Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Источник
Физическая подготовка группы здоровья студенты
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Понятия «физкультура» и «спорт» по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Физическая культура – это органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.
Понятие «физическая культура» является наиболее общим и наиболее широким. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт». Спорт – это составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат. Распространенными производными от этих двух основных понятий являются: физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования; спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов. При оценки состояния здоровья студента, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся: отсутствие в момент обследования, какой бы то ни было болезни; гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); нормальный уровень функций систем организма; отсутствие наклонности к заболеваниям (уровень иммунитета).
Для градации здоровья студентов используют его качественную характеристику. Студентов на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья:
1. Здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений – это студенты, у которых отсутствуют хронические заболевания, небольшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно – психическое развитие (здоровые, без отклонений).
2. Здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений – это студенты, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким студентам в осуществлении их социальных функций.
3. Больные в компенсирующем состоянии – объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4. Больные в субкомпенсированном состоянии – к этой группе относятся студенты с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.
5. Больные в декомпенсированном состоянии – включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.
Студентов по группам здоровья распределяют медицинский персонал учреждения, но это должно учитываться и преподавателями, особенно проводящими целенаправленную работу по сохранению здоровья студентов, а также должен знать сам студент о своем здоровье и уровню выполнения любой нагрузки. Такой учет позволяет:
1. Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья студентов данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования оздоровительной работы.
2. Оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении.
3. Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье студентов.
4. Определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.
Источник
Физическая подготовка группы здоровья студенты
Двигательная активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое, психическое и нравственное развитие, является фактором, повышающим резервные и функциональные возможности организма, сдерживающим возрастные инволюционные процессы и способствующим удлинению активной творческой жизни и повышению работоспособности человека [1, 9]. В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в связи с тем, что оптимальная двигательная деятельность снижает риск возникновения многих тяжелых заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых [12].
Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности молодежи в России связано не только со сложными социально-экономическими условиями жизни, воздействием ряда биологических факторов, состоянием экологической среды. Недооценка в обществе оздоровительной роли физической культуры и массового спорта также показывает, что обучение студентов проходит в условиях, вызванных информационными перегрузками и гиподинамией [2, 3, 8, 10].
Для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах следует учитывать особенности физического здоровья молодежи. Определение исходного уровня физического развития и физической подготовленности студентов, изучение динамики функциональных показателей и габаритных размеров тела позволяет оценить успешность овладения студентами двигательными навыками. Мониторинг физического здоровья студентов направлен на усовершенствование и индивидуализацию учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении. Это позволяет разработать критерии оценки уровня физической подготовленности обучающихся и использовать в работе преподавателя инновационные технологии физического воспитания [5, 7].
Дифференцированный подход к проведению занятий со студентами разных медицинских групп здоровья значительно повышает эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий в высших учебных заведениях [6]. В литературе представлены данные по изучению и оценке региональных особенностей параметров тела, функциональных показателей организма и физического развития иркутских студенток с учетом распределения их на медицинские группы здоровья [4]. Однако данный вопрос изучен не в полной мере и требует некоторых уточнений и углубленного исследования.
Цель исследования. Дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности, компонентного состава тела студентов технического вуза разных медицинских групп здоровья.
Материалы и методы. В вузе студенты учебных групп посещают занятия по физической культуре 2 раза (1–2-й курсы обучения) и 1 раз (3–4-й курсы) в неделю продолжительностью 90 мин каждое, которые проводятся преимущественно с использованием упражнений общефизической подготовки, направленной на воспитание всех основных двигательных качеств согласно требованиям ФГОС второго поколения (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», М., 2000).
Всего в обследовании приняли участие 3279 студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) различных направлений обучения, из них 1640 девушек и 1639 юношей в возрасте от 17 до 21 года. К I (основной) функциональной группе здоровья были отнесены 812 девушек и 815 юношей. Ко II (подготовительной) функциональной группе отнесены 827 девушек и 824 юноши.
В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза согласно принципам Хельсинской Декларации (2008) и ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Для оценки основных двигательных качеств студентов обеих функциональных групп использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [11]. Юношам предложены следующие тесты. 1. Для оценки быстроты — бег на 100 м (с). 2. На общую выносливость — бег на 1000 м (м, с). 3. Силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – подтягивание (раз). 4. Скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х 5 м (с). 5. Скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз). 6. Гибкости — наклоны туловища (см). 7. Динамической силы мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места (см). Девушкам предложено пройти контрольные испытания в тестах 4, 5, 6, 7, тест 1 заменен на тест — бег 20 м с хода, тест 2 – на бег 5 мин (м) и тест 3 — на вис (с).
У обследуемых определяли компонентный уровень содержания в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989).
Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол обследования, в который заносились антропометрические параметры и данные физической подготовленности студентов. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». Для оптимизации и автоматизации анализа первичного цифрового материала разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).
В работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р 0,05
Прыжок в длину с места, см
Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей (тест «прыжок в длину с места») на 7,5% достоверно выше в основной группе студенток — 161,2±0,49 см, чем в подготовительной — 149,3±0,69 см (Р 0,05).
Результаты исследования, приведенные в таблице 2, характеризуют юношей I функциональной группы физически более развитыми, чем юноши II группы. Студенты I функциональной группы выше (182,0±0,19 см) и тяжелее (75,5±0,26 кг), чем юноши II функциональной группы (175,5±0,38 см и 60,5±0,53 кг соответственно).
Характеристика антропометрических параметров и двигательных качеств у юношей-студентов ИРНИТУ I и II функциональной группы (М±m)
Источник