Меню

Физическая подготовка психическое здоровье основным

Психическое здоровье спортсмена
статья по физкультуре

Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор – соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротизации проигрывают спортсменам той же квалификации

Скачать:

Вложение Размер
psihicheskoe_zdorove.docx 22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье спортсмена.

Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор – соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротизации проигрывают спортсменам той же квалификации [1] .

Известно, что у каждого человека существует строго индивидуальный барьер психической адаптации, имеющий биосоциальную основу. Если истощаются резервы психической активности, то может произойти его “прорыв”, что ведет к пограничным состояниям – невротизации и психопатизации. Ведущим фактором является нехватка “степеней свободы” для адекватного реагирования в условиях стрессовой ситуации. При психопатизации на первое место выходят расстройства биологической ос- новы адаптационного барьера. В результате расстройств личности акцентуации характера могут трансформироваться в психопатию. При невротизации личности происходит «прорыв» социальной основы адаптационного барьера, и повышенная нервность человека сопровождается возбудимостью, тревогой, раздражительностью (В.Д. Менделевич, 1998). Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в критических ситуациях. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в данных условиях невозможно. Предпатология представляет собой выход организма за пределы адаптационных «лимитов». При этом возможны: а) сохранение высокого уровня интеграции при одновременной утрате менее важных функций; б) переход на более низкий уровень интеграции функций; в) сочетание первого и второго вариантов. Границы адаптивной психофизиологической нормы различны для отдельных функциональных систем (И.Г. Малкина Пых, 2005). Частые нарушения соматического здоровья являются одним из проявлений дезадаптации, которая может быть как следствием, так и причиной общей социальной дезадаптации. Поэтому так важен вопрос о своевременном выявлении среди спортсменов тех, состояние нервно-психического здоровья которых свидетельствует о возможных нарушениях в работе адаптационных механизмов.

Адекватность восприятия для спортсменов также имеет весьма существенное значение. Причем из всех известных видов восприятия для лиц, занимающихся разными видами спорта , более важными будут не все имеющиеся, а определенные виды восприятия, доминирующие в конкретном виде спорта . Например, для единоборцев – это восприятие движений соперника, а для легкоатлетов (бегунов) или лыжников – восприятие времени и т.д.

При сильном физическом и нервно-психическом утомлении адекватность восприятия нарушается, что не может не отражаться на психическом здоровье спортсмена. Это означает, что адекватность восприятия является важным фактором в процессе сохранения психического здоровья личности спортсмена.

Следующим фактором, упоминаемым многими авторами, является благополучие. Смысловое пространство этого термина широко. Так, термин «благополучный» трактуют как счастливый, пребывающий в хорошем состоянии, имеющий успешное окончание, добрый.

В понятие благополучие личности, например, Л. Куликов вкладывает представление о том, что это «обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности». Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния – «благоприятного состояния – способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье или, напротив, неблагоприятного».

Благополучие является всегда субъективным, и часто его связывают с чувством удовлетворенности и самосознанием. Психологическое благополучие трактуется с разных, часто противоположных позиций. Так, в исследовании Т. Шеленкова и П. Фесенко выделяется два противоположных взгляда на это понятие. Приверженцы первого объединяют понятие «психологическое благополучие» с такими понятиями, как психологическое здоровье, качество жизни, социальная адаптация и др.

Почитатели второго подхода и взгляда на психологическое благополучие, наоборот, считают, что это понятие является близким по значению к названным понятиям, однако оно не тождественно им.

Эти авторы, на наш взгляд, справедливо относят психологическое благополучие к субъективной эмоциональной оценке человеком себя и собственной жизни, они делают акцент на том, что при наличии благополучия субъект стремится к самоактуализации и личностному росту. Действительно, психологическое благополучие напрямую не связано с наличием каких-либо негативных психических состояний, хотя от степени их выраженности зависит.

Благополучие как субъективно воспринимаемое пребывание в хорошем удовлетворенном состоянии определяется его составляющими: физическим, психологическим, духовным, материальным благополучием. Следует подчеркнуть, что все компоненты благополучия между собой тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, что определяет ощущение целостности, внутреннего равновесия и слаженности психических функций и процессов.

В то же время Л. Куликов выделяет только два основных компонента благополучия: когнитивный и эмоциональный.

На наш взгляд, психологическое благополучие личности является интегральным фактором, отражающим субъективно воспринимаемое состояние удовлетворенности собой, процессом самоактуализации, окружением и качеством жизни.

Чаще под психическим здоровьем подразумеваются состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, а также отсутствие каких бы то ни было «болезненных» симптомов, благодаря чему человек может гармонично функционировать в социуме.

Для сохранения и укрепления психического здоровья, и здоровья в целом, большинство молодежи активно занимается спортом . Огромное число работ, посвященных физической культуре и спорту , показывают положительное влияние на организм человека физических нагрузок.

Многие авторы подчеркивают, что природа спорта обладает мощным фактором преобразования личности. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, умение управлять собой. Спорт позволяет формировать систему нравственных позитивных ценностей. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Вместе с тем, это – люди, которые испытывают огромные мышечные нагрузки и даже перегрузки, чрезмерные нервно-психические напряжения. Вследствие этого спорт может оказывать негативное действие на становление личности, а значит и на психическое здоровье человека.

Концепция А.В. Алексеева «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является эффективным ресурсом для психического развития спортсмена.

Все, чем занимаются спортсмены и тренеры, все, что приносит им радость и страдания, травмы и награды, все это делается ради одной конечной цели – успешно выступить на соревнованиях. Успех возможен лишь при условии, что спортсмен сможет в нужный момент вывести все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удержать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым состоянием, или сокращенно ОБС.

Оптимальное боевое состояние – это наилучшее психофизическое состояние, это состояние вдохновения, которое достигается за счет

правильно организованной самомобилизации и обеспечивает предельно успешную реализацию всего имеющегося опыта спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Поэтому каждый, кто хочет выступить наилучшим образом, должен непосредственно перед началом состязания ввести себя в свое оптимальное боевое состояние и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд своего выступления.

Хотя ОБС для каждого спортсмена весьма специфично и строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента, общих для всех, несмотря на вид спорта , пол и возраст.

Физический компонент ОБС – это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. Подобные ощущения полностью зависят от качества физической (сейчас чаще говорят «функциональной») и технической подготовки спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС .

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Депрессия – расстройство психического характера, но как же занятия физкультурой могут помочь в борьбе с этим недугом, ведь специалисты при назначении лечения от депрессивных расстройств назначают обязательные занятия физической культурой? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, как в целом физическая активность влияет на психическое состояние человека.

Исследования в этой области были проведены группой исследователей среди студентов возрастной категории 21 год, общим количеством – 30 человек. 10 студентов из 1 группы – занимались физической культурой довольно редко, не систематично. Студенты 2 группы (10 человек) занимались физической культурой 2-3 раза в неделю, в оздоровительных целях, а студенты 3 группы были профессиональными спортсменами, которые занимались спортом на протяжении длительного времени, с интенсивностью в каждый день.

Заполнение опросника было проведено студентами в спокойной обстановке и с полной анонимностью, требовалось указать лишь пол и возраст.

Результаты данного исследования показали, что студенты, которые в принципе не занимаются физической культурой, склонны к депрессивным расстройствам личности, некоторые из них требуют диагностирования, а некоторые медикаментозного лечения. Студенты, которые занимались физической культурой в оздоровительных целях были менее склонны к депрессивным расстройствам и лишь малый процент из опрошенных требовал диагностики. Это обусловлено тем, что: «Во время занятий спортом организм вырабатывает химические элементы, которые называют эндорфины. Эндорфины взаимодействуют с рецепторами мозга, в результате чего снижается болевой порог. Физические упражнения начинают воздействовать как антидепрессанты на определенные нейромедиаторные системы в мозге и помогают восстановить положительное отношение к жизни. Для больных с тревожными расстройствами, физические упражнения уменьшают страхи и сопутствующие симптомы, такие как учащенное сердцебиение и дыхание» [1]. Те студенты, которые занимались спортом профессионально показали результат, в котором 40% респондентов требовалась клиническая диагностика, а 30% медикаментозное лечение депрессивных расстройств. Связанно это было, скорее всего с: «зачастую при депрессиях врачи рекомендуют заняться спортом, для профессиональных спортсменов это может быть источником страданий. Большинство спортсменов, тренирующихся на выносливость, в результате экстремальных требований чувствует себя постоянно разбитым и бессильным.» [1].

Делая вывод из данного исследования можно выделить мысль, что занятия физической культурой в разумных пределах идет только на пользу психическому здоровью человека. Физкультура повышает жизненный тонус, тренирует стойкость характера, появляется желание жить (если до занятий физической культуры, таковое было на минимуме) и снижает на минимум душевные переживания, вызванные депрессивными расстройствами. Но занятия физической культурой профессионально в подавляющем большинстве случаев наносит большой ущерб психике человека и приводит к появлению серьезных депрессивных расстройств. Ведь каждый профессиональный спортсмен пытается работать на пределе возможного для достижения своих целей, что часто физически выматывает его организм. Каждый спортсмен желает стать номером один на мировой арене, но достигают таких результатов только лишь единицы, а остальных вдобавок к физической подавленности вследствие постоянных тренировок на максимуме своих возможностей, ещё и разочарование, и подавленность из-за недостигнутой цели, что и приводит их к сильнейшим депрессивным расстройствам.

Другая группа исследователей, опубликовала результаты исследования влияния физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студентов. Исследования показали, что: «Большинство (95,5%) студентов указали, что знают, что такое здоровый образ жизни. В то же время, регулярно занимаются физкультурой только 53%, нерегулярно – ещё 19,5% респондентов. Почти четверть (24%) указали, что на занятиях в университете занимаются в специальной группе либо группе лечебной физкультуры. Около 14,5% студентов занимаются спортом профессионально. Отметили, что физкультурой не занимаются 27,5% опрошенных. Анализ физической активности в зависимости от пола, показал, что принадлежность к тому или иному полу никак не влияет на отсутствие занятий физической культурой. Было выявлено, что чем старше возраст опрошенных, тем ниже их физическая активность» [2].

При выявлении расположенности студентов к нервным срывам были получены такие результаты: «Согласно данным опроса, поддаются депрессии, нервным срывам часто 13% студентов, иногда – 48%. Около 39% указали, что нервные срывы наблюдаются у них редко либо отсутствуют. В группе психологически устойчивых значимо выше оказалась доля юношей (34,4% девушек и 55,8% юношей…)». Далее был проведен опрос про влияние физической активности на стрессоустойчивость: «Считают, что двигательная активность помогает им в борьбе со стрессом 49% студентов. Каждый пятый затруднился с ответом. 15% ответили отрицательно либо «не всегда». Занятия физическими упражнениями приводят к положительным изменениям самочувствия у 61% студентов. Отрицательно ответили 15%. ». По полученным данным можно сделать вывод, что те 15% респондентов которым занятия физической культурой приходятся в тягость, скорее всего профессиональные спортсмены, как уже было выведено в первом исследовании, профессиональные спортсмены испытывают сильное переутомление от занятий физкультурой.

В данном исследовании было выявлено что физическая культура является одним из ключевых факторов формирования психического здоровья студентов, но на первое место было поставлено общение: «… для укрепления психического здоровья студентов и молодежи в целом необходимо развивать способность молодых людей к общению.» [2].

Подводя итог данных исследования можно сделать вывод, что физическая культура в оздоровительных целях вносит не малый вклад в формирование и укрепление психического здоровья человека, но не является ключевым фактором. Так как человек – это биосоциальное существуют, в формировании психически нормального поведения ключевым фактор является взаимодействие и общение с окружающими людьми. Физическая культура в профессиональном виде более разрушает, чем укрепляет психическое здоровье у большинства спортсменов, как и было показано в обоих исследованиях.

Источник

Читайте также:  Порядок возмещения вреда причиненного здоровья курсовая
Adblock
detector