Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни
статья по физкультуре на тему
Основные задачи и направления физического воспитания в детском саду. Описаны условия, способствующие воспитанию здорового дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
— охрана и укрепление здоровья детей;
— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
— создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;
— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;
— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;
— воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.
Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия.
Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На участке ДОУ желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий» и т.д.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует гибкий режим дня, который следует рассматривать в 3-х аспектах:
— динамичный режим дня для детей;
— гибкий график работы воспитателей, специалистов;
— разная длительность пребывания детей в группе.
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создаёт условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития.
Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно только при условии содружества медицины и педагогики, чётко организованного медико-педагогического контроля, в который входят:
— медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
— медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
— санитарно-педагогический надзор за местами, где производятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды занимающихся детей.
Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач ДОУ составляет сводную схему, которая поможет иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Для этого необходимы:
— чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;
— соблюдение режима прогулок во все времена года;
— сон с доступом воздуха;
— гигиенические процедуры и др.
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры и упражнения, развлечения.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
— маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;
— в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);
— в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.
В целях развития индивидуальных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по интересам: волейбол, футбол, баскетбол и др.
Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада должно осуществляться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Здоровый крепкий организм до.
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни».
«Методическое сопровождение физического образования дошкольников».
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре).
Статья поможет раскрыть понятие проекта для дошкольных работников. На примере инструктора по физической культуре ДОУ проектная деятельность в ДОУ станет ясной для инструкторов.
Источник
Физическое воспитание в детском саду
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Физическое развитие детей является основой полноценного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdrovitelnaya_rabota_v_mbdou.odt | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
В нынешнее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогическому персоналу детского сада. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Проветривание ванны /перед, после сна/
- Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
- Профилактические прививки
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки /в теплое время года/
- Полоскание горла /ежедневно/.
Травами /1 раз в квартал по 10 дней/ - Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- спортвный зал оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
- имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
- имеется музыкальный зал;
- существует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом.Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей: “Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”. В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно,хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
- Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
- Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
- Профилактика заболеваний.
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика,профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание перед сном групп. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
- Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
- Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.
- Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
- Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
- Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
- Дышать носом.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.
- “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
- Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
- Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
- Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
- поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
- ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
- нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
- лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
- с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
- Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
- Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
- Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
- “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
- С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
- Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
- С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
- Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
- Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья. Тематическое планирование занятий:
Источник