Меню

Физическая нагрузка психическое здоровье

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Депрессия – расстройство психического характера, но как же занятия физкультурой могут помочь в борьбе с этим недугом, ведь специалисты при назначении лечения от депрессивных расстройств назначают обязательные занятия физической культурой? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, как в целом физическая активность влияет на психическое состояние человека.

Исследования в этой области были проведены группой исследователей среди студентов возрастной категории 21 год, общим количеством – 30 человек. 10 студентов из 1 группы – занимались физической культурой довольно редко, не систематично. Студенты 2 группы (10 человек) занимались физической культурой 2-3 раза в неделю, в оздоровительных целях, а студенты 3 группы были профессиональными спортсменами, которые занимались спортом на протяжении длительного времени, с интенсивностью в каждый день.

Заполнение опросника было проведено студентами в спокойной обстановке и с полной анонимностью, требовалось указать лишь пол и возраст.

Результаты данного исследования показали, что студенты, которые в принципе не занимаются физической культурой, склонны к депрессивным расстройствам личности, некоторые из них требуют диагностирования, а некоторые медикаментозного лечения. Студенты, которые занимались физической культурой в оздоровительных целях были менее склонны к депрессивным расстройствам и лишь малый процент из опрошенных требовал диагностики. Это обусловлено тем, что: «Во время занятий спортом организм вырабатывает химические элементы, которые называют эндорфины. Эндорфины взаимодействуют с рецепторами мозга, в результате чего снижается болевой порог. Физические упражнения начинают воздействовать как антидепрессанты на определенные нейромедиаторные системы в мозге и помогают восстановить положительное отношение к жизни. Для больных с тревожными расстройствами, физические упражнения уменьшают страхи и сопутствующие симптомы, такие как учащенное сердцебиение и дыхание» [1]. Те студенты, которые занимались спортом профессионально показали результат, в котором 40% респондентов требовалась клиническая диагностика, а 30% медикаментозное лечение депрессивных расстройств. Связанно это было, скорее всего с: «зачастую при депрессиях врачи рекомендуют заняться спортом, для профессиональных спортсменов это может быть источником страданий. Большинство спортсменов, тренирующихся на выносливость, в результате экстремальных требований чувствует себя постоянно разбитым и бессильным.» [1].

Делая вывод из данного исследования можно выделить мысль, что занятия физической культурой в разумных пределах идет только на пользу психическому здоровью человека. Физкультура повышает жизненный тонус, тренирует стойкость характера, появляется желание жить (если до занятий физической культуры, таковое было на минимуме) и снижает на минимум душевные переживания, вызванные депрессивными расстройствами. Но занятия физической культурой профессионально в подавляющем большинстве случаев наносит большой ущерб психике человека и приводит к появлению серьезных депрессивных расстройств. Ведь каждый профессиональный спортсмен пытается работать на пределе возможного для достижения своих целей, что часто физически выматывает его организм. Каждый спортсмен желает стать номером один на мировой арене, но достигают таких результатов только лишь единицы, а остальных вдобавок к физической подавленности вследствие постоянных тренировок на максимуме своих возможностей, ещё и разочарование, и подавленность из-за недостигнутой цели, что и приводит их к сильнейшим депрессивным расстройствам.

Другая группа исследователей, опубликовала результаты исследования влияния физической активности, способов проведения досуга и факторов, связанных с обучением, на психическое здоровье студентов. Исследования показали, что: «Большинство (95,5%) студентов указали, что знают, что такое здоровый образ жизни. В то же время, регулярно занимаются физкультурой только 53%, нерегулярно – ещё 19,5% респондентов. Почти четверть (24%) указали, что на занятиях в университете занимаются в специальной группе либо группе лечебной физкультуры. Около 14,5% студентов занимаются спортом профессионально. Отметили, что физкультурой не занимаются 27,5% опрошенных. Анализ физической активности в зависимости от пола, показал, что принадлежность к тому или иному полу никак не влияет на отсутствие занятий физической культурой. Было выявлено, что чем старше возраст опрошенных, тем ниже их физическая активность» [2].

Читайте также:  Здоровье мрт грудного отдела позвоночника

При выявлении расположенности студентов к нервным срывам были получены такие результаты: «Согласно данным опроса, поддаются депрессии, нервным срывам часто 13% студентов, иногда – 48%. Около 39% указали, что нервные срывы наблюдаются у них редко либо отсутствуют. В группе психологически устойчивых значимо выше оказалась доля юношей (34,4% девушек и 55,8% юношей…)». Далее был проведен опрос про влияние физической активности на стрессоустойчивость: «Считают, что двигательная активность помогает им в борьбе со стрессом 49% студентов. Каждый пятый затруднился с ответом. 15% ответили отрицательно либо «не всегда». Занятия физическими упражнениями приводят к положительным изменениям самочувствия у 61% студентов. Отрицательно ответили 15%. ». По полученным данным можно сделать вывод, что те 15% респондентов которым занятия физической культурой приходятся в тягость, скорее всего профессиональные спортсмены, как уже было выведено в первом исследовании, профессиональные спортсмены испытывают сильное переутомление от занятий физкультурой.

В данном исследовании было выявлено что физическая культура является одним из ключевых факторов формирования психического здоровья студентов, но на первое место было поставлено общение: «… для укрепления психического здоровья студентов и молодежи в целом необходимо развивать способность молодых людей к общению.» [2].

Подводя итог данных исследования можно сделать вывод, что физическая культура в оздоровительных целях вносит не малый вклад в формирование и укрепление психического здоровья человека, но не является ключевым фактором. Так как человек – это биосоциальное существуют, в формировании психически нормального поведения ключевым фактор является взаимодействие и общение с окружающими людьми. Физическая культура в профессиональном виде более разрушает, чем укрепляет психическое здоровье у большинства спортсменов, как и было показано в обоих исследованиях.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена, в первую очередь, определяющим значением самого феномена здоровья.

Наметившийся в современном обществе кардинальный пересмотр взглядов на здоровье приводит к изменению восприятия самой сущности данного понятия. На сегодняшний день здоровье считается одной из главных общечеловеческих ценностей. Между тем психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека и рассматривается как условие социальной стабильности и прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Психологическое здоровье представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, которая включает когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического, социального уровней и отводит исключительную роль высшим психологическим образованиям, выполняющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути. Существует множество факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на состояние психологического здоровья.

В настоящее время, когда спорт и физическая культура набирают все большую популярность становится актуальным вопрос: как наличие или отсутствие регулярных физических нагрузок в жизни личности влияют на психологическое здоровье этой личности.

В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Телесное или физическое здоровье — это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.

Душевное или психическое здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.

Читайте также:  Духовный фактор здоровья это

Психологическое здоровье — динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).

Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики:

• наличие ориентации на реальность;

• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

• центрированность на проблеме, а не на себе;

• наличие потребности в одиночестве;

• автономность и независимость;

• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

• идентификация с человечеством;

• способность к близким отношениям с людьми;

• наличие чувства юмора;

• высокая креативность и др.

По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это:

открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств,

отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств

способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность. (В.М. Шепель).

В наше время физическая культура и спорт приобрели такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития, но и положительно влияют на психологическое здоровье человека.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство — одна из прекраснейших ценностей жизни. Высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических.

А.П. Нечаев в своей монографии писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность — мускульными пороками».

В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим, появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.

Кроме того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей регулярно занимающихся физической активностью уменьшается тревожность, напряжение и агрессия. Спорт – это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.

Дозированные нагрузки выравнивают уровень сахара в крови и устраняют хроническое мышечное перенапряжение, которое характерно для постоянно нервничающих людей. Такие физические нагрузки позволяет держать уровень стресса под контролем, так как спорт способствует выплеску накопившейся агрессии не на близких и со скандалом, а во вне и с пользой.

Во время занятий спортом организм вырабатывает эндорфины – природные антидепрессанты. Эндорфины (химические соединения, по структуре сходные с опиатами, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга) приводят человека в состояние эйфории, по этой причине эндорфины часто называют «гормонами счастья» или «гормонами радости». Физическая активность вызывает активный приток кислорода ко всем органам тела, в том числе и к головному мозгу. Это способствует уменьшению симптомов многих психических беспокойств, таких как уныние, депрессия, стресс, бессонница.

Читайте также:  Определение термина здоровье по воз это

Первое исследование, призванное выяснить, как физическая активность влияет на настроение, было проведено еще в 1970 году. В нем участвовали две группы мужчин. Первая — в течение шести недель тренировалась: в программу были включены пробежки, плавание, езда на велосипеде. Вторая — вела свой обычный малоподвижный образ жизни. В результате оказалось, что мужчины из первой группы испытуемых гораздо быстрее выходили из подавленного состояния.

Было установлено, что после бега уровень этого гормона «счастья» в крови значительно повышается: через 10 минут — на 42 %, а через 20 минут — уже на 110 %. Предполагается, что продолжительная физическая нагрузка, направленная на развитие выносливости, повышает уровень содержания бета-эндорфина в большей степени, чем кратковременная. Бета-эндорфин обладает сильным эйфорическим действием — способствует выходу из депрессии и обретению душевного равновесия.В период стресса и уныния люди стремятся отгородиться от окружающего мира. Однако в этот период очень важно найти «отдушину» и занятия спортом в этой ситуации подходят как нельзя кстати. Здесь много факторов, объективных и субъективных: расширение круга общения, появление новых интересов, знаний и целей, смена обстановки и переключение с угнетающих мыслей, избавление от агрессии, злобы и прочих деструктивных эмоций.

Стоит заметить, что систематические занятия игровыми (командными) видами спорта благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений. Так же формируется чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом. Человек играющий в команде учится проявлять эмпатию и заботу.

Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию.

Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на морально-этическое воспитание личности. Человек занимающийся спортом и участвующий в соревнованиях учится «здоровой» конкуренции, которая развивает личностные качества. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила требуют от спортсмена конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию.

Спорт придаёт человеку уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Повышение уровня самооценки за счет спортивных достижений влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности.

Не маловажно, что благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит за счет процесса творческого поиска спортивной тактики, овладения новой спортивной техникой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют общение в сфере спорта.

Спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.

В процессе занятий спортом закаляется воля человека, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска

С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

Необходимо еще раз отметить, что физические упражнения и спорт улучшают психическое здоровье человека. В результате физкультуры снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Особенно полезны в этом отношении вечерние тренировки, которые снимают отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигают» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов.

Источник

Adblock
detector