IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ
Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена, в первую очередь, определяющим значением самого феномена здоровья.
Наметившийся в современном обществе кардинальный пересмотр взглядов на здоровье приводит к изменению восприятия самой сущности данного понятия. На сегодняшний день здоровье считается одной из главных общечеловеческих ценностей. Между тем психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека и рассматривается как условие социальной стабильности и прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Психологическое здоровье представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, которая включает когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического, социального уровней и отводит исключительную роль высшим психологическим образованиям, выполняющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути. Существует множество факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на состояние психологического здоровья.
В настоящее время, когда спорт и физическая культура набирают все большую популярность становится актуальным вопрос: как наличие или отсутствие регулярных физических нагрузок в жизни личности влияют на психологическое здоровье этой личности.
В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Телесное или физическое здоровье — это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
Душевное или психическое здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.
Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
Психологическое здоровье — динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики:
• наличие ориентации на реальность;
• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
• центрированность на проблеме, а не на себе;
• наличие потребности в одиночестве;
• автономность и независимость;
• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
• идентификация с человечеством;
• способность к близким отношениям с людьми;
• наличие чувства юмора;
• высокая креативность и др.
По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это:
открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств,
отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств
способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность. (В.М. Шепель).
В наше время физическая культура и спорт приобрели такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития, но и положительно влияют на психологическое здоровье человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство — одна из прекраснейших ценностей жизни. Высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических.
А.П. Нечаев в своей монографии писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность — мускульными пороками».
В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим, появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.
Кроме того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей регулярно занимающихся физической активностью уменьшается тревожность, напряжение и агрессия. Спорт – это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.
Дозированные нагрузки выравнивают уровень сахара в крови и устраняют хроническое мышечное перенапряжение, которое характерно для постоянно нервничающих людей. Такие физические нагрузки позволяет держать уровень стресса под контролем, так как спорт способствует выплеску накопившейся агрессии не на близких и со скандалом, а во вне и с пользой.
Во время занятий спортом организм вырабатывает эндорфины – природные антидепрессанты. Эндорфины (химические соединения, по структуре сходные с опиатами, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга) приводят человека в состояние эйфории, по этой причине эндорфины часто называют «гормонами счастья» или «гормонами радости». Физическая активность вызывает активный приток кислорода ко всем органам тела, в том числе и к головному мозгу. Это способствует уменьшению симптомов многих психических беспокойств, таких как уныние, депрессия, стресс, бессонница.
Первое исследование, призванное выяснить, как физическая активность влияет на настроение, было проведено еще в 1970 году. В нем участвовали две группы мужчин. Первая — в течение шести недель тренировалась: в программу были включены пробежки, плавание, езда на велосипеде. Вторая — вела свой обычный малоподвижный образ жизни. В результате оказалось, что мужчины из первой группы испытуемых гораздо быстрее выходили из подавленного состояния.
Было установлено, что после бега уровень этого гормона «счастья» в крови значительно повышается: через 10 минут — на 42 %, а через 20 минут — уже на 110 %. Предполагается, что продолжительная физическая нагрузка, направленная на развитие выносливости, повышает уровень содержания бета-эндорфина в большей степени, чем кратковременная. Бета-эндорфин обладает сильным эйфорическим действием — способствует выходу из депрессии и обретению душевного равновесия.В период стресса и уныния люди стремятся отгородиться от окружающего мира. Однако в этот период очень важно найти «отдушину» и занятия спортом в этой ситуации подходят как нельзя кстати. Здесь много факторов, объективных и субъективных: расширение круга общения, появление новых интересов, знаний и целей, смена обстановки и переключение с угнетающих мыслей, избавление от агрессии, злобы и прочих деструктивных эмоций.
Стоит заметить, что систематические занятия игровыми (командными) видами спорта благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений. Так же формируется чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом. Человек играющий в команде учится проявлять эмпатию и заботу.
Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию.
Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на морально-этическое воспитание личности. Человек занимающийся спортом и участвующий в соревнованиях учится «здоровой» конкуренции, которая развивает личностные качества. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила требуют от спортсмена конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию.
Спорт придаёт человеку уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Повышение уровня самооценки за счет спортивных достижений влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности.
Не маловажно, что благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит за счет процесса творческого поиска спортивной тактики, овладения новой спортивной техникой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют общение в сфере спорта.
Спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.
В процессе занятий спортом закаляется воля человека, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска
С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.
Необходимо еще раз отметить, что физические упражнения и спорт улучшают психическое здоровье человека. В результате физкультуры снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Особенно полезны в этом отношении вечерние тренировки, которые снимают отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигают» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.
Всем мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Стоит отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Таким образом, серьезные проблемы со здоровьем приводят и к нарушению психологического здоровья, эмоционального состояния, отношений с окружающими, изменению системы ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела). Регулярное занятие спортом также оказывает большое влияние на профилактику развития психосоматических заболеваний. Влияние спорта распространяется не только на физиологическое и психологическое здоровье, но и является одним из факторов, формирующим характер и способствующим становлению полноценной личности. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, целеустремленность – это те качества, которые мечтает развить в себе каждый человек и развить которые помогает спорт. Даже тренировки любительского уровня способны повлиять на наше состояние, характер и личность [6]. Учеными и врачами давно доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на психику людей, особенно в состоянии депрессии. Однако многие всегда существует повод избегать физической нагрузки (усталость, смущение, отсутствие мотивации, времени и др.). Особенно, если человек находится в состоянии депрессии, его собственное уважение к себе понижено, он чувствует себя безнадежным.
Мужчины еще более склонны к занятиям спортом, чем женщины, у них более развит дух соперничества, они более амбициозны, устойчивы к стрессу. По этому всегда стоит учитывать, что подбор программы физической нагрузки должен быть реалистичен, с учетом индивидуальных особенностей личности. Большим плюсом может являться то, что в случае если упражнения будут проходить на улице, это будет являться стимулом выйти из дома. Из всех видов физических нагрузок аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным. Бег — естественное, практическое, не требующее больших затрат дополнение к традиционным методам психотерапии. В одном из исследований было установлено, что использование бега для лечения депрессии оказалось в 4 раза дешевле, чем применение традиционных вербальных методов психотерапии [1].
Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивных тренировок предполагает воспитание и развитие не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических процессов, черт и свойств личности человека. У занимающегося физической культурой человека формируется способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса. Физическая культура используется для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления. На занятиях по физическому воспитанию оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств учащихся. В процессе занятий непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Простое решение двигательной задачи: как сделать движение правильно, быстро, точно, как исправить допущенную ошибку – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения [2]. Учитывая всё выше сказанное, мы можем смело утверждать, что занятия физическими упражнениями не только повышают функциональные возможности организма, уровень физической подготовленности человека, но помогают и в развитии психических свойств личности, и в формировании социально значимых качеств.
Список использованной литературы
1.Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.- 2010. — 43 — с.
2.Ильина Н. Л. Отношение к физическому здоровью современных студентов // Психология здоровья: новое научное направление: материалы круглого стола с международным участием. — СПб., 2009. – 352 c
3.Уэнберг Р. С.Основы психологии спорта и физической культуры / Гоулд. — Киев : Олимпийская литература, 2001. — 229-с.
Источник