Статья на тему: «Физическая культура и здоровый образ жизни»
статья по физкультуре
«Физическая культура и здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физическая культура и здоровый образ жизни | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура и здоровый образ жизни
Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.
Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.
1,Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки.
2,Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность.
3,Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности.
4,Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.
О здоровом образе жизни
Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.
Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:
- развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
- поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
- исключение вредных привычек;
- формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
- ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
- соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
- регулярное закаливание;
- в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.
Наиболее важными элементами принято считать рациональное питание, процесс закаливания, а также регулярные физические упражнения.
Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:
- получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
- человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
- перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
- не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.
Полезный режим питания имеет 4 ступени:
- первый завтрак составляет 25% рациона;
- второй завтрак составляет 15%;
- обед образует 40%;
- ужин – 20%.
Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.
Закаливание
- закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
- при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.
Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.
Тренировки
Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.
Гигиена спорта
Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.
Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.
Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.
Источник
Конспект физкультурного занятия «Рецепт здоровья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данное физкультурное занятие спланировано с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsept_zdorovya.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной к школе группе
с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель : приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью п рименения здоровьесберегающих технологий и игровых приёмов.
Оздоровительные: развивать двигательную активность детей , способность к поддержанию статических поз и правильного положения позвоночника при выполнении игрового стретчинга, совершенствовать деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем с помощью дыхательных упражнений, способствовать профилактике нарушения зрения.
Образовательные: упражнять в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры с выполнением заданий, в прыжках с продвижением вперёд на двух ногах, перемещая ноги вправо, влево и на одной ноге, перепрыгивая шнур боком; закреплять навыки пролезания в обруч боком; развивать точность при метании предмета в вертикальную цель с расстояния 4м.; дать знания о распространении, лечении и профилактике простудных заболеваний.
Развивающие: развивать потребность в простейших приёмах оздоровления (точечный массаж, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения); совершенствовать физические качества: равновесие, ловкость, координацию,
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий, формировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, содействовать развитию положительных эмоций, взаимопонимания и сопереживания.
Материал и оборудование : мольберт с «Рецептом Здоровья», изображения сказочных персонажей Температуры, Насморка, Ангины, Кашля, мешочки по количеству детей, скамейка, кубики (4шт), обручи для пролезания, канат, мяч хип-хоп, гимнастические маты с изображением следов, магнитофон, аудиозапись песни «Если хочешь быть здоров».
Инструктор: Здравствуйте, ребята. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. Ребята, а что надо делать, чтобы быть здоровыми? Правильно надо заниматься спортом, закаляться, правильно питаться. А что надо делать, если ты заболеешь? Да, надо вызвать врача, пить прописанные им лекарства и обязательно принимать витамины. Вы знаете, самый главный доктор из поликлиники узнал, что в нашем детском саду некоторые дети часто болеют, кашляют, у них болит горло. И он решил выписать нам самый главный рецепт здоровья, где указал, что надо делать, чтобы не болеть. И вот этот рецепт здесь (педагог обращает внимание на мольберт, к которому прикреплён ватман с изображениями микробов ). Но злая волшебница Простуда заколдовала его, она напустила своих верных помощников микробов и эти микробы съели все рекомендации врача. И чтобы уничтожить все микробы, надо выполнить трудные задания Простуды. Вы справитесь с ними? Тогда за работу. Мы будем выполнять задания, а микробы будут исчезать с нашего рецепта, и мы узнаем рецепт здоровья.
Первое задание: спортивная разминка . Слушай команду — направо, шагом марш.
- Обычная ходьба в колонне по одному;
- Ходьба на носках руки вверх;
- Ходьба гимнастическим шагом, руки на пояс;
- Ходьба перекатами с пяток на носки руки на пояс;
- Бег обычный
- Бег, выбрасывая прямые ноги вперёд;
- Обычный бег;
- Ходьба с восстановлением дыхания . Дети берут мешочки с песком и перестраиваются в три колонны
Инструктор . Молодцы, вы замечательно выполнили разминку и вот уже один микроб пропал. (инструктор незаметно снимает изображение микроба, под которым имеется картинка).
Второе задание: медицинская разминка (игровой массаж лица).
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело,
Чтоб не кашлять, не чихать, носик надо растирать.
Лоб мы тоже разотрём, ладошки держим козырьком,
Вилку пальчиками делай, лепим ушки смело.
Знаем, знаем, да, да, да,
Нам простуда не страшна!
Инструктор . Хорошо, вот и второй микроб лопнул.
А сейчас мы должны выполнить упражнения для красивой и правильной осанки, чтобы ваши спины были здоровыми и прямыми.
- «Потянись» И.п. – стойка ноги врозь мешочек в руках
1-2 – подняться на носки – вдох носом, потянуться за мешочком вверх;
3 – и.п.- выдох через рот. (6-7 раз) - «Передай» И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мешочек в правой руке
1-2 – поворот туловища влево, мешочек передать в левую рук;
3-4 – поворот туловища вправо, мешочек передать в правую руку. (6-7 раз) - «Повернись» И.п. – стойка ноги врозь мешочек на голове руки согнуты на уровне груди
1 – поворот туловища вправо руки выпрямить, вдох носом;
2 – и.п. – выдох через рот;
3 – поворот туловища влево руки выпрямить, вдох носом;
4 – и.п – выдох через рот. - «Мах ногой» И.п. – стойка ноги врозь мешочек в правой руке
1-2 – мах правой ногой, мешочек передать под правым коленом в левую руку;
3-4 – мах левой ногой, мешочек передать под левым коленом в правую руку. - «Лодочка»
И.п. – лежа на животе, мешочек в руках
1-2 – прогнуть спину, мешочек в вытянутых руках перед собой;
3-4 – и.п.
- «Наклон» И.п. – о.с. мешочек в руках
1 – наклон вниз мешочек оставить на полу;
2 – выпрямиться;
3-4 – то же самое. - «Приседания» И.п. – стойка ноги врозь мешочек на голове
1-2 – присесть, руки вперед;
3-4 – и.п. - «Прыжки» И.п. – О.с. мешочек в руках
1-2 – прыжок ноги врозь мешочек вверх над головой;
3-4 – прыжок ноги вместе мешочек вниз. - И.п. – стойка ноги врозь мешочек в руках
1-2 – подняться на носки – вдох носом, потянуться за мешочком; вверх
3 – и.п. – выдох через рот.
Инструктор . Вот ещё один микроб лишился места на нашем рецепте.
Ребята, мы сделали упражнения, которые укрепляют нашу спину и делают осанку лучше. А есть упражнения, которые укрепляют наши глаза? Конечно, есть. Сейчас мы сделаем зарядку для глаз .
Мешочек в руки взяли
И с ним мы поиграли.
Далеко ты отнеси,
Близко к носу поднеси.
Мы мешочками играли
1,2,3 – глаза закрой,
1,2,3 – глаза открой.
Инструктор . Посмотрите, ещё одни микроб лопнул. Слушайте следующее задание. Надо пройти полосу препятствий и не побояться врагов Здоровья: Ангины, Кашля, Насморка и Температуры.
ОВД. Полоса препятствий.
- А вот и первая ловушка Температуры. Она оставила следы. Как вы думаете, какие следы оставила Температура. Правильно, красные, ведь когда поднимается температура, нам становится жарко. Наша с вами задача выполнить прыжки на двух ногах по белым следам, на красные не наступать, иначе поднимется температура. Прыжки на двух ногах по белым следам через красные следы.
- Дети посмотрите, а вот ловушка Ангины (инструктор показывает картинку с изображением Ангины)
Не задевайте ее ловушки, хорошо наклоняйтесь и пролезайте в обруч боком. Пролезание в обруч боком. - Горная речка на пути, по бревну нам придется ее перейти.
Ходьба по скамейке, руки вверх, с перешагиванием через предметы. - Ребята, посмотрите, а вот и ловушка Насморка (инструктор показывает картинку с изображением Насморка). Если его потревожить, он начнет чихать, распространять инфекцию, хотя знает, что надо закрывать нос платком и отворачиваться. Давайте будем так перепрыгивать шнур, чтобы его не задеть.
Перепрыгивание шнур боком на одной ноге, продвигаясь вперёд.
Инструктор. Молодцы, вы немного устали, давайте сделаем упражнение «Ладошка – градусник».
Дыхательное упражнение «Ладошка – градусник»
Поставьте ладошку перед носом. Заметьте, что она становится тёплой, когда мы выдыхаем воздух, и холодной когда вдыхаем.
Представьте, что у вас в животе жёлтый или оранжевый шарик. Положите ладошку на живот. Почувствуйте, как на вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).
Инструктор. Хорошо справились с полосой препятствий, микроб уже пропал с нашего рецепта. Мы справились с Ангиной, Насморком, Температурой, но вот ещё Кашля не одолели. Посмотрите, вот он (инструктор показывает картинку с изображением Кашля).
Дети скажите мне, пожалуйста, а чем лечат кашель?
Дети отвечают: ставят горчичники, дышат над паром, принимают лекарства, пьют горячее молоко с медом, чай горячий с лимоном.
Инструктор . Давайте, дети, поставим Кашлю горчичники, чтобы он больше не кашлял.
Метание мешочков в вертикальную цель с расстояния 4м.
Инструктор . Отлично справились с заданием, ещё один микроб пропал.
Инструктор . Злодейка Простуда прислала нам своего самого главного и опасного микроба. Он очень опасен, но с ним мы можем справиться.
Подвижная игра «Микробы».
Инструктор кидает в детей «микроб» (шар). В кого попадет, тот «заболевает» (должен стать прямо, развести ноги и руки в стороны и застыть). Его можно «вылечить», если подбежать к нему, быстро сказать, что ты сделаешь для его выздоровления (например, дашь таблетку, поставишь горчичник, дашь чай с лимоном и т.д.) и пролезть между ног.
Инструктор . Вот какие вы молодцы! Все микробы исчезли с нашего рецепта. Давайте посмотрим, что же доктор прописал всем нам. Правильно, он прописал есть побольше витаминов (овощей и фруктов), заниматься спортом, мыть руки, чистить зубы, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе. Если выполнять все эти рекомендации, то никогда не заболеешь.
Давайте вспомним, что мы делали, чтобы пропали зловредные микробы? Что было самое трудное? А что понравилось больше всего? Молодцы, спасибо большое за вашу помощь, не забудьте рассказать родителям о наших приключениях и выполнять все рекомендации, написанные на рецепте Здоровья.
Источник