Меню

Физическая культура для учащихся с ослабленным здоровьем

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники рас­пределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую откло­нений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так­же недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улуч­шение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчени­ем сложности, сокращением длительности упражнений и коли­чества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с боль­шими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре­пятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие от­клонения в состоянии здоровья, которые являются противопока­занием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как времен­ный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе­вания и других отклонений в состоянии здоровья).

К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы дол­жны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Занятия с такими учащимися должны проводиться учителем физической культуры под наблюдением школьного врача.

Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает: компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников; сообщение им знаний по физической культуре; формирование у них двигательных умений и навыков; поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения.

В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, положена учебная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование.

Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки, учить элементарным правилам самоконтроля.

Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям.

В программный материал по гимнастике включены: раздельные упражнения на расслабление мышц; дыхательные упражнения; упражнения на формирование осанки; упражнения для профилактики плоскостопия; ОРУ; танцевальные упражнения; упражнения в равновесии, в висах и упорах. Для юношей 10-11 классов включают упражнения с гантелями весом не более 1-2 кг. После 3-4-х месяцев регулярных занятий вес можно увеличить до 2,5-3 кг.

Из раздела легкая атлетика: строго дозированная ходьба и бег; метания правой и левой рукой; прыжки в длину с места.

Подвижные игры и спортивные игры требуют строгой дозировки. Любая игра должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока. («Гонка мячей по кругу»; «Передал – садись»; «Пионербол»; «Мяч капитану»; элементы баскетбола, волейбола) Игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам по 3-5 мин.

Лыжная подготовка: ходьба на лыжах по равнинной местности, при подъемах в пологую гору; закаливание; оздоровление.

Основными задачами физического воспитания учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

— укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма;

— повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

— повышение физической и умственной работоспособности;

— повышение иммунологической реактивности и сопротивля­емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци­руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони­ческой инфекции;

— формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

— обучение рациональному дыханию;

— освоение основных двигательных умений и навыков;

— воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес­кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

— создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболева­ниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с откло­нениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключитель­ная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; при­меняются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.

Подбор уп­ражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными на­выками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) ос­новных физических качеств. Наиболее широко используются гим­настические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы под­вижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упраж­нения, связанные с натуживанием, продолжительными статичес­кими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) вы­полняются простые упражнения на расслабление, ходьба в мед­ленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре­комендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепен­ным увеличением интенсивности физических нагрузок в основ­ной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.

Кроме уроков используются и другие формы физического воспи­тания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

Учитель обязан познакомиться с диагнозами заболеваний учащихся, особенностями протекания болезни, знать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. Следует знать, что в составе группы могут быть ученики с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Дифференцированный подход можно осуществить, применяя следующие приемы:

1. Построение учащихся не по росту, а по степени физической работоспособности.

2. Перед каждым упражнением определяется ЧСС.

3. При проведении эстафет более подготовленные стоят в начале колонны.

4. При проведении игр ученики, имеющие слабую подготовленность, заменяются через 2-3 мин.

Комплектуется группа школьным врачом совместно с врачом лечебной физической культуры районной детской поликлиники и преподавателем физического воспитания школы. При этом учитывается характер заболеваний, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся. Возможны совместные занятия школьников с различными заболеваниями, так как у детей при многих заболеваниях имеются сходные между собой нарушения функций той или другой системы. Группы должны формироваться с учетом возрастов (для 1-4, 5-8, 9-11 классов). Численность группы не должна превышать 10-15 человек. В зависимости от функционального состояния школьников и характера заболеваний группа может подразделяться на подгруппы. Нагрузку надо индивидуализировать.

Занятия должны проводиться строго по расписанию 2-3 раза в неделю по 30-45 минут во внеурочное время, контролируется завучем и врачом. Только при систематических занятиях в кабинете ЛФК школьник может освобождаться от уроков физической культуры по предъявлению справки. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся сроки ограничения нагрузок могут быть изменены врачом.

Цикл занятий со СМГ делится на 3 периода:

Подготовительный – 1,5-2 месяца. Его задачи:

1. Изучение функциональных возможностей каждого занимающегося.

2. Проверка их физической подготовленности.

3. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной системой.

4. Повышение устойчивости их организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Основной. Длительность зависит от приспособленности организма к физической нагрузке. Его задачи:

1. Продолжается дальнейшая тренировка всех систем организма.

2. Укрепление и совершенствование функций мышечной системы.

3. Обучение основным двигательным навыкам из числа предусмотренных программой по физической культурой.

Заключительный. Предшествует переводу школьника в подготовительную группу. Длится 1-2 месяца. Занятия приближаются к занятиям школьного урока физической культуры по содержанию с несколько сниженной физической нагрузкой. Используется преимущественно материал гимнастического раздела, подвижных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки. Исключаются упражнения с длительным статическим напряжением, натуживанием, упражнения на быстроту (в подготовительной группе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы).

Читайте также:  Кто похудел с сибирским здоровьем

Помещение, в котором проводятся занятия, должны отвечать всем необходимым гигиеническим требованиям (чистый пол, свежий воздух, площадь на 1-го занимающегося не менее 4 м 2 ). В теплое время года хорошо проводить занятия на свежем воздухе. Большое значение имеет организация правильного режима дня, рациональное питание. Для детей имеющих неправильную осанку или искривление позвоночника, необходимо предусмотреть отдых среди дня в течение 1,5-2 ч. в положении лежа на спине, животе.

В СМГ занимаются физической культурой дети с различными заболеваниями. Для детей, имеющих отклонения со стороны ССС (неактивная фаза ревматизма, функциональное изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Рекомендуются ОРУ, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении — лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 15 сек. в I четверти 1 го года обучения до 1,5-2 мин. в конце 2 го года обучения).

Детям с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) тоже противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Особое внимание уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания особенно углубленного выдоха. Удлинению выдоха помогают упражнения на развитие диафрагмального дыхания и упражнения дыхательного характера с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) букв или их соединений (бря, бри, бру,…).

Эти упражнения должны рекомендоваться детям для выполнения дома до 3 – 5 раз в день. Для детей с заболеваниями почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде до 10-15 минут. Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие перенапряжение нервной системы (упражнения в равновесии, уменьшение времени игр и т.д.).

При заболевании органов зрения исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуется упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи). Нарушение осанки — упражнения, лежа на спине, животе, четвереньках, танцевальные упражнения, танцевальные игры. Каждое физическое упражнение должно выполняться свободно, без задержки дыхания. Следует обращать внимание на глубину выдоха.

Источник

Физическая культура с детьми со слабым здоровьем.
методическая разработка по физкультуре по теме

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.docx 39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Физическое воспитание детей, имеющих отклонения

в состоянии здоровья»

Иванова З.И учитель физической культуры МАОУСОШ №45 г.Калининград 30.04.2013г

Свое выступление мне бы хотелось начать со статистики:

  1. На сегодняшний день при поступлении в 1-ый класс 10% детей уже имеют заболевания, при окончании 11 -го класса — 94% хронически больны.
  2. Авитаминоз в России носит круглогодичный характер — по витамину С — у 97% населения дефицит, по витамину В — у 80%, бета-каротину— у 60%. Привычный и обыденный авитаминоз является опаснейшим для здоровья состоянием, на фоне которого формируются тяжелые хронические заболевания на всю жизнь(тонзиллит, аденоидит и др.).
  3. 50% детей имеют вялотекущие воспаления — гастрит, дуоденит, пиелонефрит, и т.д.
  4. У 40% — ослаблена бронхо-легочная система.
  5. У 80% — плохой состав крови: снижен гемоглобин.
  6. Дефицит селена, отмечен у 100% населения России, а его недостаток ведет к росту раковых заболеваний, инфарктов, инсультов.
  7. У 60% школьников лямблии.
  8. Дети больше «зашлакованы», чем взрослые, т.к. их системы детоксикации намного слабее.
  9. Поражения токсинами их организма носят более глубокий характер, вплоть до угрозы следующему поколению.
  10. У них значительно слабее иммунная система и одной из причин являются хронические заболевания.
  11. «Дети стареют. Пока на клеточном уровне» — юный организм наиболее раним и больше всего страдает от экологических загрязнений. Ни для кого ни секрет дети страдают болезнями стариков, болезни омолодились:
  • простатит, заболевание мужчин старше 40 лет — болеют мальчики 20 лет;
  • мастопатия — болеют девочки в 16 лет;
  • об остеохондрозе дети знают и в 15 лет, и в 7 лет;
  • камни в почках встречаются не только у детей в 9 лет, а и у новорожденных;
  • заболевания щитовидной железы, новообразования, психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, изменения в сосудах уже встречается у детей в 3—5 лет. Если сейчас умирают от проблем сердечно-сосудистой системы в 25-35 лет, прогнозы ученых-медиков малоутешительны: через 10—15 лет будут умирать ученики старших классов.
  1. У 90% детей эндемический зоб — следствие слабой работы щитовидной железы и эндемического йодо-дефицита, что ведет к серьезным проблемам и последствиям:
  • вялость сердечной мышцы;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • плохое кровоснабжение всех органов, особенно мозга и глаз, за счет чего у ребенка снижены способности к учебе, плохая память, концентрация внимая, он быстро утомляется, имеет низкий жизненный тонус;
  • нарушение роста, диспропорция черепа и мозга

Недостаток и несбалансированность жизненно-необходимых питательных веществ в организме детей способствует не только нежеланию учиться, но даже играть.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Здоровье детей школьного возраста вызывает обоснованную тревогу. В связи с этим, сохранение здоровья школьников и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Подвижные игры и упражнения являются универсальным и незаменимым средством укрепления здоровья школьников и их физического воспитания. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственный человеку: ходьба, бег, прыжки, метания и т.д. Игры и упражнения являются лучшим «лекарством» для детей от двигательного голода — гиподинамии, так как дети основную часть времени проводят в статическом сидячем положении. Об этом в своих работах говорили врачи, психологи, физиологи и многие специалисты по физическому воспитанию.

В связи с вышеизложенным, проблема физической подготовленности школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья приобретает особое значение. Так как к числу наиболее значимых и перспективных проблем в области физического воспитания специалисты относят проблему повышения двигательной активности ребенка. Именно недостаток движений становится одной из причин ослабления его здоровья.

Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.

Данное обстоятельство, несмотря на разработанность проблемы, на практике вызывает затруднения, поскольку имеет место недостаточное количество методической литературы, информации об организации подвижных игр с целью физической подготовленности школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

Заболевания, наиболее часто встречающихся среди младших школьников:

Нарушение осанки. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать своё тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой.

Плоскостопие. Б. Г. Булич отмечает, что плоскостопие у детей младшего школьного возраста встречается часто. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой – так как они лишают стопу её естественной гибкости.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка может возникнуть от различных причин. Это могут быть функциональные нарушения: расстройство сердечного ритма, повышение или понижение кровяного давления. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни.

Артериальная гипотония. Встречается у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии и нервной перегрузки).

Артериальная гипертония. У младших школьников артериальное давление наблюдается как первичное заболевание – это первая стадия гипертонической болезни, или как вторичная (симптоматическая) гипертония почечного происхождения (при аномалии развития почек и др.). Наличие первичной артериальной гипертонии у младших школьников подтверждается при установлении предрасположенности к этому заболеванию, которое передаётся по наследству («семейная гипертония») от родителей и даже родственников. В этой стадии гипертонии общее состояние учащегося может не страдать, жалоб он не предъявляет. Школьники с вторичной почечной или сосудисто-почечной гипертонией должны быть зачислены в специальную медицинскую группу.

Близорукость (миопия). Согласно данным специалистов, миопия – это генетически наследственно обусловленное нарушение зрения, в большинстве случаев начинающее отчётливо проявляться в школьные годы, однако, систематические занятия физической культурой, и специальными упражнениями стабилизируют и предупреждают развитие близорукости.

Ожирение. Избыточное отложение жировой ткани у детей младшего школьного возраста – явление распространённое. В. В. Колбанов, например, считает, что этому заболеванию содействует наследственный фактор, семейный уклад: привычка к чрезмерному калорийному питанию, малоподвижному образу жизни. Вторичное ожирение обусловлено эндокринными нарушениями (в частности – недостаточностью функции щитовидной железы), травматическими повреждениями головного мозга, родовой травмой. У детей нередко развивается вторичная церебральная форма ожирения.

Бронхолёгочная патология. В. И. Дубровский отмечает, что в структуре заболеваемости школьников, отнесённых к специальной медицинской группе, одно из первых мест занимают заболевания дыхательного аппарата. Наиболее частой патологией являются хронический бронхит, бронхиальная астма разного происхождения (инфекционно-токсическая и аллергическая).

Организация работы по физическому воспитанию учащихся Подготовительных и специальных медицинских групп

Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.

Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть завершено к 1 июня. Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательного учреждения. Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.

При проведении занятий физической культурой мы преподаватели физической культуры обращаем особое внимание и проявляем повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей (Приложение № 2).

Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей

Потенциально опасное воздействие
на организм ребенка

Кувырки через голову вперед и назад

Избыточное давление на шейный отдел позвоночника:

компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления.

Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.

Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления.

Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых нарушений.

Стойка на голове, на руках.

Упражнение «березка», «плуг» – из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального и внутричерепного давления.

Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и возникновения грыжи.

Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад

Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов.

Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями.

Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед с выпрямленными ногами.

Риск смещения межпозвонковых дисков и возникновения грыжи.

Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения «качалка», «лодочка», «лук».

Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений.

подтягивание на перекладине

и др. спортивных снарядах.

Лазанье по канату

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

Риск травмы плеча, возникновения грыжи, опущения внутренних органов.

Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти

Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи.

в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск возникновения грыжи и патологической подвижности почек.

в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи и патологической подвижности почек.

Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, смещения межпозвонковых дисков, ущемления спинномозговых нервов, возникновения грыжи.

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи, патологической подвижности почек и сосудистых нарушений (в т.ч. варикозного расширения вен).

Глубокий выпад с сильным

сгибанием в коленном суставе,

сед в «полушпагат»

Риск повреждения связок в паховой области.

Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника.

Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции

Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы.

Риск возникновения острой сердечной недостаточности, обострения хронических заболеваний.

Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность

Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических заболеваний.

Прыжки через спортивные

снаряды (через коня, козла)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи.

При наличии заболевания строго дозируем физическую нагрузку и исключаем физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья (Приложение № 3).

Противопоказания и ограничения к выполнению физических

упражнений с учетом заболевания

органов и систем организма

компенсированные пороки сердца и др.)

1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).

2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.)

3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.

4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием

1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)

2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.

3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.

4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).

5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение

(хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

(пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.

5. Переохлаждение тела

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

6. Занятия плаванием

(хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.

7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела

(эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

7. Круговые движения головой, наклоны головы

(плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела

(миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.

5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.)

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)

(ожирение, сахарный диабет и др.)

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения.

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

см. ограничения при болезнях органов кровообращения.

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)

На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) для занятий физической культурой.

К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы учитываем индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуются непосредственно в учебном заведении и проводятся 3 часа в неделю по 45 минут отдельно от уроков физической культуры.

В случае невозможности проведения занятий с детьми СМГ отдельно рекомендуется привлекать таких детей к занятиям со всем классом. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя будет являться улучшение всех показателей здоровья больных учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинские группы.

Посещение занятий учащимися СМГ является обязательным. Ответственность за их посещаемость возлагается на администрацию и учителя, проводящего эти занятия.

Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.

Методика и особенности занятий по физическому воспитанию с детьми ограниченных возможностей

Схема построения уроков с детьми с ограниченными возможностями в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей. Например:

Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые проводим в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаем очень осторожно и постепенно, на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В вводную часть должны войти такие элементы, как построение, опрос о самочувствии, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, бег в медленном темпе, упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока (15-20 минут) школьники овладевают основными двигательными навыками, получают оптимальную физическую нагрузку и оптимальное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.

Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.

Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию разучиваем в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, используем в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений применяем упражнения на расслабление.

В заключительной части урока (5-10 минут) создаем условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части применяем простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. В конце урока определяем частоту пульса занимающихся, подводим итоги, даем задание на дом.

Уроки рекомендуется проводить на открытом воздухе, на школьных площадках, стадионе. При этом должно строго соблюдаться соответствие спортивной формы погоде для предупреждения переохлаждения или перегревания. В прохладную погоду подготовительную и заключительную часть урока можно проводить в помещении.

Ведущий принцип в работе с учащимися ограниченных возможностей — дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия:

  • построение на занятии не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом — менее;
  • при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав 2 повторения, менее подготовленные — одно;
  • при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 минуты;
  • в 1 четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания.

Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя: ходьба; дозированный бег в медленном темпе (от 20с в конце первой четверти первого года обучения до 2-3 минут в конце 2-го года обучения).

Школьникам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание, необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху.

Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения по 3-5 раз в день; дозировка для одного упражнения 2-3 раза, количество упражнений — 3-4. Целесообразны занятия плаванием, лыжами.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пилонефрит) значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии), ограничивается время игр и т.д.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Для информации: В настоящее время в нормативных документах Министерства образования России и Министерства здравоохранения активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих здоровью (наличие знаний о здоровье, здоровом образе жизни; наличие знаний об угрозах и рисках для здоровья; наличие знаний о преимуществах здорового образа жизни.

Участники 10Б, 9Б,6А (58 человек)

«Как я оцениваю своё здоровье»

(постоянно, иногда, не занимаюсь) 16-25-17

(строго соблюдаю, иногда соблюдаю, не соблюдаю) 4-36-18

3. Соблюдаете ли гигиеничный режим

(постоянно, иногда, никогда) 37-21-0

  1. Делаете ли по утрам зарядку?

(постоянно, иногда, никогда) 6-15-37

  1. Нужно проводить физкультурные паузы на уроках?

(постоянно, иногда, не нужно) 13-15-30

  1. Посещаю уроки физкультуры

(с удовольствием, из-за положительной оценки, стараюсь избежать)

  1. Участвуют ли родители в ЗОЖ

(постоянно, иногда, никогда) 8-23-27

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У детей с нарушением зрения на уроках физической культуры формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения) и повышение двигательной активности за счет увеличен.

Адаптивная физическая культура — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны.

Адаптивная физическая культура — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны.

Травмы шейного отдела позвоночника (и позвоночника в целом) относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. Задачи и последовательность оздоровительных мероприятий определяютс.

Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма. Цель программы: -Развити.

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе.

Занятия на уроке физической культуры с детьми специальной медицинской группой здоровья.

Источник

Adblock
detector