Меню

Физическое здоровье человека обж 8 класс конспект

Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс

Урок 25
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Содержание урока

Духовное, физическое и социальное здоровье

Духовное, физическое и социальное здоровье

Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.

Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.

В спортивной семье растут здоровые дети

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.

В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.

Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.

Следующая страница Вопросы. Задания. Практикум

Источник

Здоровье как основная ценность человека.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, — счастья. Как сохранить здоровье? Поможет этот урок.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.docx 18.97 КБ
zdorove_kak_osnovnaya_tsennost_cheloveka.pptx 87.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Здоровье как основная ценность человека.

Имя. « Жизнь даётся один раз»

Воспитательная: формирование культуры здоровья как основной ценности жизни человека.

Образовательная: усвоение знаний посредством групповой коммуникации.

Развивающая: р азвитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Социализация личности: приспособление к меняющимся требованиям общества и сохранение индивидуальности.

  1. развитие представления о здоровье физическом, духовном, социальном;
  1. формирование представления о необходимости бережного и внимательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: объяснение нового материала (формирования новых знаний)

Материально-техническое и дидактическое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник ОБЖ, 8 класс (под редакцией А.Т.Смирнова)

— Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Надеюсь, наше общение будет приятным и полезным!

  1. Психологическая подготовка к изучению новой темы.

— Что всем желается, но не покупается?

— Давайте вместе определим тему урока. О чём пойдёт сегодня речь?

— Зачем нам это надо изучать? С какой целью?

— Какого здоровья принято желать?

— Этимология слова «здоровье»

3. Объяснение нового материала. (Групповая работа. Каждая группа составляет «Карту урока»)

1.Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, — счастья.

«Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым» Стендаль.

«Здоровье за деньги не купишь» Народная мудрость.

Задание. Постарайтесь каким-либо примером подтвердить обе мысли.

2. Что же такое «здоровье»? Попробуйте назвать все составляющие этого понятия.

Найдите определение в учебнике ОБЖ 8 класс, параграф , сравните с вашим определением.

Составьте структурную схему модели «Здоровье». (Защита каждой группы)

4. Работа по закреплению и обобщению знаний и умений.

Сейчас людям меняют их внутренние органы, как запчасти автомобилям. Правда, стоимость замены почки – от 1 миллиона рублей. А есть «запчасти» и по 2, и по 3, и по 5 миллионов… Например, пациенту повезло: деньги нашлись. Но главная удача – нашлась донорская почка. Так везёт лишь каждому десятому из тех. у кого есть деньги. Поэтому …(ваш вывод)

Чтобы не упустить своего счастья из-за различных болезней и недугов, нужно усвоить несколько важных истин.

Первое. Здоровье человека – в его собственных руках.

Известно немало случаев, когда благодаря воле люди не только сохраняли здоровье на долгие годы до самой смерти, но и возвращали, казалось бы, навсегда утраченное здоровье.

Юрий Власов – самый знаменитый в мире штангист – был не просто болен. Отнимались ноги. Это сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки – не давали покоя головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля и физические упражнения.

Вопрос. Что вы знаете о подобных случаях?

Второе. Избыточный вес – враг здоровья.

Откуда он берётся? Некоторые люди не способны есть умеренно. С пищей они получают энергии больше, чем тратят при ходьбе, движении. Переедание – одна из основных причин избыточного веса тела.

Некоторые девочки, желая иметь стройную фигуру, вообще перестают есть или правильно питаться.

Вопрос. Наилучший ли это способ хорошо выглядеть и почему? Как иначе можно сохранить хорошую форму?

Третье. Движение – это основа жизни.

Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Некоторые из этих веществ являются источниками энергии для сердечнососудистой системы. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше энергии получает сердце. Так природа тесно связала работу мышц с деятельностью сердца.

Утренняя зарядка способствует окончательному пробуждению ото сна. Она выводит организм из сонного состояния. Она настраивает на рабочий лад. Улучшается кровоснабжение тканей. Более глубоким становится дыхание. Возрастает подвижность грудной клетки. Укрепляется сердечная мышца. Увеличивается поступление кислорода в лёгкие и в кровь.

Немало молодых людей думают так: «Жил без зарядки и проживу»

Задание. Попытайтесь нарисовать плакаты, отражающие два образа жизни – с зарядкой и без зарядки. У плаката обязательно должен быть сопровождающий текст. Каждая группа проводит защиту своего плаката.

Четвёртое. От закаливания зависит прирост жизненных сил организма.

Закаливание – это постоянное воздействие солнца, воздуха и воды. Организм постепенно приспосабливается к их влиянию. Тогда он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и другие явления природы.

Таким образом, закаливание предохраняет человека от простуд и инфекций. Улучшается сон и настроение. А тем, кто слишком худощав, закаливание помогает обрести аппетит.

Света знала о пользе зарядки и закаливания. Сначала она хотела делать всё это с 1 января. Но засиделась в новогоднюю ночь, и утро пропало. Тогда было решено всё начать во время каникул. Но на каникулы поехали к бабушке в деревню. А там – вода из колодца. Тогда Света отложила всё до лета…

Вопрос. Как вы думаете, что было летом? Какой разумный совет вы могли бы дать Светлане?

Пятое. Любые вредные привычки губительны.

Курить можно в том случае, если человек решил распрощаться со своим здоровьем как можно быстрее. Если человек курит, ему уже не стоит вспоминать об экологических проблемах – о чистоте воздуха и воды, о хорошем качестве продуктов. Даже если он будет это иметь – сигареты всё перечеркнут.

«Безобидным» алкоголь никогда не был и не будет, особенно в школьном возрасте. Пиво только на рекламных картинках бывает красивым и полезным. А в молодом организме – это «дьявол, поменявший квартиру». Из красивой банки он переселяется в молодое тело и устраивает там настоящий разгром.

Шестое. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ ЛЕНЬ!

Поговорим о режиме дня.

Летние каникулы. Витя решил круто изменить жизнь и развить себя физически. В первое же утро каникул будильник сработал в 7 часов утра. «Для здоровья нужен хороший сон», — подумал будущий Геракл и поспал ещё 3 часа. Затем он, превозмогая холод, забрался в холодную ванну и сидел, пока можно было терпеть. Затем съел пачку чипсов и начал делать зарядку. Первое упражнение – поднятие штанги, второе – подтягивание на перекладине, третье – растягивание резины, четвёртое… утомившись, делать не стал и лёг спать. Проснувшись, плотно пообедал и до полуночи смотрел телевизор. Ночью вызвали «скорую помощь»

Какие ошибки совершил Витя?

Как бы вы начали заниматься укреплением здоровья?

Ваши исследовательские работы.

Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения»

— Давайте проанализируем зависимость вашего самочувствия и настроения от организации дня. Для этого нужно определить, какой тип значков преобладает в каждой из граф и совпадает ли он со значком в графе «Итог». Сколько таких совпадений в течение недели? С чем связаны эти совпадения?

Итак, каждый из вас за счёт правильной организации дня, соблюдения основных требований к режиму дня может повысить эффективность своей деятельности – много успеть и при этом не устать. Сохранить хорошее настроение.

5. Подведение итогов. Оценивание деятельности .

Источник

Урок ОБЖ в 8 классе «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность»

Урок ОБЖ в 8 классе «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность»

Цель: создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

Образовательная — освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное. Воспитательная — содействовать формированию положительной «Я — концепции». Развивающая — способствовать развитию творческих способностей.

I. Актуализация урока

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке (Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых) .

ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т. д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

Работа по теме: Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность»

II. Работа в парах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е

– З – здоровье, зарядка, закалка, зубной врач;

– Р – режим, расческа, ракетка;

Учитель:

— Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

-Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? (Варианты ответов детей).

-Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей).

(Отсутствие болезней; нормальное функционирование организма в системе человек и окружающая среда; способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций, комфорт..)

Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов”. (записать в тетради)

Словарь Ожегова: Благополучие-это спокойное и счастливое состояние.

Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т. д.

Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. Условия жизни, труда, питания… На основе физического формируется социальное здоровье человека.

Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека.

Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень-знать; 2 уровень — уметь предупредить; 3 высший уровень — быть способным помочь близким.

Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.

Задача: У нас в гимназии стоят на учете в военкомате 31 юноша, а служить могут только 20 %, 3 %-не годны к службе в армии, 64 % направлены на дополнительное обследование. Сколько юношей гимназии могут служить в армии?

По данным института гигиены детей и подростков только 20% юношей могут служить в армии, а 2/3 девушек имеют хронические заболевания и нуждаются в лечении, чтобы рожать здоровых детей.

III. Динамическая пауза.

Упражнения для физкультминутки : Игра Пол, нос, потолок…

IV. Здоровье индивидуальное и общественное.

В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н. э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».

Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ).

Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное

Таким образом, понятия общественное и индивидуальное здоровье неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого.

Факторы (100%), влияющие на здоровье:

20%-влияние окружающей среды

10 %-медицинское обслуживание

50% — Образ жизни ( тема след урока)

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.

    наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов; спортивные праздники; воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями; большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни; продолжительность жизни населения.

Учитель: главным критерием здоровья нации является — продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения, отображенную на плакате.

Европа — 74.9 лет.

Канада — 76.0 лет.

Россия — 57.7 лет (мужчины).

Япония — 87.5 лет.

Исландия — 80.0 лет.

Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно — сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания — 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

V. Закрепление изученного материала.

Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.

Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана.

Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов — внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые

предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

VI. Закрепление материала.

Сейчас будем пересказывать текст только существительными по очереди. Причем каждый последующий называет существительное, произнесенные перед ним и добавляет свое.

VII.Подведение итогов

Оцените состояние вашего здоровья по пятибалльной системе:

Рассчитайте среднюю оценку. Если вы за последний год болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл.

Если вы оценили свое здоровье на 5 баллов, то постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонений в здоровье. Постараемся на уроках вам в этом помочь

Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке.

Американские ученые выяснили, что когда человек смеется, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. И, наконец, минуту смеха по благотворности воздействия можно приравнять к 45 минутам пассивного отдыха. Так что смейтесь на здоровье! (Ералаш)

Источник

Читайте также:  Как с пользой для здоровья есть виноград
Adblock
detector