Меню

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Педразвитие

Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ «Педагогический колледж №10»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)

Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и

развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в

организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку

всех органов и тканей, их структурную перестройку.

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:

периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая

система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная

функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает

положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-

мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций

дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.

Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического

развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками

мотивации физической активности детей.

В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с

развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество

отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти

отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,

большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом

недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,

мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях

равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена

нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль

за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в

становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У

многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При

этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики

(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом

развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных

сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно

сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии

проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных

У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в

физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова

опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног

не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе

отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка

согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги

опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.

При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать

мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок

Читайте также:  Открытое занятие здоровье с родителями

нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта

очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение

задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,

направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом

развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его

телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной

деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной

работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание

Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие

ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление

системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и

совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных

отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию

детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание

детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и

гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для

любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно

приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или

отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной

работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.

В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены

специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех

возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится

также на занятиях по музыкальному воспитанию.

В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной

активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в

утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-

дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по

физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития

детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и

воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.

Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где

используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание

детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет

определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим

й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют

их и определяют цвет;

й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик

соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;

й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты

раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый

и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу

взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей

обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».

Читайте также:  Журнал здоровья кишечные заболевания

Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».

Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —

нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по

цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность

целенаправленно ориентироваться в пространстве.

Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-

дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание

уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,

ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —

одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и

совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и

упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем

театрализованные игры для рук.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются

занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная

активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду

строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных

движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,

плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию

равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию

движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом

каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к

физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по

сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная

работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,

и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной

мускулатуры и нормализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,

так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют

ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.

Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей

ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть

подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают

осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и

Источник

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Важной целью физического воспитания ребенка выступает сохранение его здоровья. Развитие детей с ограниченными возможностями непосредственно зависит от укрепления его здоровья и, прежде всего, упорядочением распорядка дня.

Повышенное внимание уделяется детям с двигательными расстройствами – сДЦП. На основе консультаций с врачами осуществляются специальные занятия, способствующие устранению дефектов моторики.

У детей со слабой соматикой отмечается повышенная истощаемость организма, высокая утомляемостькоторая влияет на качество работоспособности, замедление психических процессов, способствует пассивности и сонливости.

У детей с аномальным развитием ЦНСснижена дееспособность нервных клеток. Дети вскоре утомляются, непродолжительный этап активности меняется с заторможенностью, уменьшена реактивность организма.

Дети с ограниченными возможностями имеют расстройства в физическом здоровье, они наиболее чувствительны к вирусным и инфекционным заболеваниям вследствие истощенной иммунной системой. Для упрочнения здоровья детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях практикуют процедуры, сосредоточенные на закалку, включающие в себя воздушные и водные процедуры. Дети со временем привыкают к продолжительному нахождению на свежем воздухе в любое время года, обмыванию охлаждающей водой.

Читайте также:  С днем матери здоровья детям

У детей, имеющих ограниченные возможности наблюдается недоразвитие моторной области, влияющее на их здоровье, вследствие чего иммунитет организма будет понижен. Поэтому совершенствованию свободных движений и исправлению моторики уделяется отдельный интерес в процессе их физического улучшения.

Система физического воспитания детей с ОВЗ представлена организацией педагогически-охранительного режима жизнедеятельности, правильное питание, обогащенное витаминами, закалка организма и формирование среды улучшения развития и коррекции движений. С этой целью используются разнообразные типы массажа и оздоровительной гимнастики, занятия по физкультуре и пласторитмике, подвижные игры, упражнения, направленные на координацию и равновесие.

Основной задачей физического развития таких детей является стимуляция психомоторного развития и коррекция нарушенной моторики, укрепление физического и психического здоровья [7, с. 55].

Физическое образование детей с ограниченными возможностями здоровья решает два вида основных задач:

Общие (для любых типов ДОУ). К ним относятся:

-развитие физического здоровья детей;

-формирование и укрепление правильной осанки;

-автоматизация произвольных движений,

-закрепление физической работоспособности;

2. Коррекционные, цель которых профилактика и преодоление нарушений физического развития при учете структуры дефекта. К ним относятся:

-формирование среды, способствующее развитию ребенка;

-формирование комплекса условий, которые положительно влияют на психомоторное развитие;

-реализация комплекса мероприятий, которые направлены на коррекцию, развитие и усовершенствование опорно-двигательной системы.

Развитие двигательных функций детей является трудным процессом, который подчиняется ряду биологических и социальных факторов:

-формирование центральной нервной системы, её зрелости,

Более активное двигательное развитие происходит в период младенчества, когда формируются основные двигательные системы, необходимые для успешной адаптации ребенка к окружающей среде. Движения ребенка формируются по принципу гетерохронности: пока улучшаются одни двигательные навыки — одновременно начинают осваиваться другие. В ходе сенсомоторного развития дифференцируется возможность движений [1, с. 15-20].

Стимуляция психомоторного развития — одна из важнейших задач физического воспитания. Эта работа проводится с учетом закономерностей нормального моторного развития [6, с. 68].

На первом этапе моторного развития (от рождения до 4 месяцев) главной задачей выступает контролирование положения головы, сенсомоторное развитие, возможности разнообразных движений пальцев рук.

На втором этапе (от 4 до 6 месяцев) манипулятивные действия нуждаются в стимуляции, а к концу 5-го месяца жизни закрепляются выпрямляющие движения для умения сидеть.

На третьем этапе (от 6 до 8 месяцев) в стимуляции нуждается моторная активность ребенка, а так же ползанье.

На четвертом этапе (от 8 до 12 месяцев) стимулируются координированные движения, развиваются навыки самостоятельной ходьбы, дифференцируются движения пальцев рук.

На пятом этапе моторного развития (от 1 года до 2 лет) качественно совершенствуются навыки самостоятельной ходьбы, уделяя внимание равновесию, развитию манипулятивной и исследовательской деятельности, требующей координированных и дифференцированных движений рук.

На шестом этапе (от 2 до 3 лет) у ребенка стимулируют моторную активность, совершенствуют координацию и равновесие [3, с. 15].

1.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков — С. 15–21

2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей — С. 10

3.Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М.М.:2005- С. 15

4.Обучение детей с нарушением интелектуального развития: Олигофренопедагогика. Под редакцией Пузанова Б.П.М.: 2001- С. 20-33

5.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1986 — С. 44

6.Специальная психология. Лубовский В.И. М.: 2006. — С. 68

7.Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой- С. 55

Источник

Adblock
detector