Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей
статья по физкультуре на тему
Данная статья посвящена аспктам физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей»
Аннотация. Данная статья посвящена аспектам физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объёма, а так же от условий, в которых происходит их организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья. Чаще всего наблюдаются такие сочетания, как нарушения опорно – двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно – сосудистой системы и заболевания носоглотки и др. Поэтому так же, как и при проведении закаливания, необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объёма физической нагрузки, хотя на определённый период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико – педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера их деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребёнка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанными с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желание участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремиться необособленно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребёнка происходит замедленными темпами.
По данным исследований, примерно 50 % ослабленных детей имели сниженную двигательную активность (на 20 – 30% по сравнению с большинством детей). Как правило, у них же отмечалось существенное отставание в двигательном развитии, и прежде всего это проявлялось при выполнении упражнений, требующих умения координировать движения, и в упражнениях на развитие скоростно – силовых качеств. Подобные примеры свидетельствуют о том, что дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Однако и такие, подчас незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего носят обратимый характер (гипертрофия миндалин 1 степени, остаточные явления рахита, уплощённая стопа и др.), не должны быть причиной освобождения ребёнка от занятий физической культурой. Дети нуждаются в полноценном физическом воспитании. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, если оно правильно организовано и педагог учитывает все обстоятельства, связанные с их здоровьем, способствует не только устранению имеющихся у них отклонений в развитии двигательных умений, но и улучшению их психофизического статуса.
Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание её должно быть щадящим. В этот период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями. Это относится к таким упражнениям, как бег, прыжки, подвижные игры с высокой интенсивностью движений, игры – соревнования (игры – эстафеты); исключаются упражнения, выполняемые в ускоренном темпе, и упражнения, связанные преимущественно со статическими нагрузками. При выполнении детьми обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и частота их повторений должны быть умеренными.
Подобные назначения делаются врачом индивидуально после тщательного медицинского обследования ребёнка. На основании анализа данных комплексного обследования детям рекомендуется определённое, наиболее адекватное для них содержание занятий по физической культурой, включающее эффективное в оздоровительном отношении сочетания упражнений.
Организуя занятия по физической культуре с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно – двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения – дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности. Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции лёгких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса. Положение рук «вверх», «вперёд», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища – наклоны в стороны, вперёд, лёгкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывают ответную реакцию со стороны диафрагмы – это один из путей повышения её тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудования и различных предметов – гимнастических палок, обручей, мячей.
Помимо физкультурного оборудования и специальных предметов на занятиях с часто болеющими, ослабленными детьми целесообразно использовать разные по назначению тренажёры. Один из них – «бегущая дорожка» – массажёр, приспособленный по размеру к росту дошкольника. Этот тренажёр позволяет детям и побегать, и походить в пределах заданного отрезка времени. Такие упражнения способствуют раздражению рефлексогенных зон стопы, предупреждая тем самым обострение заболеваний верхних дыхательных путей.
Индивидуальную работу по физической культуре с ослабленными детьми лучше проводить в игровой форме: детям предлагаются игровые упражнения, например, «космонавты готовятся к полёту», «туристы в походе»; воспитатель может включить игровой момент и при использовании тренажера «колибри» и диска «здоровье».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые её изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы – утренняя прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов лёгких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как: «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, пёрышко» и др.
Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие «мышечный корсет», а так же упражнения для связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Физические упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, включают ходьбу с высоко поднятыми руками; поочерёдное выбрасывание рук вперёд «бокс»; наклоны корпуса вправо–влево; поочерёдное поднимание ног вверх, лёжа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), – имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы; одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась» – прогибание и выгибание корпуса осуществляется стоя на четвереньках.
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово– и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересечённой местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию тёплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.
Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в дошкольных учреждениях формах работы по физическому воспитанию. Лучше всего эти упражнения проводить в утренние часы. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определённых функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей.
Но наша работа заключается ещё и в том, чтобы проводилась профилактика заболеваний, и для этого мы применяем здоровьесберегающие технологии, вы их видели в занятии. В часности есть технология Пола и Гела Деннисона адаптированная Захаровым . Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Упражнение «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Упражнение «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
Т. Л. Богина Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие Мозаика-Синтез; М.
Захарова Р. А., Чупаха И. В. (по материалам книги Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.)
Источник
Часто болеющие дети
Первый год ребенка в детском саду это настоящее испытание для нервов родителей: кроме того, что ребенок бесконечно болеет, получает множество различных лекарств, это еще и постоянные больничные, плохой сон по ночам мам и пап, которые прислушиваются к каждому шороху ребенка (а вдруг он снова заболел?). Если в этих детях и родителях вы узнали себя, тогда это информация для вас.
Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).
ЧБД — это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них.
По данным разных авторов, ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции.
По об-щепринятой классификации часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).
У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия для включения в группу ЧБД используют инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка:
ИИ = (сумма всех случаев ОРЗ в течение года)/(возраст ребенка в годах).
ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1-3,5 ⠀ Посчитайте данный индекс у Вашего ребенка, и если он относится к группе ЧБД, тогда эта информация для вас.
Проблемы связаны с частыми респираторными заболеваниями
1. Частые и, особенно тяжело протекающие ОРЗ, приводят к нарушению развития функ-ционирования различных органов и систем:
- органов дыхания с формированием хро-нических воспалительных процессов в бронхолегочной системе;
- сердечно-сосудистой системы;
- желудочно-кишечного тракта;
- вегетативной нервной системы, способствуют срыву компенсаторно-адаптационных механизмов.
2. Многократно переносимые вирусные заболевания приводят к значительно выраженному снижению иммунологической резистентности, т.е. эти дети являются иммунологически скомпроментированными.
3. В связи с частой заболеваемостью изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.) и отставанию в физическом и психомоторном развитии.
4. У ЧБД широко и чаще неоправданно используется большое количество медикаментов, т.е. имеет место полипрагмазия, при этом многие препараты (антибиотики, жаропонижающие и др.) сами обладают иммуносупрессивным действием и усиливают нарушения иммунологической резистентности, способствуют развитию аллергии.
5. У ЧБД нарушается социальная адаптация, обусловленная частой потерей контактов со сверстниками.
6. Высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и государства, ограничивает детей и подростков в выборе профессии, влияет в будущем на репродуктивные возможности.
Что влияет на частоту респираторных инфекций у детей
На частоту инфекций, переносимых детьми, влияет комплекс факторов, основными из которых являются:
- запаздывание развития иммунной системы («поздний старт» ее);
- анатомо–физиологические особенности респираторного тракта у детей (мукоцилиар-ная и сурфактантная системы, особенности строения бронхов);
- социальные условия жизни (питание, бытовые условия).
Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также э ндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним.
Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:
- низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья.
- дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и отсутствие режима дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ;
- низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия;
- начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям;
- расширение контактов в семье, транспорте и других местах скопления народа;
- экологические нарушения способствуют повышению заболеваемости ОРВИ и увеличению числа часто болеющих детей, что связано с повышением степени бронхиальной гиперреактивности под влиянием аэрополютантов.
- пассивное курение — частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше. У небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма;
- ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих и др.).
К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:
- неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах;
- перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции;
- изменения функционального состояния вегетативной нервной системы, повышенная метеолабильность также могут влиять на восприимчивость организма к респираторным инфекциям;
- аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности. Это способствует формированию более кратковременной иммунной защиты и, как следствие, большей респираторной заболеваемости у детей с аллергическими заболеваниями.
- очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.
Необходимые обследования
Самое главное: нужно найти врача, которому можно доверить здоровье своего ребенка.
Лучше чтобы это был врач аллерголог-иммунолог с опытом обследования и лечения данной категории детей.
И это далеко неполный перечень того, что необходимо сделать для выявления причины частых болезней. Вполне возможно потребуется еще что-то дополнительно, на разобраться в этом сможет только врач.
Я бы советовала обратиться вначале все-таки к аллергологу-иммунологу.
Программа реабилитации
И когда найдены причины частых и длительных болезней ребенка разрабатывается комплексная программа реабилитации. Для каждого ребенка она составляется индивидуально.
Эта программа состоит:
- Рациональный режим дня (увеличение продолжительности сна, отдыха, прогулки, физические упражнения).
- Рациональное питание.
- Оздоровительные мероприятия.
- Медикаментозная коррекция.
- Вакцинотерапия.
Программа питания
Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:
- использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов;
- обязательное включение в ежедневный рацион свежих или замороженных овощей, фруктов и ягод;
- включение продуктов, обогащенных пектинами, для выведения из организма ксенобиотиков;
- устранение дефицита витаминов;
- использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пас-сажа кала;
- регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника;
- увеличение количества белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения;
- использование продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами— растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха.
Дисбаланс жирорастворимыми витаминами характеризуется наличием недостаточности вит. Е. Латентный дефицит железа и йода имеет место практически у каждого второго ребенка.
В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.
Витамин А — шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.
Витамин С — шиповник, облепиха, черная смородина, петрушка, черемша, сладкий перец, цитрусовые.
Витамины группы В — мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.
Витамин Е — подсолнечное масло, облепиха, бобовые, греча, кукуруза, зеленый горошек, чеснок, лук, черная смородина, брюссельская капуста, салат, морковь.
Йод — морская капуста, креветки, кальмары, яйца, овес, греча, бобовые, кедровые орехи, редис, черноплодная рябина.
Кобальт в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых.
Калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови.
Железо — мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник.
Медь содержится в оранжевых фруктах.
Режим дня
Оптимизация режима дня — важное условие успешного оздоровления детей.
В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению.
1. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек.
2. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжи-тельностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых.
3. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.
4. При наличии нарушений сна, других астеноневротических реакций показаны:
а) прогулки на свежем воздухе перед сном;
б) прием седативных трав (валерианы или пустырника);
в) в качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав:
- саносан (смесь экстракта ши-шек хмеля и корней валерианы),
- персена (капсулы, содержащи еэкстракты валерианы, перечной мяты и лимонной мяты),
- алталекс (смесь эфирных масел из 12 лекарственных трав, в том числе лимонной мяты).
Эти препараты обладают успокаивающим действием, снимают раздражение и нормализуют сон ребенка.
5. Целесообразно ограничить поездки детей в транспорте (во время эпидемии ОРВИ).
Аллергия, я не простуда
Воспитатели часто не принимают кашляющих или чихающих детей, хотя такое состояние может быть обусловлено не простудой, а аллергией, и совершенно безопасно для остальных детей, поскольку никому, кроме самого ребенка, неудобств не причиняет.
Как же отличить простуду от аллергии?
На самом деле родителям, не имеющим медицинского образования, это сделать невозможно. Нужно помнить, что из 10 часто и длительно болеющих детей, 3 могут иметь аллергические заболевания.
Родители я обращаю ваше внимание! ⠀ Если Ваш ребенок пошел в детский сад и стал:
- часто и длительно болеть;
- храпит, хрюкает, сопит носом, дышит открытым ртом не только во время болезни, но и когда он здоров;
- на фоне ОРВИ на 3-4 день болезни присоединяется сухой приступообразный кашель, который переходит в свистящее затрудненное дыхание, дистанционные хрипы;
И все эти симптомы рецидивируют (повторяются вновь и вновь).
Такого ребенка нужно обязательно показать врачу аллергологу-иммунологу для исключения аллергического заболевания. И для этого необязательно ждать несколько лет.
Чем раньше врач установит правильный диагноз, чем быстрее назначит базисную терапию вашему ребенку, тем меньше проблем со здоровьем у него будет в будущем.
И самое главное аллергия лечится.
Медикоментозная коррекция
Для лечения ЧБД нередко предлагают использовать так называемые адаптогены, биогенные стимуляторы, общеукрепляющие средства, которым приписывается способность повышать общую сопротивляемость организма, оказывать стимулирующее или общеукрепляющее действие и т. д., — понятия, не несущие конкретного содержания.
К таким средствам относят:
- апилак;
- прополис;
- экстракты родиолы розовой;
- левзеи;
- элеутерококка;
- заманихи;
- лимонника китайского;
- пантокрин;
- тинростим и др.
Они имеют противопоказания, такие как повышенная возбудимость, эпилепсия, артериальная гипертония.
В качестве одного из основных компонентов патогенетического лечения и профилактики рецидивирующих респираторных инфекций используются методы, которые принято называть иммунокоррекцией.
Но при этом нельзя забывать, что иммунокоррекция должна проводиться на фоне обязательного соблюдения общих принципов оздоровления. Для ее успешного проведения при частых ОРЗ в первую очередь должно быть максимально уменьшено влияние эндогенных и экзогенных (неблагоприятные социально-бытовые и экологические условия, пассивное курение и др.) факторов.
Выбор оптимального препарата из большого числа иммунотропных средств, действующих на разные уровни повреждения в иммунной системе —фагоцитарный, клеточный, гуморальный, — сложная задача даже для иммунолога.
Опубликовано много работ о применении у детей из группы ЧБД различных иммунокорректоров, однако их результаты противоречивы и не всегда могут достоверно свидетельствовать об их эффективности.
Поскольку подавляющее большинство иммунокорректоров, обладают невысокой избирательностью воздействия, то их применение возможно только после выявления конкретных выраженных иммунологических сдвигов.
Назначение неспецифической иммуностимулирующей терапии (особенно родителями) без учета «точек приложения» препаратов и патогенетических основ заболевания может привести к еще большим нарушениям в иммунной системе.
Частые ОРВИ и ОРЗ не являются признаком иммунодефицита!
Оздоровительные мероприятия
Одной из причин, способствующих высокой респираторной заболеваемости, нередко является дисфункция и/или незрелость и детренированность системы терморегуляции с пониженной устойчивостью к изменяющимся климатическим и гелиогеографическим факторам.
В связи с этим большое значение приобретает закаливание, снижающее уровень заболеваемости.
Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год.
У большинства часто болеющих детей из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста.
Хороший результат дает систематическое проведение так называемой стопотерапии, представляющей собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).
В оздоровлении часто болеющих детей имеет значение систематическое проведение специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы).
Вакцинация
Помимо обязательных прививок перед детсадом и школой необходимо провести дополнительную иммунизацию.
Носителями гемофильной палочки и пневмококка является 90% детей детсада и школы.
Эти инфекции — причина ОРЗ, отита, пневмонии и бронхита и в тяжёлой форме гнойного менингита.
Хиб-инфекция и пневмококк передаются не только при разговоре и чихании, но и через игрушки.
Восприимчивы к заболеванию именно дети до 5 лет.
Грипп — ОРВИ, передающееся воздушно-капельным путем.
- сильная головная;
- мышечная боль;
- боль в горле;
- кашель;
- озноб;
- высокая температура.
Обычно грипп проходит за несколько дней, но иногда заболевание может продолжаться намного дольше и стать причиной осложнений. Вакцинацию детей проводят с 6 мес.
Ветрянка — это не всегда легкое заболевание. Течение ветрянки бывает разным. Иногда пузырьков немного, температура не поднимается, ребенок чувствует себя хорошо. В других случаях высыпаний очень много, постоянно появляются новые, температура повышается до 39-40 град. Ребенок становится вялым, плаксивым, ухудшается аппетит.
При пустулезной форме на коже возникают гнойнички, болезнь протекает дольше, тяжелее. На месте гнойничков остаются заметные рубцы.
Иногда появляются большие пузыри, заполненные мутной жидкостью. Когда они лопаются, то оставляют мокнущую поверхность — идеальные ворота для инфекции.
Ветрянка может вызвать:
- ларингит с удушьем,
- пневмонию,
- энцефалит,
- менингит.
Тяжелое течение обычно бывает у детей со сниженным иммунитетом, ослабленных.
Менингококковая инфекция вызывает менингит и сепсис, и представляет опасность для детей дошкольного возраста. Прививку от инфекции делают с 9 мес.
Гепатит A считается болезнью грязных рук. В детском саду дети очень тесно общаются друг с другом и могут легко заразиться желтухой.
Клещевой энцефалит опасен развитием параличей, вследствие чего можно остаться инвалидом на всю жизнь. Дети в детском саду выходят на прогулку в парки, где имеется риск укуса клещом. Прививку от клещевого энцефалита делают малышам с 1 года.
Программа реабилитации
И теперь самое главное: как справится с этой проблемой, когда ребенок болеет бесконечно.
Поликлиника «Профессионал» предлагает новую комплексную программу для реабилитации часто болеющих детей, рассчитанную на 3-6 месяцев.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая начинается с осмотра ребенка и консультации врача.
По результатам лабораторного обследования, экспертной оценки узких специалистов (инфекциониста, оториноларинголога, гематолога, гастроэнтеролога, невролога, психолога и др.) на основании глубокого анализа всей полученной информации подбирается индивидуальный план комплексной реабилитации, который соответствует уровню здоровья вашего ребенка.
Источник