Меню

Физическое отклонение здоровья человека

31. Физические и психические отклонения от нормы в социальной педагогике

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% — с наследственной патологией и 1-2% — с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

Ø недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

Ø ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

Ø недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании, физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений, прежде всего, относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos — малый и phren — ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности — характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к музыке, другие — к математике, третьи — к изучению иностранных языков и т. д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «. Начиная с двух лет, всякий ребенок становится, на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

Читайте также:  Чем опасны чипсы для здоровья детей

В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организации человека встречаются, не так часто — лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ). Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей, и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения, прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования — логопед, олигофренопедагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми); а также социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой, для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу, как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению.

Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но, безусловно, социально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение.

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Источник

Группы здоровья: виды и характеристики

Группы здоровья: виды и характеристики

Что такое группы здоровья?

Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.

Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Читайте также:  Компьютер это опасно для здоровья

Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.

Медицинский осмотр — это важно!

В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.

Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.

На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.

Критерии здоровья детей

— Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.

— Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.

— Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.

— Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.

— Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.

Виды и характеристика групп здоровья детей

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

— хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;

— гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;

— частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Первая группа

Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.

Вторая группа

Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.

IIA группа

IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.

IIБ группа

IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.

Читайте также:  Ответственность водителя за причинение вреда здоровью пассажиру

Третья группа

Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.

Четвертая группа

Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.

Пятая группа

Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Активность детей и группы здоровья

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.

2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.

3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.

5. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения

Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.

По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.

Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:

Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.

Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.

Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.

Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д

Источник

Adblock
detector