Физическое здоровье
В самом общем виде физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. А именно:
• нормальное функционирование всех органов и систем человека в целом, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной, пищеварительной, мочеполовой систем и др., координация, гибкость, иммунитет и т.п.);
• гармоничная конституция и антропометрические данные (соответствие росто-весовых размеров, индивидуальные конституционные особенности, осанка, идеальные параметры обхватов шеи, бицепсов, предплечий, груди, талии, талии, бедер и др.);
• физический статус, данные физического развития человека (силы кисти, бицепсов, трицепсов, ног, выносливость, ловкость, физическая подготовленность, сила, готовность к работе в экстремальных условиях, устойчивость к физическим нагрузкам);
• нормальный аппетит;
• здоровые зубы;
• здоровая кожа;
• отсутствие нарушений сна;
• нормальная сексуальность активность;
• отсутствие простудных и хронических заболеваний;
• отсутствие ощущения усталости и общей слабости;
• качество и состояние нашего тела целиком и всех его, — отдельно рассматриваемых разными специалистами, — органов, систем, тканей, клеток, молекул.
Оценить его помогают распространенные простые методы самооценки состояния здоровья: вес, пульс, частота дыхания, гибкость позвоночника, координация и способность сохранять равновесие и т.д., — а также современные средства диагностики.
Хорошо развитая и гармоничная физическая форма – великолепная кладезь для долгой и качественной жизни!
Физическое здоровье является результатом регулярной физической активности, здорового питания и достаточного отдыха. Наряду с психическим здоровьем составляет общее здоровье человека.
Всё находится в тесной взаимосвязи друг с другом. Человек может быть в оптимальной физической форме, но при этом страдать психическим расстройством и находиться в подавленном состоянии под воздействием стресса. Поэтому физическое здоровье сильно зависит от психического (эмоционального) и духовного здоровья.
Для укрепления физического здоровья одни ищут настои, отвары, эликсиры, диеты, другие применяют различные упражнения и способы закаливания, третьи стремятся получить могущество через оккультные знания. Но все они не будут здоровы, потому что физическое здоровье тела напрямую связано со здоровыми мыслями. Никогда не будет здоровье крепким и сильным у того, кто «болен плохими и грязными» мыслями и желаниями.
Источник
Физическое здоровье это состояние общего
Что мы замечаем, только когда теряем?
Что же все-таки это такое — здоровье? Как его себе представить? Есть много определений — от детского «Здоровье — это когда ничто не болит» до научного, сформулированного Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это не только отсутствие болезни и немощи, а состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Для большинства людей здоровье — это нормальное состояние, которое мы обычно не сознаем или не обращаем на него внимание, как мы не думаем о своем дыхании, о том, как бьется сердце. Кто-то мудро сказал: «Ощущение здоровья приобретается только после перенесенной болезни». Эта его «незаметность» может явиться причиной бездумного отношения к собственному здоровью, которое оказывается губительным для многих.
Самое примитивное и распространенное понимание здоровья — это состояние организма, когда нет болезни. Даже медики нередко действуют по нему: «Нет болезни — здоров, нам с тобой нечего делать. Вот когда заболеешь, приходи». Но здоровье — это не что-то постоянное и неизменное. Оно тоже нуждается во внимании и контроле. Здоровье необходимо поддерживать и укреплять. Думаю, в будущем, когда главной заботой медицины станет предупредить болезнь, а не лечить ее, врач будет вести не «историю болезни», а «историю здоровья».
Болезни изучены до генно-молекулярного уровня, а о здоровье многие даже врачи мало что знают и не хотят им заниматься: «Не до здоровья, с болезнями нет времени и сил управиться». К тому же здоровые люди к врачам не обращаются. Поэтому врачи во все времена главным образом занимались больными и изучали болезни. Еще академик медицины Н.М. Амосов признавал: «Все врачи — специалисты по болезням, а не по здоровью». Хотя в слове «здравоохранение» главный смысл обозначен: охрана здоровья, а не лечение болезней.
Существуют международные рейтинги здоровья, которые составляются ежегодно на основании следующих показателей: продолжительность жизни, уровень детской смертности, количество потребляемых сигарет и алкоголя, физическая активность и экология. Первые три места в этом рейтинге в 2012 г. заняли Сингапур, Италия и Австралия. Россия оказалась на 97-м месте в списке из 145 стран и регионов.
В одном из журналов была опубликована любопытная табличка, показывавшая результаты международного опроса сопоставимых по возрасту и социальному статусу групп лиц из разных стран Европы. Всем опрашиваемым предлагали дать оценку своего здоровья. Детали и условия опроса не сообщались, поэтому трудно судить об их объективности, но по представленным результатам доля людей, оценивающих свое здоровье как хорошее, составила в разных странах:
Думаю, эти цифры отражают определенные различия между людьми разных стран как в состоянии здоровья, так и в понимании того, что это означает, а также различия в культуре здоровья и образе жизни.
Печальные данные были получены при недавней диспансеризации (профилактических обследованиях) населения России, которой было охвачено около 17 млн человек. Результаты показали, что практически здоровы только чуть больше 30 % обследованных лиц.
Сегодня на основании обобщения многочисленных исследований в области эпидемиологии и этиологии большинства заболеваний человека можно утверждать, что более 80 % возможностей сохранить здоровье зависит от вашей собственной воли и поведения, 15 — от общества и окружающей среды, в которых вы живете, и только 5 % — от врача. Поэтому сохранение здоровья должно обеспечиваться в первую очередь собственными знаниями и усилиями, роль врачей здесь второстепенна. И еще очень важно понимать, что данное нам от природы, от рождения здоровье законсервировать нельзя, его нужно развивать и поддерживать постоянно. Отсутствие внимания к нему и заботы о нем — одна из наиболее частых начальных причин многих болезней.
И еще одна важная закономерность: многие болезни и недуги пожилого возраста зарождаются в молодости. На начальных этапах, в течение 10-30 лет они могут протекать без заметных симптомов, неудобств и ощущений (атеросклероз, многие опухоли и др.). В то же время при внимании к своему здоровью их можно было бы своевременно предупредить или остановить их развитие.
Три времени жизни. Ваш учебник здоровья. / В.Ф. Левшин. – М.: Университетская книга, 2015. – С. 236.
Источник
Что такое здоровье?
Дата публикации: 14 марта 2018 .
Врач-кардиолог
кардиологического отделения №2
Шерель Н.В.
Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием. Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Физическое здоровье — это состояние организма человека, адаптированного к различным условиям окружающей среды, состоянием физического развития, и готовностью к выполнению физических нагрузок. Основные факторы физического здоровья человека:
— уровень физического развития;
— уровень физической подготовленности;
— уровень подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;
— уровень резервов организма;
— приспособление к воздействию среды обитания (экология);
Физическое здоровье – это функционирование органов тела и всего организма как системы. При этом человек обычно не испытывает физической боли, а ощущает прилив сил для нормальной полноценной жизни и выполнения ежедневных обязанностей.
Психическое здоровье выражается в гармоничном сочетании всех частей и проявлений. Психически здорового человека всё в жизни устраивает, его не терзают негативные эмоции, у него хорошие отношения с самим собой и с окружающими людьми. Полностью психически здоровых людей практически нет. Каждого человека терзают те или иные проблемы, мы не довольны собой и особенно окружающими людьми. Психическое нездоровье проявляется в частых негативных эмоциях: гневе, страхе, печали, обиде .
Эти два вида здоровья связаны друг с другом. При физическом недомогании люди обращаются к врачу, а при психическом – к психологу. Если что-то болит, то вряд ли человек будете чувствовать радость и расслабленность.
Негативное психическое состояние может привести к перегрузке органов и выхода их из строя. Например, у людей, которые часто злятся, обычно проблемы с печенью. Из-за частого состояния страха и волнения повышается артериальное давление. Существует множество такого рода связей между телом и психическим состоянием человека.
При лечении тела недостаточно только его физического лечения у врача. Часто симптомы после лечения возвращаются, т.к. не был исправлен психологический фактор, который привел к болезни. Если у человека повышенное давление, вызванное постоянным страхом по поводу потери своего имущества, в результате нарушается работа сердца. Человек идет в больницу с жалобой на боль в сердце и на повышенное давление. Помощь врача выписанными медикаментами даёт временное облегчение — страх остался — давление опят поднимается и это опять выводит сердце из строя. В такой ситуации необходимо обратиться к психологу для устранения психологических комплексов, и только после устранения страха можно использовать медикаменты для восстановления работы сердца
Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, хорошо работать и вносить свой вклад в жизнь сообщества.
Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов. Для исследования психического здоровья важным является изучение среды обитания человека, которая является сложным переплетением социальных и природных факторов. Психическое здоровье человека имеет огромное влияние на физическое состояние – это обязательно надо учитывать.
Социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.
Источник
Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное
1.1 Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное
Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой – обеспечивают индивидуализацию процесса.
В самом общем виде физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
К основным факторам физического здоровья человека относятся:
1) уровень физического развития,
2) уровень физической подготовленности,
3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.
Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.
Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45–50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.
Психическое здоровье – способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция – позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.
Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.
Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.
Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:
• отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
• нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;
• благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики – восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность – один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.
Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.
Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.
Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.
Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:
1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные – рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.
2. Физическая подготовленность – сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.
3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты – аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.
Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:
1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.
2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.
3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.
4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.
5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).
6. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.
Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:
1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.
2. Профессиональная подготовленность специалистов.
3. Материально-техническая обеспеченность.
4. Эффективное управление.
5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.
6. Мотивация к деятельности.
Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.
Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15–30%, что требует для нормализации 2–3 суток).
Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе – до 83,1%, на четвертом курсе – до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20–30%.
Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины – прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.
Источник