Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
педагогические науки
- Вяткина Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
- Омский государственный технический университет
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МЕТОД
- СРЕДСТВО
- УПРАЖНЕНИЕ
- ТРЕНИРОВКА
- СТУДЕНТ
- ЗДОРОВЬЕ
- ВОСПИТАНИЕ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ГИМНАСТИКА
- ЗАБОЛЕВАНИЕ
Похожие материалы
Физическое воспитание — неотъемлемый компонент всестороннего развития личности, поэтому занятия физической культурой важны и являются обязательными в колледжах и высших учебных заведениях.
Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40% [3].
Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а следовательно разработка инновационных методов в построении учебного процесса.
При организации физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ставятся определенные задачи, которые должны учитывать как проблемы социума (проблема охраны здоровья молодежи), так и мотивацию самих студентов к занятиям физической культурой.
К основным задачам можно отнести следующие:
- Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
- Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
- Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
- Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Также необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:
- Систематичность и последовательность;
- Доступность и вариативность;
- Оптимальность нагрузки.
При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:
- Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
- Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
- Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.
В процессе занятий с такими студентами важно не только учитывать дидактические принципы, но и методические особенности.
В процессе анализа методической литературы было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [2, 5, 6].
Для общефизической деятельности используются разнообразные динамические, статические общеразвивающие упражнения. Они в основном направлены на общее развитие организма, на укрепление здоровья в целом.
Основная задача специальной тренировочной деятельности заключается в том, что она направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма.
При организации занятий физической культуры важно учитывать нагрузку, которая должна дозироваться с учетом индивидуальных особенностей заболеваний учащихся. При этом должны учитываться: сложность выполнения физических упражнений; количество повторений; общая плотность занятия; объем выполнения упражнений.
Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:
- Специальные дыхательные упражнения;
- Физические упражнения статистического характера;
- Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
- Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
- Массаж и самомассаж;
- Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
- Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
- Эрготерапия (трудотерапия).
Немаловажное значение имеют и методы, которые применяются на занятиях в специальных медицинских группах.
К самым распространенным относятся:
- Коррекция (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и др.);
- Дозированные восхождения (терренкур): сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15 градусов;
- Аутогенные тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения [2].
Особое место занимают нетрадиционные методики, которые также используются при физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. В качестве примеров можно привести следующие:
- Китайская оздоровительная гимнастика — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао:
- Использование игровых видов спорта:
- Комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
- Дыхательная гимнастика йогов;
- Элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
- Гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [5].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.
Список литературы
- Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
- Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
- Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.
- Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
- Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46
- Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Физическое воспитание студентов отклонениями состоянии здоровья
Проблема поддержания и повышения уровня здоровья молодого поколения является одной из актуальнейших социальных проблем современной российской действительности, которая характеризуется постоянно ускоряющимся темпом жизни, большим объемом поступающей и исходящей информации, серьезной психофизической нагрузкой на организм человека в процессе жизнедеятельности. Данные изменения условий существования человечества происходят на фоне экологического загрязнения среды обитания, отсутствия доброкачественной питьевой воды и продуктов питания, что негативно влияет на составляющие здоровья человека.
Помимо этого, для учащейся молодежи современные социально-экономические условия характеризуются происходящими изменениями в системе высшего образования, включающими введение различных направлений подготовки, новых специальностей, новых учебных программ, спецкурсов, новых, нестандартных видов обучения, расширения диапазона образовательных и научно-технических услуг. Все это ведет к усилению активности межличностных отношений, проблеме адаптации личности, требует высокого уровня мобилизации всех внутренних процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма, и многим другим факторам, которые отражаются на состоянии здоровья молодого поколения граждан Российской федерации [3, 8].
Результаты медицинского осмотра студентов 1–2 курсов Кузбасского государственного технического университета выявили, что увеличилось количество студентов, которым рекомендованы занятия физическим воспитанием в подготовительной и специальной группах: в 2013 году в данных группах занимались 10,5 % от общей массы, в 2014 году этот процент составил 28 % соответственно, в 2015 году процент студентов с низким физическим развитием повысился до 41 %. Кроме того, за последние годы значительно увеличилось число молодых людей, освобожденных от практических занятий физической культурой, в 2013 году в специально-теоретических группах занималось 2,5 % всех студентов первых курсов, в 2014 году – 7 %, в 2015 году – 10 %.
Здоровье студенческой молодежи является одним из важнейших условий эффективной деятельности участников образовательного процесса в вузе, следовательно, поиск форм, методов и средств физического воспитания для повышения уровня здоровья и физической работоспособности студентов и составляет цель нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень функциональной работоспособности и отношение к традиционным занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику использования занятий скандинавской ходьбой в процессе физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
3. Определить влияние занятий скандинавской ходьбой на уровень физической работоспособности, улучшение самочувствия и настроения студентов специальной медицинской группы.
В педагогическом эксперименте по проблеме исследования физической работоспособности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья принимали участие студенты 1 курса Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева. Оценка кардиореспираторной производительности организма занимающихся, от которой зависит способность длительно и с достаточно высокой интенсивностью выполнять определенный объем двигательной работы, производилась с помощью шагового варианта теста PWC170. Испытуемым предлагалось выполнить восхождение на ступень различной высоты в зависимости от пола и возраста, темп восхождения для всех обследуемых составлял 30 восхождений. По результатам регистрации частоты сердечных сокращений после нагрузки рассчитывался индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):
.
По данным индекса Гарвардского степ-теста оценивался уровень работоспособности студентов специальной медицинской группы (таблица).
Показатели физической работоспособности студентов 1 курса
Таким образом, по результатам шагового варианта теста PWC170 можно сделать вывод, что практически все студенты экспериментальной группы имеют очень низкий уровень общей физической работоспособности и восстанавливаемость всех функций организма.
Кроме того, среди студентов специальной медицинской группы было проведено анкетирование по вопросам отношения к занятиям физическим воспитанием. При общем положительном отношении к активной двигательной деятельности, около 90 % опрошенных студентов негативно относятся к занятиям физическим воспитанием в вузе, что определяется плохой организацией занятий (20 %), однообразием используемых средств (40 %), невнимательным отношением педагога (15 %), трудностью выполнения определенных двигательных локомоций (10 %), ухудшением самочувствия после занятий (15 %).
Процесс физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, направлен на укрепление здоровья, ликвидацию или стойкую компенсацию нарушений, вызванных заболеванием, повышение уровня физического развития, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков, расширение диапазона функциональных возможностей, повышение сопротивляемости организма, формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями [2, 9].
Кроме того, студенты специальной медицинской группы в процессе обучения в вузе должны приобрести знания по правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса физических упражнений, способам самоконтроля при двигательных нагрузках различного характера, соблюдению личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания, а также практические умения по овладению двигательными локомоциями, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающихся с учетом имеющегося у него заболевания, формированию навыков правильного дыхания при статических и динамических передвижениях [7].
Для решения данных задач повышения физической подготовленности студентов, имеющих хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отклонения в работе опорно-двигательного аппарата, излишний вес, возможно использование нетрадиционных средств физической культуры, в качестве которых можно предложить занятия скандинавской ходьбой. Это высокоэффективный вид физической активности, в котором используются правильная методика занятия, определенная техника ходьбы и специальные палки для равномерного распределения нагрузки по всему телу. Скандинавская ходьба задействует около 90 % мышц человека и, соответственно, она гораздо эффективнее обычной интенсивной ходьбы без палок. По результатам многочисленных исследований использование специальных палок и особой техники ходьбы почти вполовину увеличивает эффективность занятий, при одновременном снижении напряжения на голеностопные и коленные суставы, позвоночник, сердечно-сосудистую и дыхательную системы [1, 4, 5].
Техника скандинавской ходьбы довольно проста, поскольку она основана на естественных движениях, подобных быстрой ходьбе, передвижению на лыжах и складывается из правильно подобранного ритма и рациональной траектории движения рук и ног. Регулирование нагрузки во время занятий данным видом двигательной активности осуществляется в зависимости от уровня физической подготовленности и состояния всех функциональных систем организма занимающихся. Величина нагрузки повышается за счет увеличения частоты и ширины шага, а также длины и сложности дистанции передвижения, количества занятий в недельном микроцикле.
Структура проведения занятий скандинавской ходьбой включает в себя разминку, которая позволяет подготовить организм в целом и определенные мышечные группы в частности к дальнейшей двигательной деятельности с использованием общеразвивающих и растягивающих упражнений. Основная часть состоит непосредственно из прохождения тренировочной дистанции в оптимальном пульсовом режиме, который предлагается определять по формулам: 0,6(220 – возраст) для начинающих и 0,85(220 – возраст) для более тренированных занимающихся [4, 5]. В заключительной части занятия решаются задачи восстановления организма после физической нагрузки, снижения показателей ЧСС, частоты дыхания, с этой целью применяются дыхательные и растягивающие упражнения.
Дозирование физической нагрузки в процессе двигательной активности тонизирует двигательные зоны коры больших полушарий головного мозга, посылает импульсы опорно-двигательному аппарату, в значительной степени усиливает кровоток в мышцах и поступление питательных веществ в суставы, тем самым улучшая и ускоряя процессы регенерации тканей [6]. За счет снижения нагрузки на суставы на 30–35 % при занятиях скандинавской ходьбой посредством опоры на палки изменяется стереотип ходьбы, что, в свою очередь, способствует эффективному формированию мышечного корсета шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, обеспечивает регулирование обменных процессов, происходящих в хрящевой ткани и ранимом поверхностном слое суставов, быстро устраняет боль и восстанавливает функцию движения [4].
Кроме того, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, снижается постнагрузка на сердце и стимулируется приток крови к правым отделам сердца, увеличивается жизненный объем легких, ускоряется обмен веществ, повышаются различные типы защитных реакций, восстанавливается нормальная подвижность нервных процессов. При нарушении функций какого-либо жизненно важного органа скандинавская ходьба сразу включает компенсационные механизмы, например, при нарушении функции дыхания способствует выработке и закреплению компенсации за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов, более экономного протекания окислительных процессов в тканях. Это далеко не полный список преимуществ данного средства физической культуры и его лечебного воздействия на организм человека.
Для определения влияния скандинавской ходьбы на повышение уровня здоровья и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы участникам педагогического эксперимента было предложено вместо традиционных форм проведения занятий физическим воспитанием использовать данный вид двигательной активности. В течение двух учебных семестров студенты 1 курса Кузбасского государственного технического университета занимались скандинавской ходьбой, увеличивая или уменьшая нагрузку в зависимости от уровня физической подготовки и самочувствия, при этом варьировалось время прохождения дистанции от 30 до 50 мин, увеличивался темп передвижений за счет изменения частоты и ширины шага. Как один из способов регулирования нагрузки использовался рельеф местности, для менее подготовленных студентов применялась дистанция с ровной поверхностью, для более подготовленных дистанция включала в себя, в том числе, подъем в гору.
По окончании педагогического эксперимента с помощью Гарвардского степ-теста была повторно осуществлена количественная оценка уровня работоспособности и скорости восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки студентов специальной медицинской группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Результаты тестирования в виде индекса ИГСТ показали, что уменьшилось количество студентов, имеющих плохую и ниже средней оценку физической работоспособности с 90 % до 20 %, увеличился процент занимающихся со средним уровнем развития восстановительных способностей с 10 % до 40 % (рисунок). В экспериментальной группе появились студенты с хорошим уровнем двигательной работоспособности (показатель индекса Гарвардского степ-теста ИГСТ находился в пределах 80–89 значений).
Показатели уровня физической работоспособности студентов специальной медицинской группы
Повторное анкетирование студентов экспериментальной группы, имеющих отклонения в состоянии здоровья, по вопросам отношения к занятиям физическом воспитанием в процессе обучения в высшем учебном заведении показало, что практически все студенты специальной медицинской группы положительно относятся к занятиям, в основе проведения которых используется скандинавская ходьба. Большинство студентов отмечают улучшение самочувствия, настроения, отсутствие болезненных ощущений после занятий, повышение уровня умственной деятельности, снижение количества пропусков занятий по причине заболеваний простудного характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение занятий скандинавской ходьбой в процессе физического воспитания студентов специальной медицинской группы способствует повышению уровня здоровья и физической работоспособности будущих специалистов. Для получения положительного результата при использовании данного вида двигательной активности студенты должны обладать знаниями и умениями по проведению разминки, выполнению дыхательных упражнений, регулированию физической нагрузки, технике выполнения основных движений.
Преимуществами скандинавской ходьбы являются доступность, простота, эффективность, безопасность, практическая и социальная польза, которая выражается в возможности объединения людей, увлеченных стремлением к здоровому образу жизни. Каждый человек, практикующий эту ходьбу, фактически является неким миссионером, продвигающим в жизнь очень важную для всего человечества идею естественной и потому замечательной жизни, освобожденной от стимуляторов и всяких добавок, созданных индустрией якобы для здоровья [5].
Скандинавская ходьба прекрасно подходит для студентов вузов, у которых имеются заболевания системы кровообращения, костно-мышечной, нервной систем, органов дыхания, пищеварения, гинекологических и прочих болезней. Учитывая то, что не каждый студент располагает достаточными финансами, скандинавская ходьба является одним из самых лучших вариантов самостоятельных занятий физической культурой, т.к. данный вид двигательной активности не требует больших затрат в денежном плане.
Следующее достоинство занятий скандинавской ходьбой состоит в том, что не требуется практически никакого снаряжения, кроме палок, в качестве которых возможно использовать и обыкновенный лыжный инвентарь. Кроме того, современные студенты ведут малоподвижный образ жизни, испытывают серьезные умственные перегрузки, проводят мало времени на свежем воздухе, большинство из них имеют низкий уровень физической подготовки, поэтому им идеально подходит скандинавская ходьба, не требующая особых усилий, спортивных навыков и умений и улучшающая работу мозга.
Также занятия данным видом двигательной активности психологически благоприятно влияют на человека, улучшают работоспособность, помогают бороться со стрессом, которому очень подвержены современные студенты, повышают активность и качество жизни будущих специалистов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что скандинавская ходьба является хорошим средством приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры, как составляющей части здорового образа жизни.
Источник