Меню

Физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Введение. Физическая культура (ФК) и спорт являются главным фактором для реабилитации и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Проведя анализ процесса физического воспитания студентов с ОВЗ можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая сторона процесса физического воспитания считается ее основной спецификацией [3].

Цель работы рассмотреть основные принципы организации и некоторые особенности методики занятий физической культурой для студентов ОВЗ.

В процессе работы мы попытались решить следующие задачи: 1) Рассмотреть понятия «физическая культура», «студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «адаптивная физкультура для подростков с ОВЗ». 2) Изучить данные научных источников об адаптивной физической культуре для студентов с ОВЗ.

Материалы и методы исследования. В работе мы использовали метод изучения научной и специализированной литературы по теме проблеме особенностей организации процесса физического воспитания для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение.

Понятие «физическая культура» имеет множество определений, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. В социологическом словаре физическую культуру определяют, как часть общей культуры общества, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и др. Так же ее рассматривают как процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей [1].

А.М. Павловой в 2015 году проводились исследования среди основной группы здоровья об их желании заниматься с ОВЗ. Далее приведены результаты данного исследования: всего лишь 10,4 % из числа опрошенных не хотели бы учиться в одной группе, в то время как 83,6 % опрошенных студентов положительно относятся к такой возможности, 6 % затруднились дать ответ [4]. Из этого можно сделать вывод, что доброжелательное и лояльное отношение студентов к людям с ограниченными возможностями по здоровью может положительно повлиять на успешность социализации и адаптации студентов с ОВЗ.

По данным А.М Павловой, опубликованной в журнале «молодой ученый». На сегодняшний день имеются данные по заполненным анкетам из Российских вузов (конкретно каких не указано). Всего была получена 481 анкета, из них 180 анкет заполнены полностью. Полученные данные дают представление о количестве студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также об особенностях их сопровождения в вузах России [4].

Наименьший процент обучающихся составляют инвалиды-колясочники (2,28%) и лица с психическими заболеваниями (0,46%). Тогда как студенты с соматическими заболеваниями составили 25,18%, а студенты с неуказанным диагнозом составили самую многочисленную группу – 39,77%.

Основными задачами физической культуры являются: оздоровительная (укрепление здоровья); образовательная (обеспечение доступа к образованию таких детей, уменьшая их дискриминацию); воспитательная; коррекционно-развивающая. Разновидностью физической культуры является физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья (адаптивная физическая культура).

Адаптивной физической культурой называют комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направленны на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ОВЗ, преодоление психологических барьеров, которые препятствуют ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [3].

Занятия физической культуры в колледжах и университетах направлены на уменьшение степени нагрузки студентов для их оздоровления и поддержания нормальной физической формы [2].

Обязательным допуском к занятиям физической культуре в колледжах, вузах и техникумах является предоставление медицинской справки с указанием в ней группы и состояния здоровья, а также имеющихся ограничений и рекомендаций если имеются, то определенные ограничения.

Преподаватель обязан знать о заболевании каждого своего учащегося, так как данные по состоянию здоровья обучающихся необходимо использовать при организации занятий и определении вида физических упражнений и нагрузки. Исходя из диагноза студента, преподаватель составляет для него индивидуальную программу, студенты занимаются в группах в соответствии с имеющимися заболеваниями. Студенты, освобождённые от практических занятий физической культурой, используют другие формы овладения ценностями физической культуры. Например, изучают теоретические сведения, особенности занятий физическими упражнениями при определённых заболеваниях, принимают посильное участие в судействе студенческих спортивных соревнований.

Выделяют следующий принципы организации занятий адаптивной физической культурой [3]. Принцип дифференциации и индивидуализацииозначает объединение обучающихся в относительно однородные группы по различным признакам. Индивидуальный подход характеризуется учетом особенностей, присущих одному человеку (студенту). Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в том, что недоразвитые или утраченные функции возмещаются использованием сохраненных функций. Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям обучающегося. Принцип оптимальности педагогического воздействия заключается в том, что физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативности педагогического воздействия предполагает многообразие физических упражнений и условий их выполнения [3].

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что активизация работы со студентами с ОВЗ в области физической культуры и спорта способствует изменению отношения общества к этой группе населения. Физическая культура и спорт имеют очень большое значения в плане реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Физическая культура является важным аспектом взросления и становления человека как личности. Этот вид воспитания обучает движениям, выносливости, дает возможность овладеть физкультурными знаниями. Физическая культура и спорт в целом очень важны как для обычных студентов вузов России, так и для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, нацеленных на реабилитацию и адаптацию к стандартной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, тормозивших ощущению полноценной жизни, а также пониманию потребности своего личностного вклада в социальное развитие общества. Постоянные занятия адаптированной физической культурой значительно расширяют спектр функциональных возможностей студентов с инвалидностью, улучшают состояние опорно-двигательного аппарата, положительно влияют на психику. Адаптация таких студентов к физическим нагрузкам является актуальной проблемой всех вузов страны, требующая решения на протяжении всех лет обучения.

Адаптивная физкультура для студентов с ограниченными возможностями здоровья формирует:

— понимание собственных физических возможностей;

— способность преодолевать физические и психологические барьеры, препятствующие ведению полноценной жизни;

— выработку у студентов-инвалидов стремления вести здоровый образ жизни;

— желание улучшать свои навыки и физические возможности;

— способность адаптироваться в обществе.

Целью адаптивной физкультуры является не только повышение навыков физической подготовки, но и социализация студента с ограниченными возможностями здоровья, улучшение уровня качества жизни личности, наполнение жизни новыми эмоциями, знакомствами, общением. [1]

Организация занятий и всего учебного процесса адаптивной физкультуры для студентов-инвалидов значительно отличается от стандартной программы занятий физкультурой в вузах и имеет свои особенности. В программу курса для студентов специальной медицинской группы входит: изучение теории, практического материала, адаптивная физическая активность.

Занятия адаптированной физкультурой обязательно должны начинаться с подготовительного периода. Его длительность напрямую зависит от состояния здоровья студента. Далее идет основной период: 30% уходит на лечебную физическую культуру (ЛФК) и 60% на специальную подготовку и 10% на занятия ЛФК с полным медицинским обследованием. Программа адаптивной физкультуры ограничивает упражнения на развитие силы и выносливости. Завершает цикл переходный период. Его основная задача — постепенное снижение нагрузок, улучшение развития технических приёмов.

Читайте также:  Генетический фактор индивидуального здоровья

Для обучения адаптивной физической культуре студентов с ограниченными возможностями существуют различные требования, зависящие от самого диагноза. Например, для обучения студентов с ограничением по зрению поверхность покрытия в спортивном зале обязательно должна быть ровной и гладкой; необходимо предусматривать звукопоглощающие потолки, а также обеспечение акустической изоляции. Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета. [2]

В настоящее время многие вузы России осуществляют проведение курса адаптивной физической культуры. Однако относительно быстрое развитие данной дисциплины и внедрение ее в образовательные программы высших учебных заведений породили множество трудностей и противоречий, обусловленных недостаточным уровнем разработки этой программы, ее методологии, принципов и т.д.

Можно выделить несколько причин недостаточной развитости программы адаптированной физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья:

Отсутствие социально-экономических условий для выполнения данной задачи;

Недостаточное понимание важности адаптивной физической культуры среди государственных деятелей России;

Совершенствование физической культуры и спорта для студентов с ограниченными возможностями не является приоритетной задачей государства;

Отсутствие условий для привлечения студентов-инвалидов к занятию спорта;

Недостаточный профессионализм тех, кто осуществляет обучение адаптивной физической культуре, отсутствие у этих людей медицинского образования;

Отсутствие желания занятия спортом среди самих студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Все эти факторы препятствуют достижению высокого уровня развитости адаптивной физической культуры среди высших учебных заведений России. Решение данных проблем является очень важной задачей, так как физическая активность необходима не только основному проценту здоровых студентов, но и студентам с ограниченными возможностями здоровья. [3]

Повышение эффективности занятий адаптивной физической культурой позволит поднять на новый качественный уровень социальной практики физическую культуру, образование, всю систему именно комплексной реабилитации студентов с проблемами со здоровьем, наладит уровень жизни и коммуникаций в обществе. Наличие у студентов различных диагнозов требует постоянного осведомления и внимательной и кропотливой работы от преподавателя, который должен периодически изучать новые и подходящие варианты обучения, проведения аттестаций, пересматривать нормативы и задания.

Список литературы:

Основы адаптивной физической культуры: Учебн. пособие. – М. Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.;

Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -296 с.

Курдыбайло С.Ф., Евсеев, С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -184 с.

Источник

К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 09.01.2014 2014-01-09

Статья просмотрена: 2815 раз

Библиографическое описание:

Адырхаев, С. Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С. Г. Адырхаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 459-465. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8889/ (дата обращения: 08.06.2021).

Введение. В настоящее время прогрессивные перестройки в мире, развитие информационных и коммуникативных технологий, переход к рыночной экономике, демографические изменения в сфере занятости и охраны здоровья меняют взгляды и отношение мирового и Европейского сообщества, правительств государств и негосударственных организаций на проблемы людей с инвалидностью, как носителей всех прав и основных свобод человека, а также на необходимость того, чтобы эти права были реализованы без каких-либо ограничений и дискриминации.

Одним из условий интеграции инвалидов в социум является возможность получить качественное образование в высших учебных заведениях. Исследования современного рынка трудоустройства показали, что среди инвалидов выпускники ВУЗов имеют на 80 % больше шансов найти работу, чем люди без высшего образования.

Качественное образование молодежи с разными нозологиями зависит не только от внедрения современных технологий в учебный процесс ВУЗа, но и от окружающей среды, в которой студенты с ограниченными возможностями здоровья чувствовали бы себя комфортно.

Физическое воспитание в ВУЗах, как обязательная учебная дисциплина, для студентов с ограниченными возможностями здоровья существует лишь декларативно, а реально — совершенно не ориентирована на выполнение социального заказа — подготовку молодого специалиста, который имеет достаточный уровень здоровья, необходимое физкультурное образование и физическую подготовленность для того, чтобы соответствовать требованиям квалификационной характеристике избранной профессии.

Не так давно основу физического воспитания обуславливал подход, который определял выполнение усредненных, единых для всех, нормативов и требований, что нарушает идею индивидуального развития человека. В более прогрессивных ВУЗах произошла смена парадигмы образования, нацеленной на личностно-ориентированный, деятельный подход, усвоение норм и ценностей культуры, что создает адекватные условия для позитивных сдвигов в социальной и физической сферах индивидуума.

Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья такой подход является единственно верным потому, что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности, выбора для нее индивидуального пути физического развития.

В первом в Украине ВУЗе «Открытый международный университет развития человека «Украина»» (Университет «Украина») сформирована интегрированная студенческая среда, целью которой является обеспечение равного доступа к качественному обучению всех членов общества, в частности, людям с инвалидностью.

Конкретные шаги Университета «Украина» направлены на социализацию личности с ограниченными возможностями здоровья, на улучшение качества жизни, наполнения ее новым содержанием, эмоциями, которые обуславливают равноценное общение, обучение, развлечения, отдых и другие формы нормального существования в социуме.

В Университете «Украина» вместе с филиалами в разных регионах страны обучается около 45 тыс. студентов, из них — 1835 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 4,5 % от общего числа молодежи ВУЗа. В базовой структуре Университета «Украина» (г. Киев) общее количество студентов составляет 10110 человек, из них 1134 — студенты с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА) и последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с соматическими заболеваниями (СЗ) и с сахарным диабетом (СД), имеющих 1 и 2 группы инвалидности.

Во многих странах мира (Россия, Англия, Канада, США) в правовом поле и в сфере социальной защиты общепринятым есть термин «инвалид», который кроме медицинского диагноза (неработоспособный), несет в себе негативный социальный сенс. В последнее время в отечественных (Украина) правовых документах используются термины: «студенты-инвалиды», «люди с разными нозологиями», «люди с особенными потребностями».

В собственных исследованиях руководствуясь, в первую очередь, особенностями психики и возрастом студентов, мы считаем целесообразным использовать термин «студент с ограниченными возможностями здоровья».

Студент с ограниченными возможностями здоровья — человек, который имеет физические и психические недостатки, которые мешают усвоению содержания учебных программ без предоставления специальных условий для получения образования. Содержание специальных условий представляет собой: специальные учебные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные, физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие виды услуг, без которых невозможно обучение данной категории студентов.

Актуальность и необходимость решения проблемы физического воспитания и спорта молодежи с ограниченными возможностями здоровья объясняется многими причинами:

— увеличение количества молодежи с ограниченными возможностями здоровья из-за ухудшения социально-экономических и экологических условий;

— большинство молодежи с разными нозологиями из-за социальных и физических барьеров лишены возможности реализовать свои способности на уровне со здоровыми людьми;

Читайте также:  Листья яблони для здоровья

— состояние здоровья подрастающего поколения в Украине угрожает понижением интеллектуального уровня нации и повышением различных заболеваний;

— Украина принимает участие в Паралимпийских Играх, Дефлимпийских Играх и Специальных Олимпиадах; созданы государственные и общественные организации, детско-юношеские спортивные школы по разным видам спорта и т. д.

В статье представлены результаты научных исследований автора, посвященные проблеме физического воспитания и спорта студентов с ограниченными возможностями здоровья в современном ВУЗе.

Педагогические исследования проводились в Университете «Украина» и в его филиалах (16 филиалов в разных регионах Украины) на протяжении 2004–2013 гг.

Цель исследования — разработать и внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию модель физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в период их пребывания в ВУЗе.

В работе использовались общеизвестные методы исследований, а также личностный и деятельный подход к физическому воспитанию студентов с разными нозологиями (зрения, слуха, ОДА и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и больных сахарным диабетом, имеющим 2 и 3 группы инвалидности), обеспечение тесной связи процессов воспитания личностного и физического развития.

В многолетнем педагогическом эксперименте приняли участие 644 студента, имеющие 2 и 3 группы инвалидности, из них: 337 юношей и 307 — девушек с разными нозологиями: зрения — 46 юношей, 39 девушек; слуха — 66 юношей и 57 девушек; опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 45 юношей (ОДА) и 45 юношей с ДЦП; 39 девушек с ОДА и 37 девушек с ДЦП; студенты с соматическими заболеваниями — 79 юношей и 87 девушек, с сахарным диабетом — 56 юношей и 48 девушек. Средний возраст исследуемых составил 18,7±6,9 лет.

Результаты исследования. Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышение двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера. Этот процесс осуществляли на основе конкретных организационно-методических подходов к физическому воспитанию, принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.

Структуру физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения составляют три взаимосвязанных раздела: физическое воспитание и спорт, физкультурное образование и научная работа.

Организационно-методические приемы физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья в разделе «Физическое воспитание и спорт» позволяли получить: 1) психофизическую характеристику студентов и определить уровни здоровья, физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, а также составляющие структуры личности студентов с разными нозологиями: зрения, слуха, ОДА и ДЦП, с соматическими заболеваниями и с сахарным диабетом. Использовались информативные методы исследования: уровень физического здоровья (по методике Г. Л. Апанасенко); уровень физического развития (рост, масса тела, обхват грудной клетки, жизненная емкость легких, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе, сила правой и левой кисти, частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, скорость простой и сложной двигательной реакции.

Уровень физической работоспособности определяли с помощью метода индексов: индекса пропорциональности грудной клетки, индекса массы тела, силового индекса, жизненного индекса, пробы Руфье; уровень физической подготовленности: спортивно-педагогическое тестирование индивидуального уровня развития двигательных качеств и способностей; составляющие структуры личности: типологические особенности нервной системы, самооценка, потребность в достижениях.

На основании анализа полученных данных формировали группы занятий физического воспитания по трем направлениям: занятия в группах общей физической подготовленности и оздоровительного плавания; занятия в спортивных секциях (аэробики, аквааэробики, атлетической гимнастики, арм-спорта, баскетбола, волейбола, спортивной борьбы, футбола, настольного тенниса, спортивного плавания, спортивных танцев, шахмат и шашек) и занятия в системе «Инваспорт».

Студенты, занимающиеся спортом в системе «Инваспорт» освобождены от обязательного посещения занятий физического воспитания, но принимают активное участие в соревнованиях за свой ВУЗ.

2) На основании полученной информации происходила дифференциация средств и методов физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и решались задачи по систематизации эффективных средств и методов физического воспитания с учетом их влияния на состояние здоровья студентов с разными нозологиями, обоснованию объема и интенсивности нагрузки на занятиях физического воспитания.

Моделировались занятия физического воспитания, направленные на обучение двигательным действиям, формирование основных двигательных умений и навыков; повышение двигательной активности; устранение функциональных нарушений в физическом развитии, ликвидацию остаточных явлений после заболеваний, повышение умственной работоспособности и т. п.

При разработке технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья учитывали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, изучающих средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки, формы занятий и этапы формирования двигательной активности человека с особыми потребностями и считаем, что представленный нами выбор допустимым в связи с особенностями как направленности исследований, так и контингента исследуемых лиц.

Технология обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов представляет собой целенаправленный педагогический процесс физического воспитания и спортивной деятельности, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям студентов с особыми потребностями и ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в ВУЗе в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.

Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера.

Этот процесс осуществляли на основе конкретных принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.

Использование технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе физического воспитания приводит к повышению уровня здоровья, познанию возможностей собственного организма, формированию стойкой мотивации и потребности в систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности, привлечению к здоровому образу жизни, подготовке к условиям жизнедеятельности, соответствию требованиям квалификационной характеристике избранной профессии, содействию в самоопределении, самореализации как в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, так и в профессии.

Предлагаемая нами технология имеет ряд преимуществ: она на только в полной мере учитывает ранее выполненные учеными фрагментарные данные относительно физического развития молодежи с особыми потребностями, но и адаптирована к особенностям психофизического состояния студентов с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и сахарный диабет и существующей в Украине нормативной базы, отталкиваясь от которой сформировали направленность и содержание физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с особыми потребностями в ВУЗе.

3) С помощью оперативной оценки определяли предрасположенность студентов с разными нозологиями к занятиям физического воспитания преимущественной направленности. Этот подход позволил разработать комплекс показателей для оперативной оценки предрасположенности студентов к выполнению конкретной работы. Проводилось обследование самочувствия, настроения, активности, психомоторики студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные дают оперативную информацию о состоянии здоровья и физической работоспособности студентов, позволяющую безошибочно выбрать конкретную модель занятия.

4) Разрабатывались вариативные программы занятий физического воспитания на основании определения уровня психофизического состояния и обоснования содержания занятий и обоснованных методических указаний к ним. Разработаны программы занятий физического воспитания для студентов с разными нозологиями: с низким уровнем физической подготовленности и средним уровнем физической подготовленности.

5) Практические занятия физического воспитания. Решались задачи: содействовать улучшению здоровья, повышению физической подготовленности и возможности реализовать ее в повседневной жизни, развитие компенсаторных функций.

Читайте также:  Здоровье что такое свищ

Задачи решались путем выполнения разнообразных физических упражнений и их комплексов с учетом оперативного состояния здоровья студентов с разными нозологиями.

6) Отбор студентов-спортсменов и участие в соревнованиях по видам спорта между факультетами, институтами, филиалами Университета «Украина», во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов.

Содействовать развитию Паралимпийских и Дефлимпийских видов спорта.

В 2004 году по инициативе автора статьи были организованы Всеукраинские спортивные игры среди студентов-инвалидов. Инициатива была поддержана на государственном уровне: Министерством образования и науки Украины, Национальным комитетом спорта инвалидов Украины, Спортивным студенческим союзом Украины, Украинским центром физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт», Всеукраинской общественной организацией студентов-инвалидов «Гаудеамус».

Во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов принимают участие студенты с разными нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и ДЦП всех вузов Украины. Соревнования проходят на спортивной базе Национального центра паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов в г. Евпатория (АР Крым).

Ежегодно более сотни спортсменов с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в видах спорта: плавании, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах.

Впервые студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность продемонстрировать собственные достижения в спорте, определить приоритеты спортивной деятельности, сформировать потребность в достижении, создать свою интегрированную студенческую среду, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно.

Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья участие в соревнованиях разного уровня — это, прежде всего, наличие общения, расширения круга знакомых и друзей, чувство праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, позволяют забыть свою инвалидность.

Формирование спортивного стиля жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось по методическим принципам: дифференциации объема, интенсивности и направленности нагрузки в соответствии от уровня развития психофизических возможностей и состояния здоровья; индивидуализации режимов двигательной активности относительно физическому развитию каждого студента; интеграции познавательной и двигательной деятельности на занятиях физического воспитания, предвидев развитие и проявление познавательных процессов студентов, таких как восприятие, представление, мышление не изолировано, а в контексте с двигательным развитием.

7) Всестороннее обследование психофизического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья с привлечением конкретных специалистов (врачей, психологов).

8) Объективная информация о состоянии здоровья и физической подготовленности студентов с разными нозологиями позволяет вносить коррективы в содержание программ занятий физического воспитания, сравнивать динамику показателей физического развития, здоровья, физической работоспособности, физической подготовленности и психологического состояния на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

Разработана и внедрена в педагогический процесс учебная программа «Физическое воспитание» для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание учебной программы ориентирует педагогический процесс дифференцировано подходить к физическому воспитанию каждого студента с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его нозологию. Содержание программы объединяет современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, беспрерывности, постепенности.

Разработанные методические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе: путем целенаправленного совершенствования как непосредственно содержания программы, так и механизмов обеспечения, которые способствуют ее реализации (научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования).

Основные учебные формы физкультурной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья: академические занятия по расписанию в группах общей физической подготовки и оздоровительного плавания, где решаются педагогические задачи с преимущественной учебно-оздоровительной направленностью; занятия в спортивных секциях и занятия в системе «Инваспорт».

Теоретический раздел программы по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации мышления личности студента и определяют уровень его потребности в двигательной активности.

Методическая подготовка реализуется, в основном, на практических и индивидуальных занятиях. По отдельным темам проводятся консультации. Основная задача — закрепить методику определения и индивидуального дозирования уровня физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями, приобрести опыт использования двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных навыков.

В практическом разделе программы реализуется стратегия дифференцированного подхода к каждому студенту и учебный процесс направлен на улучшение здоровья, устранение ухудшения функциональных отклонений; формирование умений и навыков самостоятельного составления и выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику здоровья; использование на практике студентами знаний основ теории, методики и организации физического воспитания. Занятия носят выраженную компенсаторную специфику, связанную с повышением резистентности действия стресс-факторов учебного процесса, создания условий для повышения их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы.

Для активизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания изменена аттестация — отказ от оценивания уровня физической подготовленности и отдано предпочтение фиксированию личного прогресса соответствующих показателей: уровней физического здоровья и физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, психического состояния; всестороннее стимулирование приобретения специальных знаний, двигательных умений и навыков для самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, поддержание постоянного интереса к ним.

Студенты с ограниченными возможностями, занимающиеся в спортивных секциях отдельными видами спорта и повышающие свое спортивное мастерство за пределами ВУЗа, в системе «Инваспорт», освобождены от практических занятий по физическому воспитанию с условием выполнения зачетных требований в сроки, установленных кафедрой.

Содержание работы в спортивных секциях определяется рабочими программами отдельных видов спорта. В Университете «Украина» проводятся учебно-тренировочные занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья по рабочим программам видов спорта: волейболу, настольному теннису, плаванию, легкой атлетике, спортивной борьбе, шахматам и др. (табл.1).

Объем учебных часов для них не превышает 6 час. в неделю (240 час в год), для квалифицированных спортсменов 8–10 час. в неделю (специальные программы подготовки в системе «Инваспорт»).

Спортивная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает решение задач формирования разностороннего двигательного потенциала, освоения ними техники двигательных действий, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в соревнованиях разного уровня.

На фоне низкого уровня здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья своевременным стал вопрос об увеличении объема часов на занятия физического воспитания в ВУЗе до 8–10 час в неделю.

Известно, что для минимального обеспечения двигательной активности необходимо 6 час. в неделю, поэтому при обязательных 4 час. в неделю рекомендуем планировать еще 2 час. на дополнительные факультативные занятия (табл.2).

Дифференцированный зачет по физическому воспитанию является обязательной формой итогового контроля и проводится по кредитно-модульной системе оценки.

Во втором разделе «Физкультурное образование» внимание сфокусировано было на формировании системы знаний о физической культуре и спорте через традиционные виды занятий: лекционные, семинарские, методические, практические, консультации. Тематика занятий соответствовала интересам студенческой молодежи с разными нозологиями: роль физической культуры и спорта в жизни студенческой молодежи; средства и методы физического воспитания; методы развития физических качеств; методы обучения двигательным действиям; адаптивное физическое воспитание и спорт; физическое воспитание и спорт при различных заболеваниях и травмах и другие популярные темы.

Третий раздел «Научная работа студентов» осуществляется через студенческое учебно-научное подразделение «Олимпия», сформированное из числа наиболее авангардной молодежи с разными нозологиями.

Студенты под руководством преподавателей кафедры овладевают знаниями и умениями проведения научных исследований, выступают на научных конференциях. Участвуют в разработке индивидуальных карт-схем занятий физического воспитания, программ занятий для самостоятельной работы студентов с разными нозологиями.

Двигательная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья Университета «Украина», % (2004–2013 гг.)

Виды двигательной активности студентов с разными нозологиями

Источник

Adblock
detector