Физическое здоровье нации это
Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства[5]. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях реальную угрозу национальной безопасности РФ, а так же конституционных прав и свобод граждан представляет усиление экстремизма и других форм его проявления. На сегодняшний день отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митингов экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности общества. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одной из главных задач государственной власти и общества. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства. Расположение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушнокосмического нападения и противоракетной обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции[5]. Началом активного использования спорта в качестве инструмента политического воздействия на общество является период «холодной войны», характеризующийся складыванием биполярной системы международных отношений. Соперничество двух политических, социально-экономических и идеологических систем вынуждало политические элиты СССР и США прибегать к изощрённым технологиям ведения политической борьбы, использовать применительно к противнику элементы «психологической войны». Одним из компонентов такой войны и стал спорт. Однако большинство механизмов использования спорта для политического воздействия на общество, придуманных и апробированных в годы «холодной войны», используются и поныне. Многие из этих механизмов являются «чёрными» технологиями, осмысление которых доступно далеко не каждому члену общества. В этой связи изучение применённых в прошлом механизмов политического воздействия спорта на общество важно и для понимания современных процессов.
Спорту присущи здравоохранительная, образовательная, культурная, духовная, правоохранительная и оборонная функции. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, как следствие, возрастает экономический потенциал государства. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Он «затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценностей.
Формирование здорового облика нации есть первостепенная задача, к выполнению которой стремится каждое государство. Определяющее значение в этом имеет социальный образ жизни, обеспечиваемые обществом и государством доступные стандарты жизнедеятельности человека каждому гражданину, чем определяется уровень и качество жизни населения страны. Для этого общество мобилизует различные средства, которыми реально располагает, и в первую очередь возможности человеческого фактора — масштабов популяции, демографической динамики и состояния здоровья населения. В обеспечении основ достойной жизни всех членов общества важная роль принадлежит промышленному и агротехническому производству, образованию и культуре, в частности физической культуре, спорту и спортивно-оздоровительному туризму, которые представляют собой структурно-функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности.[2]. Здоровье в глобальном понимании является залогом прогрессивного развития цивилизации в целом. В России же эта проблема в последнее десятилетие озвучивается и как вопрос национальной безопасности.
В современном мире спорт явление, затрагивающее интересы больших групп людей. Спорт выполняет ряд социальных и политических функций, прежде всего, культивирует здоровый образ жизни, что весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство осуществляет контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, государственных программ и выделения финансирования.
Изучение общих аспектов и проблем, использования средств физической культуры, спорта и туризма для обеспечения национальной безопасности страны в частности социально-экономической безопасности государства Российской Федерации, представляет актуальную и важную тему исследования.
Актуальность исследования изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Рассмотрены приоритеты социокультурной политики государства.
Целью исследования ставиться донести до жителей нашей страны, мысль о необходимости восприятия культуры физического воспитания как первостепенной задачи, влияющей на их жизненное благополучие и национальной безопасность страны.
Задача исследования: определить характер общественного отношения к необходимости занятия физической культурой и спортом.
Цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года это улучшение социально-экономического положения страны. Последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Прослеживается, взаимосвязь системы национальной безопасности, целевой направленностью, которой является успешное и плодотворное развитие и функционирование общества и государства для обеспечения гражданам страны достойное существование, с одной стороны, и системы физической культуры, спорта и туризма, обеспечивающих и развивающих жизненные ресурсы организма человека, совершенствование и устойчивое сохранение его природных естественных сил, качеств и способностей.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями[7].
Человек представляет собой ведущий субъект и приоритетный объект системы национальной безопасности, укрепления государства и обеспечения достойного существования и функционирования общества. В то же время именно люди составляют основополагающий ресурс физической культуры, спорта и туризма: социально-экономический и социокультурный эффект физкультурно-спортивного движения, системы физического воспитания населения и туристской спортивной, оздоровительной деятельности появляется и материализуется только при условии активных занятий людей физической культурой, спортом и туризмом. Остро возникла необходимость внедрения комплексных инновационных технологий, базирующихся на современных образовательных и информационных методах, передовых технических средствах обучения, а также научно-технологических достижениях, где основной целью должно стать повышение качества жизни и уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни населения. В связи с не простой социально-экономической ситуацией и рядом социальных проблем в нашей стране: детской безнадзорности, наркоманией и преступностью среди молодежи в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, принятия радикальных мер по качественному улучшению состояния здоровья населения. Формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма. Устная, печатная и наглядная пропаганда является одним из мощнейших «двигателей» массового спорта это документальные, учебные, научно-популярные и художественные фильмы, направленные на развитие физической культуры и пропаганду массового спорта. Значительное воздействие в качестве средства пропаганды оказывают массовые спортивные соревнования. Внимание к массовому спорту, который становится основой развития студенческого спорта, а в последствии и спорта высших достижений, стало одним и важнейших условий физического совершенствования и воспитания моральных качеств миллионов граждан нашей страны. Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта в настоящее время является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем таких, как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений. [3].
Целью государственной программы является повышение уровня вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом и достижение устойчивой конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Активная работа проводится по развитию физической культуры и спорта несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Вместе с тем многие проблемы в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов еще остаются нерешенными. Это неприспособленность материально-технической спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре. Но в целом можно наблюдать изменения в лучшую сторону в сфере физического образования, что будет, очевидно, способствовать не только увеличению продолжительности жизни нации, но и возрастанию международного авторитета Российской Федерации[6].
Руководство России нацелено на искоренение физической пассивности и формирование здорового облика нации. Принимаются меры, выраженные в законодательных инициативах, которые должны предоставить возможность населению бесплатно заниматься спортом. Важно отметить, что привить культуру физического воспитания чрезвычайно необходимо в целях укрепления национальной безопасности. Ведь СССР выиграл тяжелейшую Великую Отечественную войну не только благодаря военному преимуществу и мужеству солдат, но и потому, что последние были прекрасно подготовлены физически, так как советская система физического образования была нацелена на формирование сильного народа.
Подводя итог, можно вывести формулу здоровья нации и мирового благополучия, важнейшим слагаемым которой будет физическая культура и спорт. Стремление заниматься должно культивироваться у человека в любом обществе с самого раннего возраста. [2]. Все более важной становится роль физической активности человека в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Сфера спортивной деятельности «затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности» [4]. Поэтому несомненную актуальность приобретает изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Определить приоритеты социокультурной политики государств.
Рецензенты:
Колесникова Г.И., д.филос.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики, г. Таганрог;
Коновалов В.Н., д.филос.н., профессор, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.
Источник
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Главное богатство любой страны — физически здоровый и духовно развитый человек. Каждый гражданин – частичка государства, поэтому именно он, воспитанный и образованный, определяет потенциал могущества государства. Здоровая нация – признак сильной страны. Государство признано обеспечить физическое и духовно нравственное здоровье человека, развивать физическую культуру и спорт, формировать достойный образ жизни. Но и гражданин обязан защищать свое государство, его территориальную целостность, конституционный строй. Вместе с тем состояние физического и духовного здоровья российской нации достигло пределов, за которыми уже явно просматривается угроза национальной катастрофы. В стране снизилось внимание человека к собственному здоровью и здоровью членов своей семьи, увеличились масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения. Подверглись девальвации семейные ценности. Деградирует общественное сознание. Приоритеты в системе духовных ценностей сместились от индивидуальности к индивидуализму, от ответственности к безразличию. Физическая культура и спорт, как социально значимая форма деятельности, должна стать объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Важнейшим условием для достижения задач физического и духовного оздоровления населения является поднятие престижа занятием физической культурой и спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового образа жизни, но и станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации [4]. Президент в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, определяя стратегический приоритет политики в сфере детства, отметил: «…это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», — отмечал еще Лев Толстой. Между тем в России 80 % граждан не занимаются физической культурой и спортом – четыре пятых населения» [5].
Изменения в обществе, в демографии, общественном сознании, жизненных установках и других аспектах внешней и внутренней среды обуславливают различия физических потребностей населения в спортивных занятиях и соответственно в специфике организации спортивной работы. Каждый субъект Российской Федерации, исходя и конкретных условий, определяет свою региональную политику в области развития физической культуры и спорта, возможности создания спортивной инфраструктуры, подготовку и развитие кадрового потенциала, организацию работы с населением по месту жительства, развитие детского спорта.
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. А спорт высших достижений является мощным импульсом международного сотрудничества, формирование привлекательности образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, что еще раз подтвердила XXII зимняя Олимпиада 2014г. в Сочи.
Важно отметить, что в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной значимости физической культуры и спорта, которая проявляется в том числе в повышении роли государства и поддержке ее развития. Так, срок Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» переведена в разряд Государственных программ [3] с продлением срока ее действия до 2020 г. В ней:
— предусмотрено осуществление в ближайшие 2-3 года систем мер, направленных на разработку отечественного спортивного инвентаря и оборудование, конкурентоспособных с зарубежными аналогами;
— включена подготовка и повышение квалифицированных тренерских кадров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры и тренеров по месту жительства;
— поручено разработать систему мониторинга доступности и качества спортивных учреждений, доступности и качество услуг, оказываемых учреждениями спортивно-досуговой сферы, а также образовательными учреждениями в сфере организации досуга детей и молодежи;
— поручено рассмотреть вопрос об использовании площадок фитнес-центров (клубов) для организации досуга детей и субсидировании школьных абонементов для занятий в фитнес-центрах, в том числе для детей, достигших успехов в различных сферах, а также из социально незащищенных семей, за счет средств бюджетов различного уровня.
Предложениязаслуживают внимания и могли бы стать ориентиром в выработке предложений, предполагающих законодательное закрепление единого подхода к вопросам оздоровления нации.
Васильева П.А. В жизни всегда есть место спорту / П.А. Васильева. // Социальное обеспечение. 1997. №7.
Массовая физическая культура в вузе / Под ред. В.А Маслякова, В.С. Мятяжова. М. 2011.
Государственная программа Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 302. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480/. Дата обращения: 12.02.2015.
Физическое воспитание студентов и учащихся / Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я. Соколова. Минск, 2008.
Источник