Меню

Физическая подготовка студентов с отклонениями здоровья

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Физическая культура для студентов с отклонениями в состоянии здоровья

Последнее время наметилась чёткая тенденция роста числа студентов, относящихся по развитию физических качеств и по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Такие студенты обладают низкой устойчивостью к простудным заболеваниям, страдают гиподинамией, имеют проблемы, которые связаны опорно-двигательным аппаратом и другие заболевания. По мнению экспертов, это обусловлено большим количеством факторов: проблемы экологии и экономики, условия труда и быта, недооценка роли физической культуры в воспитательной и оздоровительной деятельности.

Целью данной статьи является выявление способов оздоровительного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Для начала необходимо разобраться в смысле понятия «оздоровительное (адаптивное) физическое воспитание». По словам директора Департамента науки и образования Министерства спорта РФ С.П. Евсеева, адаптивное (оздоровительное) физическое воспитание изучает различные стороны и формы физического воспитания людей, имеющих в результате травм или заболеваний различные устойчивые нарушения важных функций организма, которые жизненно необходимы и связанные с ними ограничения возможностей.

В оздоровительном физическом воспитании решаются группы задач, представленные ниже:

Общие для всех — и здоровых студентов, и тех, кто имеет нарушения в развитии (формирование жизненно необходимых умений и навыков, воспитание моральных и волевых качеств, развитие двигательных способностей и др.)

Специфические задачи, которые способны отразить особенности физического воспитания людей с аномальным развитием, с обусловленным наличием основного дефекта и заболеваний, которые сопровождают его и вторичные отклонения здоровья (коррекционные, компенсаторные и профилактические)

В зависимости от целей, задач, программного содержания занятия оздоровительной физической подготовки можно примерно поделить на несколько групп:

Образовательная направленность (для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям)

Коррекционно-развивающая направленность (для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений; фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое преподавателем на всех уроках, дает обучающимся возможность осваивать программный материал)

Оздоровительная направленность (для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Для того, чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. Планомерно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться с все более длительным и сложными заданиями.

Лечебная направленность (для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, а также травмах)

Спортивная направленность (для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой и теоретической подготовки в избранном виде спорта)

Рекреационная направленность (для организованного досуга, игровой деятельности и отдыха)

Таким образом, оздоровительное (адаптивное) физическое воспитание создано для того, чтобы помочь человеку с различными заболеваниями повысить физические показатели, ощутить себя полноценным членом общества, раскрыть себя. Более того, данный тип физической активности способствует становлению личности и обретению уверенности в своих возможностях.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы оздоровительной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть в нескольких случаях: от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский. — М., 2012. — 221 с.

Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи: учеб. пособие / С. П. Евсеев. — СПб., 1996. — 166 с.

Чудная, Р.В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — К.: Наукова думка, 2000. — 360 с.

Шапкова Л.В. Характеристика субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16–20.

Источник

Физическая подготовка студентов с отклонениями здоровья

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Даже Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Поэтому, поднятая тема будет всегда актуальна. При создании статьи я поставил перед собой задачу выявить серьезность заболеваний, а также показать важность физической подготовки для студентов с отклонениями здоровья.

В вузах каждый 5-6 студент – это студент, имеющий серьезные, хронические заболевания, причем из года в год число заболеваний увеличивается, а сами заболевания становятся все более сложными и серьезными. Так, в 1995 г. на 1 студента приходилось в среднем 1,1 заболевание, в 2001 – уже 2,6 заболеваний, а в 2014 — 3,2 заболеваний. Особое место занимает группа студентов после перенесенных операций на сердце, легких, почках. Внушает тревогу увеличение студентов, страдающих лейкозами, имеющих доброкачественные и злокачественные опухоли, эпилепсию, ишемические болезни с постинфарктным синдромом, инвалидность и т.д., которые занимаются в группе лечебной физической культуры.

Читайте также:  Нц проблем здоровья семьи

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания у студентов. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Основные формы занятий для студентов специальной медицинской группы — это физическая подготовка и реабилитация здоровья; лечебная физическая культура (по направлению врача); оздоровительная физическая культура и массаж; тренажерная подготовка; теоретические занятия по основам физической культуры и здоровья.

Физическая подготовка студентов с отклонениями здоровья должна быть направлена, прежде всего, на то, чтобы развить у учащихся такие качества, как: сила, выносливость, гибкость, координация, прыгучесть. Физическая подготовка полезна для всех, кто решил сохранить хорошую физическую форму и здоровье долгие годы. Студентам, страдающим остеохондрозом, хроническими заболеваниями суставов, нервной, дыхательной и сердечно -сосудистой системы полезно поддерживать определенный уровень физической активности для предотвращения обострений и рецидивов. Физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. При развитии физических качеств, происходят изменения на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет. Физическая подготовка сдерживает процессы старения.

Физическая подготовка не является спортом, но, ни в одном виде спорта без неё не обойтись. Физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие студента. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

реферат Физ.воспитание у студентов с отклонениями в здоровье

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.02.2013. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Физическое воспитание — это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы.
К сожалению, в наше время не все студенты могут похвастаться своим здоровьем. Специальное учебное отделение организуется для физического воспитания студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — это физическое воспитание (как вид физической культуры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разумеется, и инвалидов. Поэтому все существующие па сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно — занятия по физическому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физическому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.
Каждому студенту этой группы в студенческой поликлинике выдаётся справка, в которой указаны характер заболевания, степень его выраженности, уровень функционального состояния, а также объём и характер допустимых двигательных нагрузок. Медицинские справки предъявляются преподавателю ответственному за специальное учебное отделение. Для практических занятий студенты направляются в учебную группу, как правило, состоящую из 8 — 15 человек.
Учебные группы формируются с учётом пола, состояния здоровья, общности заболеваний, уровня функциональных возможностей занимающихся, а также по принципу принадлежности к факультету и курсу.
Обычно группы формируются с учётом заболевания. Для этого всё многообразие болезней объединяется в подгруппы с условным обозначением А,Б,В.
И студент, и преподаватель при первой встрече должны ориентироваться на диагноз и увеличивать нагрузки независимо от субъективных ощущений медленно, постепенно доводя их до уровня подготовительного отделения.
Формирование групп А, Б, В по характеру заболевания оправдано с точки зрения общности тренирующих нагрузок. При заболеваниях группы А особое внимание уделяется развитию общей выносливости и дыхательным упражнениям. В подгруппе Б — частой смене исходных положений, упражнениям в положении лёжа, укрепляющим мышцы брюшного пресса и тазового дна. В подгруппе В — укреплению мышечного корсета, увеличению подвижности в суставах.
В программе физического воспитания студентов специального учебного отделения используются: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжная подготовка, спортивные игры, туризм и пр.
При выборе упражнений следует учитывать интересы занимающихся.

1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП (СМГ)

Читайте также:  Польза клубники для здоровья человека

На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) для занятий физической культурой.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы необходимо учитывать индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуются непосредственно в учебном заведении и проводятся 3 часа в неделю по 45 минут отдельно от уроков физической культуры.
В случае невозможности проведения занятий с детьми СМГ отдельно рекомендуется привлекать таких детей к занятиям со всем классом. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя будет является улучшение всех показателей здоровья больных учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинские группы.
Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за их посещаемость возлагается на администрацию и учителя, проводящего эти занятия.
Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ являются:
— укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
— расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
— повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
— освоение основных двигательных навыков и качеств;
— воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
— разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для студентов, имеющих избыточный вес), пребывания на воздухе и т.п.
Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.
Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.
Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

2. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СМГ

Занятия со студентами в СМГ условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает первые 2 месяца учебы. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; обучить элементарным правилам самоконтроля.
В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося. В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Соотношение дыхательных упражнений с другими упражнениями на первых 2-3 уроках — 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота.
Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и спокойном темпе. В I четверти 50% всех упражнений проводятся в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3-4 раза, потом 6-8 раз.
В течение двух месяцев изучаются индивидуальные особенности каждого ученика, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физической культуры.
Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.
Основной период предшествует переводу студента в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в университете и дома.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения легкой атлетики: метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 50м, прыжки в длину с места; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Занятия рекомендуется проводить на стыке смен или на пятой-шестой паре в университете.
Не следует проводить сдвоенные пары, в том числе и по лыжной подготовке.
Пагубно сказывается на студентах специальных медицинских групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать его выздоровлению или вызывать длительную ремиссию.
Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25% до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционирует, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и пр.

Читайте также:  Экологический фактор риска здоровью человека

3. МЕТОДИКА И ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СМГ

Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.
Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться очень осторожно и постепенно, на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В вводную часть должны войти такие элементы, как построение, опрос о самочувствии, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, бег в медленном темпе, упражнения на гимнастической скамейке.
В основной части урока (15-20 минут) студенты овладевают основными двигательными навыками, получают оптимальную физическую нагрузку и оптимальное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.
Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы. Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.
Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей. Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока.
Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнений на расслабление. В заключительной части урока (5-10 минут) нео
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Adblock
detector