статья «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
статья по физкультуре на тему
Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся»
Что такое здоровье?
Говоря о понятии здоровье, необходимо иметь в виду три его стороны. Во-первых, физическое здоровье, что означает благополучие физиологических систем организма человека. Это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной и др. систем. Во-вторых, психическое здоровье. Это соответствующий уровень развития умственных, творческих способностей человека. В-третьих, социальный аспект здоровья, означающий создание государством соответствующих уровню развития общества условий для жизнедеятельности человека. Это создание условий для жизни и быта, учебы, работы, организация системы здравоохранения, отдыха и т. д. Все это составляющие здоровья человека. Только при развитии, сохранении этих условий можно говорить о благополучном здоровье. Таким образом, здоровье человека — это процесс развития и сохранения его психических и физиологических свойств, наилучшей работоспособности и общественной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека не сводится лишь к отсутствию болезней, недомогания. Здоровье — это такое состояние человека, которое позволяет ему полноценно выполнять свои функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни.
Как было сказано, важной составляющей здоровья человека является его физическое здоровье. И это вполне естественно, ибо на долголетие человека, продолжительность его активной жизни огромное влияние оказывает двигательная активность, лежащая в основе физической культуры. Ограничение двигательной активности повышает заболеваемость и смертность человека. Это связано с тем, что малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки способствуют нарушению, а затем и прекращению роста мышечной и костной ткани, уменьшению жизненной емкости легких. И, самое главное, малоподвижный образ жизни ведет к нарушению
деятельности сердечно-сосудистой системы. Среди поставленных задач
образовательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия организма учащихся, соблюдение гигиенических норм, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления учащихся, использование комплекса оздоровительных мероприятий, а также развитие двигательных качеств — силы, ловкости, гибкости и выносливости.
Но в тоже время, последние годы стали очевидными многочисленные примеры в сторону умственного воспитания учащихся. Такое положение отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Систематические умственные нагрузки увеличивают опасность гиподинамии. Человек, тем более молодой, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного режима. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено. А цели физического воспитания — формировать у учащихся знания о методах и средствах всестороннего развития человека.
Поэтому очень важно создать условия для изучения учащимися функций своего организма, овладение способами самостоятельно осваивать физические качества. Убежден, что уроки физической культуры наряду с тренировочной и физической направленностью, в большей степени, должны отвечать оздоровительным и воспитательным задачам. И больше уделять внимание для самостоятельных занятий и способствовать этому, чтобы ученик умел выполнять страховку и самостраховку при проведении сложных элементов. Большую роль играют также домашние задания, что дает возможность учащимся проявлять активность на уроках физкультуры укреплять, быстрее осваивать и повышать свои знания.
Конечно, научно-технический прогресс дал многое для развития общества. Вместе с тем, развитие механизации и автоматизации производ
ства, всевозможных видов транспортных средств уменьшает и постепенно сокращает долю физического труда, одновременно снижая двигательную активность человека. В этих условиях роль и значение различных форм и средств физической культуры резко возрастает, ибо необходимо восполнить недостаток двигательной активности.
Существенное влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни. От того, какой образ жизни ведет человек, зависит его здоровье. Что такое образ жизни?
. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая и общественная деятельность, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. К этому можно отнести и уроки физической культуры. Урок физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, познают мир, пробуют свои силы. Движения укрепляют их, а главное, несут здоровье и радость.
Подвижные игры — одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному растущего организма. Поэтому подвижным играм отвожу значительное место в школьной программе в начальной школе.
Поэтому все составляющие образа жизни человека необходимо подчинить основной цели, а именно — сохранению здоровья.. По существу от двигательной активности зависят и остальные составляющие образа жизни. В связи с этим, еще на этапе подготовки человека к трудовой деятельности, для освоения профессиональных знаний и умений, важное значение приобретают занятия физическими упражнениями. Например, монтажникам-высотникам регулярные занятия спортивной гимнастикой, акробатикой, батутом позволяют развить необходимые двигательные способности и быстрее привыкнуть к работе на высоте. Двигательная
активность имеет большое значение и для людей, занятых умственной деятельностью (инженеры, врачи, учителя, ученые и т. д.). Дело в том, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%. При этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, быстро развивается утомление, человек становится раздражительным, вспыльчивым. Не случайно, поэтому великий русский писатель Л. Н. Толстой придавал большое значение физической активности.
Установлена прямая зависимость между успеваемостью школьников и их физическим развитием. Школьники, имеющие пропорционально развитую мускулатуру, лучше учились, успевали сделать больший объем учебной работы на уроках, быстрее и качественнее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях. Большое значение занятия физическими упражнениями, спортом в жизни человека играют и в свободное от работы, учебы или другой деятельности время. Свободное время также является составляющей частью образа жизни человека. И, если речь идет о здоровом образе жизни, то и все средства хороши. Совмесное времяпрепровождения детей с родителями, также позволяет достичь целей в укреплении здоровья. Это может быть чтение, рисование, рукоделие, огородничество и т. д. Можно посвятить свободное время и любимому виду спорта. В зависимости от времени года следует менять свои увлечения. Зимой — это лыжи, коньки; летом — бег, велосипед, туризм и т. д. . Трудно отдать предпочтении
какому-то из указанных средств, все будет зависеть от возраста, пола, условий жизни. Одно, несомненно — все они помогают в будущем, предотвратить стремление учащихся к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Пагубность их для здоровья человека общеизвестна. Не
секрет, что на базе хорошей физической подготовки можно научиться чему угодно: и бегать, и прыгать, и выполнять гимнастические упражнения. А чтобы добиться этого, необходимо трудиться, А.С.Макаренко писал: «Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что думают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое».
Считаю, что главная проблема физического воспитания состоит в том, что в начальной школе ученик не умеет трудиться; в основной школе не любит трудиться; в средней школе не хочет трудиться. Вот почему девиз «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые люди в физическом воспитании» проходит у меня красной нитью во всех классах, определяет первое направление в моей работе. Я часто также повторяю фразу: «Дети, вы все хотите быть сильными и крепкими, здоровыми, стройными, с красивой осанкой и походкой. Но я смогу научить вас быть такими, только если вы поможете мне в этом и будете выполнять домашние задания, заниматься самостоятельно, проявлять старания.
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», — писал В.А.Сухомлинский. Поэтому наша важнейшая цель — всестороннее развитие личности. На уроках нельзя подавлять индивидуальные способности учащихся, мы должны помогать каждому ученику развиваться творчески.
Источник
Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения
статья по физкультуре по теме
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_urokov_fizkultury_v_ukreplenii_zdorovya_shkolnikov_i_povyshenii_kachestva_obucheniya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
МБОУ Барандатская СОШ, с. Б.Барандат
Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
С 2003 г. в МОУ Барандатской СОШ реализуется целевая программа “Школа здоровья”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию горячего питания, активного досуга обучающихся, психологическое сопровождение, материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, стали неотъемлемой составляющей данной программы.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.
Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня — не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения, укрепление детского организма, что является также и условием активизации интеллектуальной деятельности, а значит, и повышения качества обучения по всем предметам.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Система мероприятий здоровьесбережения в рамках процесса физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:
- проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
- организацию учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- пропаганду здорового образа жизни (проведение ежемесячных классных часов, спортивных мероприятий по данной тематике и дней здоровья);
- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.
Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Барандатской СОШ, показала, что среди школьников около 70% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).
Однако, наличие хронических заболеваний — не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие:
наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);
- уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
- уровень физической подготовленности;
- нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к стрессам и болезням;
- адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
- улучшение (динамика) состояния здоровья.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.
Я остановлюсь на 4-х основных направлениях в оздоровительной работе учителя физкультуры: профилактика нарушения зрения, формирование правильной осанки,снятие эмоционального напряжения и развитие силовых способностей детей.
1. Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников и составляет в ряде регионов России до 30-40% (Л.Ястребов. 1995). В нашей школе также наблюдается подобная ситуация, сейчас особенно у учащихся начальных классов, так как дети уже приходят в школу с нарушением зрения. Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ:
- большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз;
- проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества;
- общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности учащихся.
В качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать специальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры, после выполнения вводного ритуала. Также возможно выполнение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 минуты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры.
2. Ещё одной серьёзной проблемой неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм школьника является патология опорно-двигательного аппарата, выраженная в основном в нарушениях осанки. Это связано с несоблюдением параметров школьной мебели и длительным удержанием вынужденной позы в течение учебного дня.
Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование правильной осанки школьника. В этой связи уроки физической культуры имеют все необходимые условия, а именно:
- обязательное выполнение общеразвивающих упражнений на каждом уроке;
- возможность использования фронтального метода организации занимающихся при выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки;
- возможность осуществления целенаправленной работы по профилактике нарушений осанки;
- наличие необходимой материально-технической базы.
Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутренняя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения должны включаться в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и выполняться как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Эти упражнения являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки, а в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки они могут оказать существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. Также весьма полезны для профилактики нарушений осанки плавательные упражнения и передвижения на лыжах.
3. За последние годы увеличилось психоэмоциональное напряжение школьников, которое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта. Такое состояние принято называть “школьными стрессами” (Н.Смирнов. 2003). Одним из эффективных методов противостояния эмоциональному перенапряжению является выполнение на уроках физкультуры дыхательных упражнений, тем более что выполнение их рекомендуется методическими особенностями проведения урока. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений для снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является:
- относительная простота упражнений;
- возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
- независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры;
- вынужденная смена деятельности детей с умственной на физическую;
- оздоровительный эффект дыхательных упражнений.
Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоционального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выраженной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредоточиться на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовительной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зависимости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.
4. Несмотря на то, что понятие “здоровье” ещё не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития человека. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно-силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отягощением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения собственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач.
На занятиях лёгкой атлетикой рекомендуется выполнять упражнения собственно-силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр возможно выполнение таких упражнений с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой возможно выполнение собственно-силовых упражнений как в подготовительной, так и в основной частях урока. Для школьников целесообразно подбирать отягощения весом 40–60% от максимума, количество повторений должно не превышать 12–16 раз, количество упражнений в комплексе целесообразно не превышать 6–7 упражнений, интервалы отдыха между упражнениями – 2–3 минуты . Упражнения собственно-силового характера выполняются со старшеклассниками , с учащимися среднего школьного возраста в гораздо меньшем объёме , и совсем не рекомендуются для выполнения с детьми младшего школьного возраста.
Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий.
Наиболее распространённым методом для выполнения этих упражнений является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые методы. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стандартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старшего школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, которое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспитания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполнения физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне ЧСС 130–140 ударов в минуту, так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.
Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся младших классов (5 – 7) на протяжении 2003-2005 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям (табл. 1).
Динамика изменения количества школьников 5-7 классов,
имеющих отклонения в состоянии здоровья
Характер отклонений в состоянии здоровья
Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье
Источник