Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка
Ольга Валерьевна Аксёнова
Физическая культура в детском саду как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка
Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости. Среди основных средств правильного физическоговоспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру. Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване. Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения
Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана самой природой, поэтому основными движениями, которые развивает педагог в ДОУ являются ходьба, бег, ползание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое, психическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления, от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
Mаленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств — ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Занятия по физической культуре решают как общие, так и профилактические задачи – это физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, а также и специальные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Физическая культура и здоровье постоянно взаимозаменяют друг друга. Если разобрать этот термин, то человек здоров тогда, когда занимается физическими упражнениями, получая положительные эмоции, используя инвентарь.
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Таким образом, физическая культура является главным основным центром для жизни, здоровья и безопасности дошкольника.
Центр физического развития в детском саду Для успешного решения задачфизического воспитанияв дошкольных учреждениях, необходимо иметьфизкультурное оборудование, которое должно быть.
Конспект НОД в форме квест-игры «Для здоровья нам нужна витаминная еда» Конспект НОД ОО «Физическое развитие» Физическая культура Тема: «Для здоровья нам нужна витаминная еда» Форма проведения: квест – игра.
Консультация для родителей по безопасности пребывания ребенка в детском саду «У меня в кармане гвоздь, а у вас?» У меня в кармане гвоздь, а у вас?Фраза из стихотворения Сергея Михалкова отлично показывает потребность ребенка похвастаться перед сверстниками.
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Консультация для воспитателей: «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей» Подготовил воспитатель:.
Кружок «Веселые затеи». Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы Тема: «Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы» 4 группа и 5 группа (старшая группа).
Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка (Консультация для педработников) Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка (Консультация для педработников) Ухудшение.
Мини-лекция для родителей «Физическая культура малыша дома и в детском саду» МАДОУ ДС№3 г. Владикавказ воспитатель: Рюмина О. Г. МИНИ-ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Физическая культура малыша дома и в детском саду».
Применение нестандартного оборудования в детском саду для физического развития детей «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Проект на тему: «Применение нестандартного.
Смотр-конкурс «Лучший центр физического развития в Детском саду» Свердловская область город Каменск-Уральский Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» Приказ.
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду как фактор полноценного физического развития детей» Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.
Источник
Физическая культура и развитие здоровья ребенка
консультация по физкультуре на тему
Физическая культура и развитие здоровья ребенка
Идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека и – только на этой основе – его движению к спортивным достижениям, в том числе высшего уровня. Слово «Культура» написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают в учебных заведениях по традиционным программам, а развитая культура отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям. Пусть в настоящий спорт лежит только через нее, а не через «моторный тренаж», какую бы форму он ни принимал. Это позволяет замкнуть цепочку: развитие здоровья – развивающие формы физической культуры (которая постепенно перерастает в «базисную культуру личности») – спорт высоких достижений (включая достижения личностного роста). Но чтобы цепочка эффективно заработала, необходимы более радикальные и масштабные меры. Позитивные сдвиги в этом направлении уже наметились. Достаточно перечислить ряд документов, подготовленных только за последнее время: рекомендации Государственного Совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» (от 30.01.02), соответствующие поручения Президента РФ (от 18.02.02, № Пр-279) и Председателя Правительства РФ (от 21.02.02, № МК-П*-02655), приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (от 16.07.02, № 2715/227/199/19).
Однако обращает на себя внимание следующий факт: двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации, оздоровительная работа в действительности занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника и школьника. Они остаются вынесенными на периферию образовательного процесса.
Все это ведет к утрате ускоренных в сфере движений потенциальных источников развития ребенка (а они ведь имеют непреходящее значение!), росту детской заболеваемости, не спадающему даже благодаря принятию различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии современных детей это, безусловно, необходимый шаг. К нему автоматически не приведет и само по себе расширение диапазона оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Понятно, что, например, перспектива увеличения объема двигательной активности воспитанников детского сада в организованных формах оздоровительно-воспитательной работы до 6-8 часов в неделю (см. упомянутый Приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта и РАО) будет полноценно реализована лишь при условии содержательного наполнения самого этого «объема», самих этих форм.
При обучении дошкольников (и младших школьников), например, рисованию, обычно в фокусе внимания оказывается детская рука, согласующаяся с изобразительным образцом (неважно – демонстрирует ли его педагог, или ребенок сам ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога. В отличие от этого, в построении и воплощении художественного образа, с нашей точки зрения, должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности. Это отчасти расходится с традиционным пониманием природы продуктивной деятельности как деятельности, направленной на получение «конечного результата».
На начальных этапах развивающего обучения рисованию (и лепке) особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит их мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).
В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:
1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях
2) развивающие (личностно развивающие) формы оздоровительной работы
В соответствии с этим сгруппирован и материал настоящих публикаций. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубрика Программы. Перечислим эти рубрики по вышеуказанным направлениям:
1) упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц руки и лица, мимики. Упражнения для разных групп мышц. На принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры-аттракционы для праздников, подготовка к плаванию, а также (начиная со старшей группы) силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков, художественно-спортивные упражнения для девочек, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;
2) закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика.
Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе. Носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы по нашим программно-методическим материалам: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.
Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается нами в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности – конечно, на доступном дошкольнику уровне. А это предполагает выработку у него отношение к собственному духовно-телесной организации как зеркало, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанная со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на него в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле слова). Как показали наши экспериментальные, поисковые исследования подобные взаимодействия благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости и др.
Литература: Дошкольное воспитание № 1. 2004г.,стр. 80
Источник