Меню

Физическая культура как средство формирования здоровья студента

Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов

педагогические науки

  • Муратшина Зинира Загитовна , студент
  • Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • СПОРТ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ

Похожие материалы

«В здоровом теле — здоровый дух» — знакомая пословица, которая особенно актуальна в современном обществе.

Физическая культура — это воспитание культуры тела посредством физических упражнений и гимнастики. Она развивает не только тело, но и нервную систему человека. Нагрузки на организм способствуют нормализации психической системы. Это особенно важно для школьников и студентов, поскольку они ежедневно поглощают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голову к ясности [1].

Проведенный анализ научных трудов по предмету исследования позволил нам сделать вывод, что актуальность физического воспитания молодежи как неотъемлемой части общей проблемы внедрения здорового образа жизни растет. Как показывает практика, состояние здоровья и студенческий образ жизни не связаны с требованиями современного общества и его стандартами к такой категории как «здоровый образ жизни».

Сегодня малое количество студентов занимаются в спортивных секциях, не все студенты посещают уроки физического воспитания. Малое количество молодых людей уделяют внимание своему здоровью, хотя спорт занимает особое место в жизни студентов. Это необходимо не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает у детей такие качества, как сила, настойчивость, сдержанность.

Уже давно доказано, что люди, занимающиеся спортом, имеют больше шансов на успех. Этот факт можно объяснить тремя причинами:

  1. Здоровье. Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, занимающиеся спортом, обладают большей силой и энергией, которые необходимы для работы в любой области.
  2. Волевые качества. Как уже упоминалось, спорт воспитывает человека. Он делает его упрямым и внимательным.
  3. Психологический разряд. Физическая культура — отличный способ справиться со стрессом. Обычно люди склонны накапливать негативные эмоции сами по себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выбросить накопленную эмоциональную нагрузку. Это защищает психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций [3].

Спорт сопровождает нас на всех этапах взросления. В общеобразовательных школах и высших учебных заведениях обязательным является физическое воспитание. Ученик или учитель физической культуры проводит уроки. Программа физического воспитания предлагает стандарты спортивных достижений, которые студент должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того, чтобы он успешно завершил год, необходимо качественно пройти стандарты. Естественно, они предназначены только для здоровых людей. Кроме того, благодаря правилам вы можете учиться и контролировать уровень развития учащегося. Физическая культура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если у ученика есть отклонения в здоровье, он может быть частично или полностью исключен из класса.

Очень сложно переоценить воздействие физических нагрузок на организм человека. Полезность физического воспитания для растущего организма неоценима. Молодому телу необходимо не только стимулировать ткани, которые формируются очень быстро. Физическое воспитание необходимо, чтобы подросток вырастал психологически сбалансированной и целостной личностью.

Физические нагрузки оказывают комплексное воздействие на весь организм. Давайте рассмотрим более подробно, как человеческое тело реагирует на умеренные нагрузки:

  • Активируются обменные процессы в тканях, сухожилиях и мышцах, что является отличной профилактикой ревматизма, артроза, артрита и других дегенеративных изменений моторной функции организма;
  • Улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая весь организм кислородом и полезными веществами;
  • Физические упражнения активируют выработку гормонов, что приводит к стабилизации работы обменных процессов;
  • Стимулирует нейрорегуляторную функцию мозга [2].

Мы провели опрос среди 60 студентов. Лишь для 23% студентов основной составляющей здоровья является спорт, 21% считают, что здоровье — это когда люди болеют мало или совсем не болеют. Также мы задали вопрос: «Что я должен делать, чтобы быть здоровым?». 60,19% респондентов ответили, что нужно заниматься спортом, 25,93% считают, что нужно не пить, не курить, не употреблять наркотики.

Кстати, мы попытались выяснить, что каждый из респондентов готов сделать для сохранения своего здоровья. Наибольшее количество студентов, 42,6% и более, выразили готовность заниматься спортом, 17,6% — согласны делать все, что необходимо для здоровья, может быть, даже не зная, что на самом деле нужно делать, 13,9% — готовы заняться спортом ради здоровья, а 13% — отказаться от алкоголя и курения.

Здоровый образ жизни для студентов — это сочетание ценностно-ориентированного отношения к сохранению здоровья, привычек, режима, ритма жизни, направленных на оптимальное сохранение, укрепление, формирование, воспроизводство здоровья в процессе воспитания и образования .

Здоровый образ жизни означает соблюдение определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую эффективность, психическое равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого человека, обеспечивающая необходимый уровень жизни и здорового долголетия. Здоровый образ жизни — это практическое действие, направленное на профилактику заболеваний, укрепление организма и улучшение общего самочувствия человека [2].

Читайте также:  Основные аспекты сохранения своего здоровья

Таким образом, формирование здорового образа жизни представляет собой сложный системный процесс, охватывающий многие составляющие образа жизни современного общества. Он включает в себя основные области и области жизни студента.

К компонентам здорового образа жизни относятся [1]:

  1. правильно организованный распорядок дня (в частности, работа, отдых и полный сон), соответствующий индивидуальному ежедневному биоритму каждого учащегося;
  2. двигательная активность (систематическое упражнение любого вида, статистическая и ритмическая гимнастика, ходьба или бег);
  3. рационально построенная система электроснабжения;
  4. разумное использование любых методов упрочнения;
  5. Способность устранять нервное напряжение с помощью расслабления мышц (различные аутогенные тренировки);
  6. отказ от любых существующих вредных привычек.

Физическое воспитание в университете представляет собой сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и поддерживать здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов поддерживать и укреплять свое здоровье, улучшать их физическую форму, развивать и улучшать их жизненные физические качества и двигательные навыки [3].

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей, является важнейшей задачей высшей школы. Важнейшей задачей для высших учебных заведений является ознакомление студентов с систематическими физическими упражнениями, повышение их эффективности, совершенствование подготовки к профессиональной деятельности, развитие двигательной активности и устойчивых привычек физического воспитания, развитие коллективной работы, патриотизма и приверженности.

Список литературы

  1. Николаев Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 8.
  2. Оплетен А.А. Потенциальные возможностиᴎ физической культуры как один ᴎз ведущих стимулов саᴍоразвᴎтᴎя личности // Теория ᴎ практика физической культуры. 2009. №5.
  3. Психология здоровья: Учеб. для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Физическая культура, как средство формирования здорового образа жизни студентов

Изучение и анализ особенностей здорового образа жизни современной студенческой молодежи. Характеристика роли средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни. Ознакомление с главными составляющими здоровья для студентов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.05.2016
Размер файла 271,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГАОУ ВПО Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

Физическая культура, как средство формирования здорового образа жизни студентов

Султанова Лилия Рашитовна, бакалавр

В данной статье рассматривается понятие о здоровье студентов, ее компоненты, особенности здорового образа жизни современной студенческой молодежи и роль средств физического воспитания в процессе формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; студенты; физическая культура.

Студенчество — это самостоятельная социальная группа, которая всегда являлась объектом особого внимания. За последние десятилетия отмечается тревожная тенденция ухудшения здоровья молодых людей и их физической подготовленности. Это связано не только с изменениями, которые произошли в экономике, экологии, условиями труда и быта населения, но так же с недооценкой оздоровительной и воспитательной деятельности происходящее в обществе, что и нашло отражение на гармоничном развитии личности молодежи. На сегодняшний день здоровье нации вызывает беспокойство в связи с увеличением количества потребителей наркотиков, алкоголя, табака, токсикомании, низким уровнем двигательной активности молодежи. А как мы знаем, в общем комплексе условий, определяющих уровень здоровья современного студенчества, первостепенное значение имеет их здоровый образ жизни.

Анализ литературных источников по теме исследования позволяет утверждать, что актуальность проблемы физического воспитания молодежи, как составной части общей проблемы введение здорового образа жизни, усиливается. Это связано с тем, что нынешнее состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи России не отвечает установленным стандартным требованиям современного общества и потребностям его дальнейшего социально-экономического развития.

В научных исследованиях В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой показаны различные здоровье-сберегающие технологии. Вопрос о здоровом образе жизни студентов рассматривают такие ученые, как Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др., а в области изучения уровня знаний студентов о здоровом образе жизни работают А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина.

Читайте также:  Риск угрозы здоровью отсутствует при

Целью работы является рассмотрение физической культуры как средство формирования здорового образа жизни студентов.

Задачи работы: выявить показатели здоровья студентов, его основных компонентов; проанализировать состояние здоровья современной молодежи; рассмотреть, что значит для студентов здоровый образ жизни и их отношение к нему.

Методы: при написании статьи я изучила разные пособии, статьи из научных журналов, проанализировала инструктивно-методические и нормативные документы.

Здоровье — это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе.

Здоровье человека — это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня не существует сомнений, что оно комплексное, так как зависит от взаимодействия многих сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философских качеств человека. Физическое здоровье дает хорошее самочувствие, бодрость, силу. Психическое здоровье дарит спокойствие, хорошее настроение, доброту, веселость. Социальное здоровье обеспечивает успешность в обучении, социализации, развитии [1, С.12].

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие 60 человек, для 30% студентов главным составляющим здоровья является спорт, для 23% здоровье проявляется в полноценной и веселой жизни, 21% считают, что здоровье — это когда люди болеют мало или совсем не болеют. Эти результаты показаны на диаграмме.

Им же был задан вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». И на него 60,19% опрошенных студентов отметили, что необходимо заниматься спортом, 25,93%- посоветовали не пить, не курить, не употреблять наркотики. Полученные результаты представлены на диаграмме ниже. студенческий здоровый физический

Кстати, мы пытались выяснить, на что готов каждый из респондентов для сохранения своего здоровья. Наибольшее количество студентов, а точнее 42,6%, выразили готовность заниматься спортом, 17,6% — согласны делать все, что нужно, чтобы быть здоровыми, возможно даже не зная, что на самом деле для этого необходимо делать, 13,9% — готовы закаляться для сохранения здоровья, а 13% — отказаться от употребления алкоголя и курения. Полученные результаты представлены ниже в виде диаграммы.

Обращает на себя внимание тот факт, что представление о составляющих здоровья являются разрозненными и не систематизированными.

Здоровый образ жизни студентов — это совокупность ценностных сберегающих здоровье ориентаций и установок, привычек, режима, ритма и темпа жизни, направленных на оптимальное сохранение, укрепление, формирования, воспроизводства здоровья в процессе обучения и воспитания, общения, игры, труда, отдыха и передача его будущим поколениям.

Здоровый образ жизни предполагает соблюдение, определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую работоспособность, душевное равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, которая обеспечивает необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Здоровый образ жизни — это практические действия, направленные на предотвращение заболеваний, укрепление организма и улучшение общего самочувствия человека [2, С.15].

Итак, формирование здорового образа жизни — это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества. Она включает в себя основные сферы и направления жизнедеятельности студента.

К составляющим здорового образа жизни относится [1, С.37]:

1. правильно организованный режим дня (в частности, труда, отдыха и полноценного сна), соответствующий индивидуальному суточному биоритму каждого студента;

2. двигательная активность (систематические занятия любыми видами спорта, статистической и ритмической гимнастикой, ходьбой или оздоровительным бегом);

3. рационально выстроенное питание;

4. разумное использование каких-либо методов закаливания;

5. умение устранять нервное напряжение при помощи мышечного расслабления (различные аутогенные тренировки);

6. отказ от любых имеющихся вредных привычек.

Физическое воспитание в вузе — это сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать уровень физической подготовленности, развивать и совершенствовать жизненно важные физические качества и двигательные умения и навыки [3].

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей является важнейшей задачей высшей школы. Перед вузами стоит важная задача приобщения студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение работоспособности, улучшение их подготовки к профессиональной деятельности, формирование двигательных активности и устойчивых привычек к занятиям физической культурой, воспитание у них коллективизма, патриотизма, целеустремленности [5, С.5].

Физическая культура является необходимым компонентом, чтобы обеспечить здоровый образа жизни студентов. Физкультурно-спортивная деятельность — это одна из эффективных механизмов объединения общественных и личных интересов, формирования общественно важных индивидуальных потребностей.

Физическая культура является сферой массовой самодеятельности важным фактором установление активной жизненной позиции, поскольку социальная активность, развивается на ее основе и переносится на другие сферы жизнедеятельности — социально-политическую, учебную, трудовую. Входя в физкультурно-спортивную деятельность, студент накапливает социальный опыт, что приводит к повышению его социальной активности.

Физические упражнения влияют не только непосредственно на тот или иной орган; но и на весь организм в целом через нервную систему как основной пусковой механизм жизнедеятельности. Поэтому, даже при небольших физических нагрузках, таких как ходьба, приседания и т.д., объективно замечается улучшение функций многих органов и систем организма. Углубляется и ускоряется дыхание, повышается частота сердечных сокращений, изменяется артериальное давление, улучшается функция желудочно-кишечного тракта, печени, почек, других органов и систем человека.

Читайте также:  Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека при котором тест с ответами

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями возникают заметные изменения в обмене веществ, повышается функция внутренней секреции. У человека улучшается аппетит и моторная, секреторная и химическая функция желудочно-кишечного тракта, улучшается психологический настрой студентов.

В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что характерно для здорового человека.

На мой взгляд, целью формирования здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в вузе могут быть такие виды физических занятий:

— Сознательное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;

— Подготовка (тренировка) и сдача нормативов по физическому воспитанию;

— Разработка и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки, с элементами закаливания;

— Участие в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.).

— Система закаливания водой;

— Плавание, с переходом к моржеванию;

Глубокий анализ физической культуры дает понять то, что она имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной физкультурной практике эти богатые возможности используются далеко не полностью.

Как считал Петр Францевич Лесгафт, в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способности учащихся [6].

При формировании здорового образа жизни будущего специалиста должно осуществляться его развитие с учетом его личного отношения к содержанию занятий, усвоение норм и способов деятельности. Физическая культура является средством формирования здорового образа жизни только в том случае, если она является любимым занятием каждого студента.

Физическое воспитание в вузе является фундаментальной частью оздоровления студентов. Физическое воспитание, будучи составной частью процесса получения высшего образования, в то же время, направленное на решения проблемы улучшения состояния здоровья студентов

Считается, что перспективным, доступным и эффективным направлением достижения максимально положительного результата в вопросах здорового образа жизни студентов вузов является всестороннее использование средств физического воспитания, как основного фактора ликвидации недостатков в физическом развитии этих студентов. Оно является наиболее перспективным, доступным и эффективным направлением для укрепления физического состояния студентов, ведущим компонентом здорового образа жизни.

1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2012. 158 с.

2. Визитей Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. — М.: Советский спорт, 2009. 189 с.

3. Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни / Н.И. Белова, С.П. Бурцев, Е.А. Воробцова, А.В. Мартыненко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 1. С. 14-15.

4. Паначев В.Д. Физическая культура и спорт — средство социально- педагогического развития личности // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровье сберегающей образовательной среды: материалы всерос. науч. практ. конф., г. Волгоград, 25-27 нояб. 2011г. С. 28-32.

5. Чесебиева С. Т. Физическая культура как фактор утверждения здорового образа жизни студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №2 С.8-12 6. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень. — М., 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 24.11.2008

Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007

Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

реферат [36,2 K], добавлен 12.11.2011

Научно-теоретические положения о здоровья, культуре здорового образа жизни и оздоровительной физической культуре. Методические аспекты физического совершенствования, спортивной тренировки и организации здорового образа жизни студенческой молодёжи.

учебное пособие [303,7 K], добавлен 06.12.2011

Понятие здорового образа жизни, его составляющие, средства и методы формирования. Обоснование эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию методики формирования здорового образа жизни школьников девятого класса.

дипломная работа [65,4 K], добавлен 09.07.2010

Источник

Adblock
detector