Физическое здоровье дошкольников.
Нечитайлова Арина Антоновна
Движение — это жизнь.
Ничто так не истощает и не
ослабляет, как продолжительное
физическое бездействие.
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, жизнерадостными, а, значит, и здоровыми.
В уставе Всемирной организации здравоохранения этот термин раскрывается так: «Здоровье есть состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Что мы понимаем под психическим, физическим и социальным здоровьем?
Физическое здоровье – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого — нормальная работа всех органов и систем организма.
Под психическим здоровьем следует понимать уверенность в себе, основанную на умении управлять своими чувствами и мыслями.
В понятие «социальное здоровье» входит: стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения следует, что человек здоров только тогда, когда все эти три фактора присутствуют в жизни человека в совокупности.
Остановимся на физическом здоровье детей.
В настоящее время многие родители огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей. Как показывает практика, очень часто родители недооценивают роль движений в жизни своего ребёнка. А ведь двигательная активность является жизненно необходимой, биологической потребностью детского организма. Исследования показали, что движения благотворно влияют на развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и др. Движение — основное проявление жизни и, в то же время, средство гармоничного развития личности.
Мы живем в век научно-технического прогресса. Нам не надо носить воду, колоть дрова, как нашим бабушкам и дедушкам, белье стирают машины-автоматы, у нас появилось больше свободного времени, и многие из нас устремили свои взгляды к мониторам телевизоров и компьютеров, забывая о том, что движение – это предупреждение разного рода болезней. А дети – это наше отражение, они поступают так же как взрослые. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Ребёнку, особенно в дошкольном возрасте, необходимо много двигаться. А заботливые мамы стараются усадить своё чадо в коляску или санки вместо прогулки пешком. По дороге в детский сад стараются подъехать на автобусе одну – две остановки или везут ребёнка на машине, тем самым, сокращая количество движений себе и ребёнку. Часто за делами родители забывают поиграть с ребёнком, а, может быть, просто не придают значения движениям в жизни ребёнка или не умеют играть в подвижные игры.
Необходимо создать условия ребенку для развития движений:
1) правильно подбирать одежду и обувь;
2) больше гулять, давать детям возможность играть и заниматься на детских площадках;
3) больше ходить пешком;
4) организовывать движения дома;
5) следить за осанкой — залогом здоровья;
6) обратите внимание на стопу , не успокаивайтесь, если врач-ортопед сказал вам,
что у вашего ребенка все в порядке. Следуйте следующим правилам: Правильно подбирайте обувь (должен быть низкий каблучок). Реже надевайте ребенку резиновые сапоги, (ноги потеют, мышцы стопы расслаблены). Сделайте стельки с супинаторами (2-3 пары) Научите ребенка мыть ноги перед сном теплой водой с мылом и обливать прохладной или холодной.
7) не наказывайте детей углом . Это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку вперёд и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займет не более 10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах. Ребенок, поставленный в угол, через 5 минут, а слабые дети и раньше, начинает переминаться с ноги на ногу или прижмется к стене. Отсюда и нарушения осанки!
8) Воспитывайте привычку к здоровому образу жизни !
Источник
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal_20-21.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 1» г. Сосновоборска
Особенности физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Инструктор по ФК
1 квалификационной категории
Особенности физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Основными особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста принято считать развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы, равновесия и глазомера. Физическое развитие и двигательная активность формируются у ребёнка путём научения. Обучению двигательным действиям большое место отводится в трудах А.В. Кенеман.
Для того чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, ребёнку нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые развиваются с раннего возраста. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются физические показатели – это длина, высота прыжка, бег, дальность метания. При хорошей выносливости ребёнок может, не уставая, справляться с физическими нагрузками, проходить большие расстояния, долгое время играть в подвижные игры.
Наличие хорошего глазомера позволяет в подвижных играх точно приземляться при прыжках, попадать в цель при метании, соблюдать дистанцию при ходьбе.
Ловкость является одним из основных двигательных качеств ребёнка – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, и уметь так же быстро перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует подвижная игра, в которой детям приходится постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро и точно решать сложные двигательные задачи, в соответствии с действиями других игроков.
Быстрота – способность человека выполнять движения в очень короткое время. Её можно развить с помощью упражнений, выполняемых с ускорением, а также при помощи различных подвижных игр, когда дети вынуждены убегать, догонять, бег на время. Развитию быстроты так же способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки в длину, в высоту, с разбега.
Для развития быстроты у детей целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность ребёнка, а также состояние его здоровья.
При выполнении любого физического упражнения проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, быстрота при беге на короткие дистанции. При беге на длинную дистанцию – сила в сочетании с быстротой. При прыжках в длину и в высоту с разбега – выносливость.
Глазомер – способность человека определять расстояние до объекта с помощью зрения и мышечных ощущений.
Развивать глазомер возможно при выполнении различных упражнений. При ходьбе учить детей правильно ставить ногу и соблюдать направление; в прыжках на двух ногах – точно попадать ногами в круг, нарисованный на полу. При ходьбе и беге в колонне по одному нужно соблюдать дистанцию. В метании на дальность, и особенно в цель – на глаз нужно измерить расстояние до цели. При выполнении упражнений нужно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.
Развитие силы мышц можно тренировать постепенным увеличением веса предметов: набивного мяча; мешочков с песком, которые используются в физических упражнениях; прыжки с места, включающие поднятие собственной массы тела, занятия на кольцах, лестнице, на перекладине, турнике.
Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения более длительное время с определённой нагрузкой. Выносливость можно тренировать почти во всех физических упражнениях постепенно увеличивая нагрузку на разные мышцы.
Занимаясь физической подготовкой с детьми в дошкольном учреждении, следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц в организме, уделяя главное внимание мышцам-разгибателям. При выполнении любых упражнений инструктор должен учитывать индивидуальные возможности ребёнка и физическую нагрузку повышать постепенно.
Сочетание сбалансированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки к обучению в школе.
При определении готовности ребёнка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.
Количество движений у детей с возрастом увеличивается. Детям надлежит двигаться не менее 50-60% всего времени бодрствования. Правильное выполнение физических упражнений эффективно сказывается на развитии мышц, связок, суставов, костной системы.
Для осуществления успешного физического воспитания детей дошкольного возраста инструктор обязан знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.
В период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются сравнительно равномерно. Прирост длины тела составляет 5-6 см в год, а массы – около 2 кг в год. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребёнок прибавляет 8-10 см.
В этой связи возрастают и показатели развития двигательных качеств.
Дети до 6 лет активны, их движения достаточно координированны и точны. Совершенствуются также основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей самих детей.
Детей увлекают чёткие, ритмичные движения, они выполняют их самостоятельно и старательно, следя за правильностью необходимых поз и чёткостью.
За дошкольный период происходят функциональные изменения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень их функционирования становится более экономным и эффективным, что позволяет увеличить возможности детей во время мышечной деятельности. Масса сердца детей увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.
Увеличение мышечной ткани происходит, в основном, за счёт утолщения мышечных волокон. Сначала у ребёнка развиваются мышцы таза и ног, а с 6-7 лет – мышцы рук. К пяти годам возрастает мышечная сила. Но из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата у дошкольников ещё отсутствует способность к длительному мышечному напряжению.
К 6-7 годам созревание нервных клеток головного мозга заканчивается. Но нервная система ребёнка не приобрела ещё достаточной устойчивости: процессы возбуждения ещё преобладают над процессами торможения.
С возрастом у детей увеличивается артериальное давление. На первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст. В возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Работоспособность сердца увеличивается, и при этом повышается адаптационная способность к физической нагрузке. Это приводит к снижению величины показателей сердечно — сосудистой системы (артериальное давление, пульс – ударный и минутный, объёмы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, сокращается восстановительный период.
Наблюдается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. С возрастом уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в мин., к концу третьего — 25-30, а в 4-7 лет — 22-26. С возрастом увеличивается глубина дыхания и лёгочная вентиляция в 2-2,5 раза, а потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные говорят о значительных функциональных возможностях детей, которые полностью обеспечивают потребности их роста и развития.
Дыхательная система ребёнка совершенствуется в процессе тренировки. В тоже время происходит более экономная деятельность главных энергообеспечивающих систем – дыхательной и сердечно-сосудистой. Они определяются как особенностями возрастного развития, так и повышением функциональных возможностей организма при занятиях физическими упражнениями. Количество пульсовых ударов на 1 кг/м работы у детей с 4 до 7 лет снижается в 2 раза, а у тренированных – в 2,5 раза, кислородное обеспечение организма 1 кг/м работы – соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.
У детей дошкольного возраста зримо меняются пропорции тела: руки и ноги становятся существенно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища становится в 2 раза больше, то длина рук увеличивается более чем в 2,5 раза, а длина ног соответственно — более чем в 3 раза.
Для осуществления успешного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста надо знать особенности детского организма в возрасте от 5 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.
Сформированные у детей до 7 лет двигательные навыки, являются основой для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.
Источник
Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников
Марина Муллагалиева
Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников
«Сохранение психологического и физического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и новых технологий».
Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: «Это правильная, нормальная деятельность организма». А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта.
Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания необходимых благоприятных условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой и укрепления его психического здоровья:
Что же это за условия:
• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе, в том числе за счет исключения из практики работы педагогов авторитарных методов воздействия;
•удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например,таких как:
— «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;
— «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;
— «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо-эмоционального напряжения и снижения тревоги;
— «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;
— стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;
— экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
— персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.
По каким признакам мы можем понять, что у ребенка произошли нарушения в его психологическом здоровье?
Нарушения проявляются в трудностях засыпания и беспокойном сне, усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла, беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности, отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним», рассеянности, невнимательности, беспокойстве и непоседливости, проявлении упрямства.
Так же как и для психического здоровья необходимы создания условий для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении.
Так, в группах выделяются места для активного движения детей, организуются центры активности развития движений.Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. На участках ДОУ проводятся игры-эстафеты, подвижные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники, что способствует не только физическому развитию, но и повышает эмоционально-положительный настрой дошкольников.
В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого в детском саду используют различные эффективные методы и формы физкультурно-оздоровительной работы:
1. НОД по физической культуре:
Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания в ДОУ.
Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры –эстафеты, игры – аттракционы и т. д.);
Сюжетные (объединенные определенным сюжетом);
Занятия с элементами аэробики;
Интегрированные занятия и др.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
1. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Варианты утренней гимнастики могут быть разнообразны:
Традиционные (вводная часть — ходьба, бег; основная часть — ОРУ; заключительная часть — спокойная ходьба);
Нетрадиционные: Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия;
Оздоровительный бег обязательно проводится на воздухе (непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени). В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;
Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания ОД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.
3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Рекомендуется проводить две-три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).
4. Гимнастика после дневного сна.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.
Ходьба по массажным дорожкам.
Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются.
5. Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом
повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.
6. Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы.
3. Самостоятельная двигательная деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между ОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
4. Индивидуальная работа с детьми направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате.
5.Активный отдых: физкультурный досуг, праздники, дни здоровья.
В системе физкультурно — оздоровительной работы ДОУ эти формы организации занимают прочное место. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива ДОУ и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
6. Работа с родителями.
Все выше перечисленные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы способствуют здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению их двигательной активности.
Для увеличения эффективности занятий по физической культуре необходим поиск новых приемов, которые разнообразили бы занятия физической культурой и заинтересовали современных детей в них.
Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов и технологий в физкультурно-оздоровительной работе. Их много, но я остановлюсь на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми.
Занятия на спортивных комплексах и тренажерах помогает достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника решает и проблему дефицита пространства, так как легко умещается даже в небольшом помещении.
Вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности.
Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое,что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.
Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.
Общая длительность выполнения упражнения – 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.
Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.
Степ-аэробика это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна). Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.
– это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка физического и психического, его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми,значительно расширился:
• игровой стретчинг (упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц)
• фитбол-гимнастика (Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки и её коррекции.)
• черлидинг (развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.)
• пилатес (Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Эту систему упражнений разработал в начале 20 века Джозеф Пилатес, немецко-американский спортивный специалист, который сам рос болезненным ребенком, однако благодаря интенсивным физическим упражнениям сумел значительно поправить здоровье и стать профессиональным спортсменом и преподавателем физической культуры. Практика пилатеса открывает детям мир здоровья и спорта, развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку.
В настоящее время существует масса программ, методик для дошкольников различных авторов.Таких как:
• Парциальная программа по фитбол-аэробике для дошкольников Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой «Танцы на мячах». Которая является комплексной программой,включающей разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса: оздоровительная аэробика, корригирующая гимнастика, стретчинг, танец, релаксация и т. д.
Эта программа включает следующие разделы:
Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
• новая нестандартная методика Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Фитнес-данс»— включающая комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.
К лечебно-профилактическому танцу относятся
-упражнения и танцы общеразвивающего воздействия:
упражнения в беге и прыжках,
упражнения для расслабления мышц;
-упражнения и танцы специального воздействия:
упражнения для формирования и закрепления осанки, коррекции её,
упражнения для профилактики плоскостопия,
гимнастика для глаз,
• Оздоровительно-развивающая программа Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на 4 года обучения – от трёх до семи лет.
В программе представлены различные разделы:
танцевально-ритмическая гимнастика – игроритмика, игрогимнастика, игротанец;
креативная гимнастика – музыкально-творческие игры, специальные задания;
нетрадиционные виды упражнений – игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.
• Парциальная программа кружковой работы Т. А. Ивановой «Йога для детей» – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми.
Йога включает в себя следующие разделы:
гимнастика для глаз,
В заключении скажу, очень бы хотелось идти в ногу со временем. Прививать любовь к физической культуре у современных детей через использование технологий и методик, которые увлекают детей, делают интересным проведение физкультурных занятий. Конечно же необходимо научить детей психологическим разгрузкам, умению быть эмоционально устойчивыми в современной действительности.
Прикреплённые файлы:
mulagalieva-fiz-i-psih-zdorove_0vjmq.pptx | 5798,92 Кб |
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников Педагог-психолог Шумель О. Г. ГБОУ Школа №641 имени С. Есенина Базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья.
Мастер-класс для педагогов-психологов «Сохранение и укрепление психологического здоровья» Цель: ознакомление с работой педагога – психолога в сенсорной комнате; обогащение банка технологий по данному направлению. Задачи: 1.
Минутки релаксации на занятиях физической культурой «Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников» Цель: Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников. Задачи: — Обучение воспитателей приемам саморасслабления. — Психомышечная.
Проект по ЗОЖ «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников» ПРОЕКТ “Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через оптимизацию двигательного режима и прогулок” в.
Работа с родителями на тему «Сохранение здоровья детей» Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада Здоровье ребёнка.
Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» в виде деловой игры Родительское собрание «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» Участники: родители воспитанников Задачи: 1. Формировать и закреплять.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2 Конспект родительского собрания в группе раннего.
Презентация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую.
Источник