«Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье уделено внимание приоритетному направлению государственной политики нашего государства: охране и укреплению здоровья детей. Раскрываются методы и приёмы физического развития по ФГОС ДО, технологии оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizicheskoe_razvitie_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие в дошкольной образовательной организации – залог укрепления здоровья детей!
Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно, людей.
Показатель благополучия страны и фактор национальной безопасности составляют здоровые дети, которые в свою очередь являются потенциалом здоровья взрослых.
Приоритетным направлением государственной политики в области здравоохранения является охрана и укрепление здоровья детей и подростков. В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей (рост хронических заболеваний, нервно-психические нарушения, экологически детерминированных состояний, наркомании, токсикомании и т.д.) Здоровье ребенка – это состояние его организма, которое выражается в способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Между организмом ребенка с его врожденными, унаследованными особенностями и окружающей средой происходит процесс взаимодействия. А развивается ребенок в результате непосредственного воздействия на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а так же под влиянием информаций, идущих из окружающей среды.
Одним из действенных средств в формировании здоровья детей в условиях дошкольной организации является физическое развитие. Раньше оно осуществлялось однотипно в классической форме организации обучения. Сейчас, в связи с произошедшими реформами в дошкольном образовании, с вступлением в силу ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), появились новые подходы и возможности к оздоровлению и в общем к образованию. Формирование здоровья ребенка в ДОО, уровень его физической подготовленности, объём приобретаемых двигательных умений зависит от того, что преподнесет ему взрослый, то есть педагог. Рассмотрим некоторые подходы к решению задач физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Физическое развитие в ДОО
В дошкольной организации физическое развитие с детьми происходит:
— В непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные навыки;
— В самостоятельной деятельности детей, где ребенок выбирает сам деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и другое;
— Во взаимодействии с семьями детей.
В ходе выполнения этой деятельности решаются следующие задачи:
— Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
— Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ);
— Закаливание организма с целью укрепления внутренних систем, улучшения деятельности сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме;
— Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
— Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических);
— Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
— Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умение сохранять равновесие;
— Формирование широкого круга игровых действий;
— Воспитание интереса и потребности к активной двигательной деятельности и потребности в ней;
— Ежедневное использование разнообразных форм работы по физическому развитию: утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, игры-эстафеты, соревнования.
В решении задач по физическому развитию необходимо учитывать принципы дошкольного образования:
— Индивидуальные особенности каждого ребенка;
— Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;
— Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— Сотрудничество ДОО с семьёй;
— Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;
— Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
— Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы по физическому развитию детей
Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей используются различные формы работы:
1. Утренняя гимнастика.
2. Физические упражнения.
4. динамические паузы.
5. Подвижные игры в помещении и на прогулке.
7. Самостоятельная двигательная деятельность.
8. Физкультурные досуги и праздники.
Работа с семьей основывается на привлечении родителей к полноправному участию в образовательной деятельности ДОО:
— Выступление на родительских собраниях с опытом работы по оздоровлению детей средствами физической культуры;
— Просмотр физкультурно-оздоровительных мероприятий и их анализ;
— Участие в тематических досугах и праздниках;
Методы физического развития
1. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений детей: повторение упражнений, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме.
2. Наглядные методы: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры, звуковые сигналы.
3. Словесные методы: название упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа.
При наличии соответствующих условий в ДОО эффективно использование климатотерапии для оздоровления детей. Климатотерапия – это использование различных метеорологических факторов, особенностей климата данной местности, а также специальных климатических воздействий в профилактических и лечебных целях. Главными факторами климатических воздействий являются воздух, солнце и вода.
Одним из самых доступных методов климатического воздействия на организм человека является аэротерапия. Доказано, что пребывание на открытом воздухе улучшает окислительные процессы, функциональное состояние центральной и вегетативной нервной системы. Аэротерапия проводится в виде прогулок, спокойных игр на открытом воздухе. Осенью и зимой прогулки можно проводить 2 раза в день, летом при хорошей погоде ребенок может находиться на открытом воздухе целый день (пребывание (сон) на открытых верандах, балконах, в комнате при открытых окнах, фрамугах).
Гелиотерапия – это применение дозированных солнечных ванн. Под влиянием солнечных лучей повышается тонус центральной нервной системы, стимулируются обменные и иммунологические процессы. Проводить солнечные ванны следует на благоустроенных в гигиеническом отношении площадках, защищенных от ветра. Проведение солнечных ванн начинают при установившейся теплой погоде, но не выше + 25 [a] градусов С и после 1-2 недельных воздушных ванн. После солнечной ванны принимают заключительную воздушную, а затем водную процедуру (обливание, душ и т.д.) с последующим отдыхом.
Гидротерапия – метод лечебного и профилактического воздействия на организм пресной воды в виде душей, ванн, обливаний, обтираний, компрессов и т.д. Вода оказывает на организм термическое и механическое влияние. Воздействие этих факторов вызывает рефлекторные реакции организма, проявляющиеся различными физиологическими и лечебными эффектами. Важным достоинством гидротерапии является возможность её широкого применения для физиопрофилактики в дошкольных учреждениях и в домашней обстановке.
Лечебная физкультура и массаж
Лечебная физкультура и массаж широко используются для укрепления здоровья детей: улучшается эмоциональный тонус и физическое развитие, повышаются функциональные способности органов дыхания, кровообращения (при наличии в штатном расписании ДОО специалистов-медиков по массажу и лечебной физкультуре).
Лечебная физкультура – метод лечения и профилактики, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения осложнений патологического процесса.
Массаж – это комплекс приемов дозированного механического воздействия на организм ребёнка, проводимых руками или с помощью аппаратов с целью развития, укрепления и восстановления его функций. Лечения и профилактики заболеваний. Лечебная физкультура и массаж играют огромную роль в формировании здорового ребенка, укрепления и сохранения его здоровья.
Систематическое проведение мероприятий по физическому развитию и закаливанию детского организма, можно достичь следующих показателей:
- Снижение заболеваемости;
- Повышение уровня физического развития;
- Стабильность физической и умственной работоспособности в учебном году;
- Сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);
- Умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.
1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1972г.
2. Пономаренко Г.Н. «Физические методы лечения»: Справочник СПб», 1999.
3. А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» М. «Просвещение» 1984г.
4. Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» М. «Просвещение» 1983г.
5. «Планирование в физической культуре дошкольников» Методические рекомендации. СПб. им. Герцена 2000г.
6. В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» М. «Просвещение» 1986г.
7. Ю.А. Кириллова «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Спб. «Детство — Пресс» 2013г.
8. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения с детьми с 3 до 7 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
9. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду с детьми 3-4 лет» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
10. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
11. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014г.
12. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа» Изд. «Мозаика — Синтез» М. 2014 г.
Источник
Физическое развитие детей дошкольного возраста.
статья на тему
Физическое развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад
Невского района г. Санкт-Петербурга
«Ответственность за развитие и воспитание ребенка возложена в обществе на родителей или лиц, их заменяющих, и дошкольное образовательное учреждение» доктор педагогических наук, профессор А. И. Кравчук.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому развитию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.
Физическое развитие ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения., проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.
Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
В первые годы жизни физическое развитие является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.
Основы физического развития детей дошкольного возраста.
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое развитие – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Система физического развития включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического развития в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое развитие в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.
Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Место физического развития детей дошкольного возраста в общей системе развитие с учетом современных требований.
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому развитию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В тоже время значительное место в системе физического развития занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.
Занятия по физическому развитию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Единство физического и психического развития ребенка.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Задачи физического развития: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического развития.
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического развития детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.
Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.
Средства физического развития: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
В системе физического развития работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
— гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
— естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
— физические упражнения.
Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.
При составлении режима необходимо учитывать следующее:
1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.
2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.
3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.
4. Возрастные потребности в движениях.
5. Время года, климатические условия.
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.
Питание.
Важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического развития. Это предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. Не менее важно создание необходимой материальной среды: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Данные навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают взрослым возможность быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.).
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.
Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.
Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.
Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.
Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.
Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического развития.
За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.
Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.
Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Также улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).
В воспитании детей раннего возраста применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани быстрее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц.
Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их, много в разнообразных подвижных играх.
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности. В движениях он находит источник живой радости. Во многом подвижность ребёнка зависит от его двигательных умений.
Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения. Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем его индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического. Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
При обучении детей на физкультурном занятии воспитатель решает следующие задачи:
- Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребёнок должен узнать, что:
- одно и то же движение можно выполнять по–разному;
- с одним предметом можно выполнять разные движения;
- одно и то же движения можно выполнять с разными предметами.
2. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей, в частности зрительно-двигательной координации.
3. Формирование правильной осанки и укрепления свода стопы.
4. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентированию: зрительно- слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.
5. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучения детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.
6. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий “могу” и “хочу”.
7. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребёнка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребёнку в открытии себя; поддержание инициативы: “Я сам”.
8. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.
9. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнения. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
- Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.
- Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
- Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.
- Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие .
Семинар «Физическое развитие детей дошкольного возраста» знакомит педагогов ДОУ с одним из главных направлений развития детей — физическое развитие.
Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС.
quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста".
Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебны.
Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебны.
Источник