качественная
3) субъектная
4) эффективная
5) объектная
20. Характеристика «самостоятельная» в описании цели означает, что она
1) достигается специалистом благодаря личным усилиям
2) учитывает степень самостоятельности специалиста
3) является личной целью специалиста
4) ставится специалистом самостоятельно и произвольно
5) возлагает личную ответственность на специалиста
21. Требование «предоставлять пациенту актуальную информацию» означает
1) учитывать культурно-образовательный уровень и состояние здоровья пациента
2) использовать методы убеждения
3) исключать профессиональную терминологию
4) предлагать пациенту варианты
5) предлагать необходимую на данном этапе информацию
22. Анализ основы приверженности лечению «выполняет» включает проверку
1) регулярности выполнения рекомендаций
2) отчетности в выполнении рекомендаций
3) правильности выполнения рекомендаций
4) последовательности выполнения рекомендаций
5) напоминания выполнить рекомендации
23. Психологическое условие повышения ответственности пациента за результаты лечения
1) позитивное отношение к рекомендациям
2) ресурсы личности
3) поддержка
4) цель
5) свободный выбор
24. Требование «адаптировать информацию, которую врач предлагает пациенту», означает
1) учитывать культурно-образовательный уровень и состояние здоровья пациента
2) дозировать информацию
3) предлагать необходимую на данном этапе информацию
4) предлагать пациенту варианты
5) использовать методы убеждения
25. Готовность специалиста выслушать, принять чувства пациента, высказать при необходимости свою позицию является выражением следующего вида поддержки
1) эмоциональная
2) социальная
3) медикаментозная
4) педагогическая
5) инструментальная
26. Мероприятия по формированию здорового образа жизни уточнены в следующем нормативном акте
1) Конституция РФ
2) Приказ МЗ РФ
3) Федеральный закон
4) Письмо МЗ РФ
5) Распоряжение правительства РФ
27. Психологическое условие принятия рекомендаций врача на эмоциональном уровне
1) позитивное отношение к рекомендациям
2) ресурсы личности
3) цель
4) свободный выбор
5) поддержка
28. Профилактическая работа в современных условиях рассматривается как аспект
1) социальной работы
2) педагогической работы
3) воспитания нравственности
4) формирования общей культуры человека
5) оказания медицинской помощи
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 2. Концепции здоровья
учебно-методический материал
Лекция 2. Концепции здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_2_teoriya.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 2. Концепции здоровья
Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном итоге именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику ) экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью, общественным достоянием, залогом успешного развития страны.
Так, что же такое здоровье? Существуют множество концепций здоровья (основная идея, понятие).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья:
« Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
- 50% — образ жизни
- 20% — окружающая среда
- 20% — наследственные факторы
- 10% — медицина.
До недавнего времени доминировало понимание здоровья — как отсутствие болезни , т.е. здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Подобный подход был подвергнут коренному пересмотру в связи с развитием науки о здоровье — валеологии (Брехман И.И., 1990). Однако, хотя новые определения здоровья принципиально отличаются от приведённого выше, по – видимому, ни одно из них не может считаться завершённым.
Иная трактовка здоровья выдвинута В.П. Казначеевым (1974):
Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды (Баевский Р.М.), и как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно – адаптационных реакций в экстремальных условиях (Граевская Н.Д., 1979) и как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, как совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни (Царегородцев Г. И., 1983), а также как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Бундзен П.В., Дибнер Р. Д., 1994).
Предлагают также, что здоровье следует рассматривать как процесс всей жизни человека, включающий аккумуляцию и использование «ресурсов здоровья» (Covvley S., 1995); как комплексное, целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды (Тихвинский С. Б., 1999)
Традиционно выделяют следующие виды здоровья:
- Физическое здоровье – естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
- Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.
- Нравственное (социальное) здоровье – моральные принципы (нормы морали), являются основой социальной жизни человека в определённом социальном обществе.
Признаки нравственного здоровья:
— сознательное отношение к труду;
— овладение знаниями мировой и национальной культуры;
— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Выделяют также индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции).
- Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум;
- групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей;
- о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изу
чении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании).
Индивидуальное здоровье — оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам.
Групповое и общественное здоровье — определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.
Общественное здоровье — это состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами.
Общественное здоровье (по определению ВОЗ) — медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Здравоохранение — это общественная и социальная функция медицины, всего общества и государства, его политических, экономических, общественных, религиозных, медицинских и других организаций и учреждений.
В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях), так и с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача). В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье как отдельного человека, так и населения конкретного участка, района, города, страны.
В настоящее время понятие «здоровье» приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер: психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здоровья.
Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека.
Качество жизни — это «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием» [Jones Т., 1997].
Качество жизни здорового человека можно определить — как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием.
Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности.
Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:
• сохранение (повышение) социального статуса;
• сохранение семейного статуса;
• удовлетворение от увлечений и отдыха.
Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.
Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:
• физические (сила, энергия, сон, отдых);
• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);
• уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность);
• жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность);
• окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.);
• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).
На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов.
Факторы формирующие здоровье:
• биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.);
• природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);
• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);
• социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране;
• уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.
Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью.
Факторы риска здоровью — это факторы, создающие благоприятный фон для развития заболевания, способствующие возникновению и развитию болезни, но не являющиеся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора.
Факторы риска по своей природе могут быть:
- Первичными — действующими изначально и способствующими нарушению здоровья;
- вторичными — служащими провоцирующими для развития заболеваний;
Выделяют большие, или главные, факторы риска.
К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:
К числу вторичных больших факторов риска относят:
• иммунодефицит и др.
Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска , т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.
Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %.
Образ жизни — это исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом.
Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей:
• характер активности (интеллектуальная и физическая активность);
• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);
• виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).
Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, называют здоровым образом жизни .
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.
Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.
Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.
К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:
• морально-психологический климат на работе;
• физическое и психологическое состояние;
• морально-психологическая обстановка в семье.
Среди факторов образа жизни детского населения выделяют:
• акушерско-гинекологический анамнез матери;
• возраст матери при рождении ребенка;
• характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное);
• психоэмоциональное состояние ребенка;
• социальную активность ребенка;
• физическую активность ребенка;
От образа жизни следует отличать условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.
Уровень здоровья определяют по нескольким критериям.
- Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния основных систем организма;
- Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- Уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
- Степень гармоничности физического развития.
Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:
• к 1-й группе относятся здоровые лица;
• ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;
• к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;
• к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации.
Помимо сложной социально-экономической ситуации, на уровень здоровья и его показатели существенное влияние оказывают и субъективные факторы:
• несформированное у значительной части населения страны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;
• отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни;
• нежелание нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• сохраняющийся высоким уровень алкоголизации общества, увеличивающееся количество людей, подверженных табакокурению и употреблению наркотиков.
Такое негативное отношение к собственному здоровью характерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников 8—17 лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.
В старших возрастных группах отношение к своему здоровью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, по данным ряда авторов, до 80 % пенсионеров нерационально по отношению к своему здоровью тратят освободившееся от работы время, сохраняя вредные привычки, часто пренебрегая советами медицинских работников, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья.
Литература для подготовки лекции:
1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.
2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.
3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия .
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно.
Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо.
Лекция 15. Здоровье семьиПонятие семьи­.
Источник