Педразвитие
Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ «Педагогический колледж №10»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и
развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в
организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку
всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:
периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая
система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная
функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает
положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-
мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций
дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.
Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического
развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками
мотивации физической активности детей.
В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с
развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество
отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти
отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,
большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом
недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,
мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях
равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена
нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль
за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в
становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У
многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При
этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики
(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом
развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных
сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно
сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии
проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в
физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова
опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног
не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе
отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка
согнуты в тазобедренном суставе.
При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги
опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.
При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.
Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной
Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать
мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок
нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта
очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение
задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,
направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом
развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его
телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной
деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной
работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие
ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление
системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и
совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных
отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию
детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.
Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.
В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание
детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и
гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для
любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно
приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или
отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной
работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.
В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены
специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех
возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится
также на занятиях по музыкальному воспитанию.
В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной
активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в
утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-
дефектолога и воспитателя.
Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по
физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития
детей данной группы.
Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и
воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.
Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где
используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание
детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет
определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим
й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют
их и определяют цвет;
й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик
соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;
й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты
раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый
и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу
взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей
обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».
Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».
Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —
нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по
цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность
целенаправленно ориентироваться в пространстве.
Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-
дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание
уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,
ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —
одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и
совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и
упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем
театрализованные игры для рук.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются
занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная
активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду
строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных
движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,
плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию
равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию
движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом
каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к
физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по
сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная
работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,
и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной
мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,
так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют
ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей
ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть
подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают
осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к
При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и
Источник
Особенности проведения образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ
Елена Казанова
Особенности проведения образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ
Полноценное физическое развитие ребенка- это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.
Именно в дошкольном возрасте физическое воспитание очень тесно связано с общим воспитанием. В этот период у ребенка закладываются основы здоровья долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
На сегодняшний день существует тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии (ОВЗ).
У дошкольников с ОВЗ выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости, а так же нарушение мелкой и общей моторике.
Аномальное развитие двигательной сферы, в большинстве случаев, ведет к трудностям в социализации ребенка, познании им окружающего мира, овладение речью.
В процессе педагогических наблюдений на физкультурных занятиях было выявлено, что дети с ОВЗ не способны выдерживать длительную двигательную нагрузку из-за быстрой утомляемости и низкой работоспособности, так же выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
Поэтому при планировании работы по физическому воспитанию необходимо учитывать основные физиологические факторы,влияющие на состояние здоровья ребенка:
— физическую нагрузку;
-показания и противопоказания при нарушении;
— подвижные игры и упражнения для развития двигательной сферы.
Так же физкультурные занятия с детьми с ОВЗ должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития координационных способностей, мелкой и общей моторики, ориентировки в пространстве.
Самая главная и правильная форма воспитания детей с ОВЗ это игра. Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, способствуют развитию ловкости, быстроты, координации и выходу накопившихся запасов энергии, прививают коммуникативные навыки и выравнивает психоэмоциональное состояние ребенка.
Особое место отводится речевым играм, они помогают развивать ритмичность, формируют у детей речевое дыхание.
Огромное значение для дошкольников с ОВЗ играет интерес к занятию спортом. И в этом очень важно разнообразить физическую деятельность дошкольников. Одним из вариантов разнообразияявляются разные виды физкультурных занятий: игровые, сюжетно-игровые, тематические, интегрированные, музыкально-ритмические, тренировочные.
Для успешной работы по развитию физических качеств ребенка является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.
Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы– одна из основных задач инструктора по физической культуре.
Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
Список использованной литературы.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»— 2014.
2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 5 — 9.
3. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 2007 г.
4. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
5. Змановский, Ю. Ф.Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9. – С. 34-36.
Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.
«Веселые лягушата». Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в средней группе Программные задачи:формировать умение координировать движения с ритмом музыки. Упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений на степах.
Использование ИКТ в работе с дошкольниками по физическому развитию Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию в младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 » Ручеек» г. Новоузенска Саратовской области» Конспект непрерывной.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной к школе группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 » Ручеек» г. Новоузенска Саратовской области» Конспект непрерывной.
Конспект образовательной деятельности ОО по физическому развитию в младшей группе «В поисках Колобка» Цель: Оздоровление организма воспитанников посредством физических упражнений Задачи: Способствовать освоению детьми основных видов движений:.
Конспект занятия организованно образовательной деятельности по физическому развитию в средней группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия организованно образовательной деятельности по физическому развитию в средней группе «Путешествие в сказку «Волк и семеро.
Особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ Особенности реализации метода проектов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Метод проектов — педагогическая.
Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности Особенности взаимодействия педагогов с дошкольниками в театральной деятельности. Е. А. Фароян В процессе общения формируются и развиваются.
Источник