Медицинская статистика: конспект лекций.
Физическое развитие.
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.
Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).
Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.
Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:
1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;
3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.
Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.
Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:
1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;
2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;
3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;
4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;
5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;
6) допризывники – в военкоматах по местожительству;
7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;
8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;
9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.
Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:
1) для детей первого года жизни – по месяцам;
2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;
3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;
4) для детей старше 7 лет – за каждый год.
Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.
1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:
1) соматометрические – размеры тела и его частей;
2) остеометрические – размеры скелета и его частей;
3) краниометрические – размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:
1) тип телосложения;
2) развитие жирового слоя, мускулатуры;
3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;
5) волосяной покров;
6) вторичные половые признаки и пр.
3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:
1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);
2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.
Таким образом, основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).
Для всесторонней характеристики физического развития изучаются, кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).
Данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития.
Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины. Показатели физического развития используются для вычисления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.
Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.
Наряду с изучением данных антропометрии особое внимание уделяется оценке уровня биологического развития, т. е. биологического возраста. Замедленный темп биологического развития имеет существенное значение для решения вопроса о готовности ребенка к школьному обучению в связи с тем, что значительная часть этих детей испытывает серьезные трудности в школе, особенно в младших классах. Кроме того, оценка биологического возраста используется для определения спортивных возможностей ребенка, а также в судебно-медицинской практике.
В клинической практике ряд антропометрических показателей являются важными критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и др.
В гигиене показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест.
В военной медицине показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.
Комплексная оценка физического развития, учитывающая и уровень биологического развития, и морфофункциональное состояние организма, позволяет выявить как детей, имеющих соответствующее возрасту гармоническое физическое развитие, так и детей с различными отклонениями за счет избытка или дефицита массы тела.
Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Его уровень во многом говорит о социальном благополучии общества. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и являются одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.
Источник
21. Физическое развитие как критерий оценки здоровья населения, организация врачебного контроля за физическим развитием.
Физическое здоровье представляет собой важный признак, определяющий уровень здоровья населения. Показатели физического здоровья используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний, контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка, оценки школьной зрелости, спортивных возможностей детей. Показатели физического здоровья служат важными критериями в определении годности к воинской службе и роду войск, широко используются в судебно-медицинской практике.
Физическое здоровье изучается как на популяционном, так и на индивидуальном уровне, отдельно для детского и взрослого населения.
Физическое здоровье индивидуума — это интегральный показатель жизнедеятельности индивидуума, характеризующийся таким уровнем адаптационных возможностей организма, при которых обеспечивается сохранение основных параметров его гомеостаза в условиях воздействия факторов окружающей среды.
Гомеостаз — способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и других) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Уровень физического здоровья населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического здоровья снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического здоровья.
Основные методы изучения физического здоровья человека:
антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);
антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);
антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).
Антропоскопия проводится на основе анализа данных визуального осмотра человека. Оцениваются тип телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, степень развития мускулатуры, жироотложений, развитость вторичных половых
признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивается по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области, развитию молочных желез и времени появления менструаций у девочек.
Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов (антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и т.д.). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.
Для анализа антропометрических данных используют оценочные коэффициенты, выведенные путем сопоставления различных антропометрических признаков. Этими коэффициентами пользуются для оценки физического здоровья индивидуумов, комплексной оценки здоровья населения, отбора в спортивные секции и пр.
Антропофизиометрия проводится с использованием специальных антропофизиометрических методов исследования и оценивается целым рядом показателей, характеризующих силу кисти и становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. Они измеряются с помощью специальных приборов (динамометров, угломеров, велоэргометров, спирографов и др.).
При измерении параметров физического здоровья для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий: измерения должны проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.
Оценка физического здоровья индивидуума или группы населения осуществляется путем сравнения их показателей с региональными стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Для получения региональных стандартов физического здоровья проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Следует помнить, что общепринятых
стандартов физического здоровья не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнические особенности во многом определяют различия в уровне физического здоровья населения.
Разные методические подходы в оценке морфологических и функциональных особенностей организма человека привели к созданию многочисленных классификаций конституциональных типов. В медицинской практике наибольшее распространение получила классификация, согласно которой выделяются три основных типа телосложения:
нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;
астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища;
гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.
Для оценки физического здоровья детей Р.Н. Дороховым и И.И. Бахрахом разработана классификация соматотипов, которая проводится по специальным центильным таблицам. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосо-матический, макросоматический) (рис. 1.11) рассчитывается исходя из суммы номеров процентильных интервалов, полученных для роста, массы тела, длины окружности грудной клетки.
Рис. 1.11. Соотношения соматических типов детей в Российской Федерации
Анализ данных о тенденциях физического здоровья послужил основанием для разработки концепций акселерации (ускоренного физического развития) и ретардации (замедленного физического развития).
Акселерация (от лат. «acceleratio» — ускорение) — это ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Понятие было введено в 1935 г. немецким гигиенистом Кохом. Процессы акселерации наиболее четко проявились во второй половине ХХ в.
Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы акселерационных сдвигов:
улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);
более интенсивная инсоляция;
урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее гонадотропные функции);
генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и др.).
Несмотря на наличие различных гипотез, не вызывает сомнения тот факт, что на акселерацию влияет суммарное взаимодействие физико-химических, биологических и социальных факторов.
Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современной медициной и обществом:
более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);
необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.;
нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития, полового созревания, необходимость установления новых границ между нормой и патологией.
Проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, поэтому заключения можно делать только на основании косвенных сведений.
Известно, что процессы акселерации носят циклический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. Так, в 80-х годах ХХ в. стали появляться научные сообщения о стабилизации процессов акселерации, на основании чего можно предположить, что в ряде развитых стран в XXI в. произойдет замедление процессов физического развития — ретардация, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерационных сдвигов.
Важнейший критерий здоровья — физическое развитие, недостаточно учитываемое и оцениваемое у взрослых. О физическом развитии судят лишь по антропометрическим показателям (измерение массы и размеров тела и т.д.). Это верно лишь отчасти. Правильнее оценивать физическое развитие по антропометрическим, соматоскопическим и функциональным показателям.
Антропометрические показатели не вызывают вопросов, а соматоскопические и особенно функциональные для некоторых медиков спорны. При соматоскопических наблюдениях следует обращать внимание на телосложение (и не только на габитус у детей), определяя его по общепринятым критериям — нормостенический, гипертонический, гипостенический типы телосложения; атлетический (мышечный), дыхательный, промежуточный и др. На основе определения и оценок типов телосложения со времен античности развивается и целое направление медицины — биотипология. Взяв за образец клинические типы телосложения, определенные Гиппократом, биотипология пытается учитывать современные анатомические и физиологические данные, особенно состояние нейроэндокринных констелляций (вспомните классификации Н. Пенде — удлиненный астенический, гиперстенический соответственно укороченный астенический или гиперстенический типы и др.). Кроме определения типа телосложения, нужно оценить состояние кожных покровов, слизистых оболочек (цвет, сухость, влажность и др.), тургор кожи (кожной складки) и другие признаки при осмотре пациента.
Функциональные изменения — данные лабораторных анализов (общие анализы крови, мочи), дыхательной емкости легких (спирометрия), артериальное и внутриглазное давление, возможно, мышечная сила (измерение силы мышцы кисти) и др. Антропометрические измерения и главный из них росто-весовой показатель (рост в сантиметрах минус масса тела в килограммах) и все измерения тела (окружности грудной клетки, бедер, талии и т.п.), а также соматоскопические и функциональные измерения следует фиксировать уже при доврачебном обследовании пациентов и представить врачу. Эти сведения окажут помощь в установлении диагноза, на- значении лечения и профилактических рекомендаций, значительно сократят время приема пациентов. Вполне обоснованны (например, Приказ Минздрава ? 1000) предписания персоналу отделений (кабинетов) профилактики и диспансеризации измерять физические параметры. Если в структуре амбулаторно-поликлинических учреждений нет таких отделений или кабинетов, целесообразно поручать эти функции среднему медицинскому персоналу.
Полное и грамотное обследование физического состояния (особенно соматоскопические наблюдения) позволяет очень быстро сделать предположение о характере заболевания.
Сведения об изменении физического развития, главным образом по антропометрическим данным, послужили основанием для создания и широкого распространения концепций акселерации (ускоренного развития) и ретардации (замедленного развития). Было замечено, что эти процессы происходят волнообразно, отражая биологические и социальные влияния. В 60-70-х годах отмечалась интенсивная акселерация, когда дети, подростки, молодежь на 10- 15 см опережали по росту и на несколько килограммов по массе тела принятые за норму параметры; меньше были выражены признаки замедленного развития (всего у нескольких процентов детей и молодых людей). В последующем «волна» акселерации пошла на убыль и возросло число ретардантов. Это особенно заметно в настоящее время в связи с ухудшившимися условиями жизни. Сегодня число ретардантов начинает превышать число акселератов. Акселерация и особенно ретардация сказываются на состоянии здоровья. Это проявляется нарушением деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем. Нарушение физического развития тесно причинно связано с факторами риска здоровью (см. предыдущие разделы), особенно с гиподинамией, избыточной массой тела, самым непосредственным образом влияющей на заболеваемость и другие показатели здоровья. Так по данным нашей
кафедры, в одном из районов Москвы детей с избыточной массой тела было до 29%, что отрицательно сказалось практически на всех показателях здоровья, особенно на первичной и общей заболеваемости (на 25-30% большей, чем у детей с нормальной массой тела).
Как отмечалось, данные физического развития необходимо учитывать в первую очередь при обследовании и оценке здоровья де- тей, но и физическим развитием взрослых не следует пренебрегать. Например, сегодня, несмотря на трудности жизни, более 25% женщин и чуть меньше мужчин имеют избыточную массу тела.
Детальная оценка показателей физического развития проводится при углубленных медицинских осмотрах детей. Обязательному освидетельствованию физического развития подлежат новорожденные, дети 1-го года жизни (ежемесячно), дети раннего и дошкольного возраста (ежегодно), перед поступлением в школу и школьники «декретированных» классов (3-и, 6-е, 8-е классы).
Антропометрические данные ребенка необходимо сопоставить со стандартами физического развития, разработанными с использованием различных методов статистического анализа. В настоящее время успешно применяется центильный метод. Преимущество этого метода по сравнению с методами сигмальных отклонений и регрессионного анализа состоит в том, что центильные шкалы составлены по 10 признакам, которые позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, выявить детей, склонных к ожирению, оценить функциональное состояние организма, выявить детей с изменением сосудистого тонуса.
Поскольку центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп детей, необходимо, прежде всего, установить возраст ребенка с точностью до дней, чтобы отнести его к соответствующей возрастной группе.
Физическое развитие детей в значительной степени определяется условиями анте- и перинатального периодов. Среди детей, родившихся от женщин с токсикозами, заболеваниями матери, среди переношенных в 1,5 раза больше детей с отклонениями в развитии, среди недоношенных — в 3 раза, среди родившихся при патологии родовой деятельности — в 4 раза. У родителей, работающих в контакте с производственными вредностями, число детей с отклонениями в развитии в 2 раза превышает число детей с хорошим и нормальным развитием. У курящих и потребляющих алкоголь отцов в 2 раза, а у таких же матерей в 4 раза больше детей с отклонениями в развитии, чем детей с хорошим и нормальным физическим развитием.
Дети, начавшие посещать детские дошкольные учреждения до 1,5 лет, имеют худшие показатели физического развития на 7-м году жизни, чем их сверстники, начавшие посещать детские сады в более старшем возрасте.
В особом внимании педиатров нуждаются дети с отклонениями в физическом развитии в результате избыточной массы тела.
К ведущим факторам риска по ожирению относятся искусственное вскармливание, гиподинамия и наследственная предрасположенность. Немаловажную роль в распространении ожирения играет и несбалансированное питание. За последние годы сократилось потребление многих биологически ценных продуктов — мяса, молока, рыбы, а также овощей и фруктов, а потребление картофеля и хлеба возрастает. Рацион питания детей преимуществен- но углеводистый, сниженной энергетической и питательной ценности. Федеральная программа развития индустрии детского питания выполняется неудовлетворительно.
Безусловно, особенно неблагополучно состояние детей, имеющих несколько факторов риска. В то же время почти 2/3 родителей, дети которых страдают ожирением, не считают своих детей больными и соответственно не устраняют факторы риска, хотя превышение массы тела на 15% и более оптимальной способствует более высокой заболеваемости, особенно сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями, болезнями желудочно-кишечного тракта.
Практически все дети с ожирением II и III степеней относятся к часто болеющим, причем у них не только чаще возникают острые заболевания, но и более распространен ряд хронических заболеваний — спутников ожирения. Это вегетососудистая дистония по гипертоническому типу, хронический тонзиллит, артериальная гипертензия, нарушение осанки, плоскостопие, болезни органов пищеварения, сахарный диабет.
Источник