Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Источник
MED-anketa.ru
Медицинский портал о здоровье и красоте
Группы здоровья детей: характеристики для распределения
Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.
Что такое группа здоровья
Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.
Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.
Критерии определения
Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:
- физическое здоровье, развитие;
- наличие генетических патологий;
- развитие органов, систем;
- сопротивляемость организма внешним факторам;
- психическое, психологическое состояние.
Физическое здоровье и развитие
В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.
Наследственность
При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.
Развитие систем и органов
На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.
Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам
Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.
Психологическое и психическое развитие ребенка
Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.
Распределение детей по группам здоровья
Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.
Наличие хронических патологий
Функциональное состояние систем, органов
Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания.
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения.
Имеются незначительные функциональные изменения.
Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.
Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает.
Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации.
Имеются функциональные отклонения.
Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет)
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.
Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания.
Частые обострения основного хронического заболевания.
Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы.
Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.
Выраженные изменения функций пораженных органов, систем.
Частые обострения основного хронического заболевания.
Характеристика и виды
Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.
Первая
К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.
Вторая
Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.
Третья
Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.
Четвертая
Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.
Пятая
Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».
Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
- Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
- Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
- Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
- Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Видео
Источник