Меню

Фитнес как средство укрепления здоровья

Польза и вред от занятий фитнесом

«Быть в хорошей форме» – дословный перевод английского глагола «to fit», от которого произошло понятие «фитнес». Объединяя множество направлений, занятия фитнесом преследуют сразу две цели – изменение форм, веса тела и общее оздоровление организма. Для их достижения необходимо регулярно тренироваться. Однако фитнес это непросто посещение тренажерного зала. Это нечто большее – образ жизни и философия, благодаря которым человек совершенствует свою физическую форму и укрепляет здоровье. Приверженцы фитнеса неустанно твердят о пользе упражнений, а их оппоненты считают интенсивные физические нагрузки вредными для здоровья. Истина, как и обычно, посередине.

Польза фитнеса

«Движение – жизнь!» — сказал древнегреческий философ Аристотель и яркое доказательство тому занятия в спортзале. Регулярные тренировки чрезвычайно благотворно влияют на физическую форму тела и полезны для организма. Среди явных преимуществ занятий фитнесом можно выделить следующие эффекты.

  • Сброс лишних килограммов, нормализация веса и формирование желаемых очертаний фигуры.
  • Повышение сопротивляемости организма негативным факторам окружающей среды и укрепление иммунитета.
  • Нейтрализация негативных последствий стрессов, снятие нервного напряжения, улучшение сна и психоэмоционального состояния.
  • Ускорение реакций метаболизма и улучшение обмена веществ.
  • Улучшение кровообращения, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, тромбозов и варикозного расширения вен нижних конечностей.
  • Замедление процессов естественного старения.
  • Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата, профилактика остеохондроза, артритов и остеопороза.
  • Развитие гибкости, выносливости, силы, чувства равновесия, координации движений, быстроты реакции и внимания.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.

На практике доказано, что занятия фитнесом полезны не только для фигуры, но и помогают отказаться от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем), скорректировать свой рацион питания и вести здоровый образ жизни.

Фитнес для женщин позволяет быстрее восстановиться после родов и избежать развития послеродовой депрессии. Для здоровья мужчин регулярные тренировки также приносят пользу – это отличная профилактика неспецифического простатита, застойных явлений в органах малого таза и эректильных дисфункций.

Последние исследования медиков Гарвардского университета (США) доказали, что регулярные физические упражнения, диета и отказ от вредных привычек продлевают жизнь человека на 10 лет и более. В проводимом эксперименте участвовало 40000 добровольцев зрелого возраста, за которыми велись наблюдения на протяжении последних 30 лет. Средняя продолжительность жизни участников проекта, ведущих здоровый образ жизни и регулярно посещавших спортзал, составила 90 лет. В то время как испытуемые, которые вели привычный образ жизни, в среднем доживали только до 77 лет.

Противопоказания и вред фитнеса

«Все хорошо, что в меру» — считал «отец медицины», древнегреческий врач Гиппократ и оказался прав. Чрезмерное увлечение физическими нагрузками в тренажерном зале могут спровоцировать развитие зависимости. Ведь занятия спортом способствуют активной выработке эндорфинов – химические соединения, действие которых схоже с влиянием опиатов на организм человека. Избыток эндорфинов способен вводить организм в состояние легкой эйфории. После посещения спортзала человек испытывает положительные эмоции, радость и счастье, а при пропуске 1 – 2 тренировок у него начинается «ломка». Последствия такой зависимости могут быть непредсказуемы для психоэмоционального состояния. А учитывая тот факт, что фитнес-зависимые зачастую изнуряют свой организм сомнительными диетами, то это негативно сказывается не только на психике, но и на физическом здоровье человека.

Нельзя забывать и о противопоказаниях к занятиям фитнесом. К ним относят следующие заболевания и состояния организма.

  • Органические поражения сердца.
  • Эпилепсия.
  • Онкологические патологии.
  • Тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата.
  • Варикозное расширение вен нижних конечностей.
  • Хронические заболевания в стадии обострения.
  • Недавно перенесенные воспаления и операции.

Поэтому перед началом занятий необходима консультация лечащего врача. Если они будут проводиться под руководством фитнес-тренера, то нужно предупредить своего наставника о возможных рекомендациях доктора. Это поможет подобрать правильный комплекс упражнений и режим занятий.

Важно! Если в процессе тренировок появляется дискомфорт, боли и любые неприятные ощущения, то занятия необходимо прекратить и пройти медицинское обследование.

Основные виды фитнеса

Фитнес универсален! Его прелесть в том, что каждому желающему легко приобщиться к занятиям, он может предложить направление, которое идеально подходит для достижения цели. На сегодняшний день существует более 70 видов фитнеса, каждый из которых имеет свои особенности. Наиболее популярными и востребованными являются следующие направления.

  • Аквааэробика – физические упражнения в воде бассейна под музыку. В ходе занятий нагрузка равномерно распределяется на все группы мышц.
  • Аэробика – танцевальные и гимнастические упражнения, выполняемые под ритмичную музыку по методу серийного потока.
  • Бодифлекс – комплекс упражнений, выполнение которых позволяет растянуть и привести в тонус мышцы тела. Занятия проводятся в сочетании со специальной системой дыхания.
  • Воркаут – упражнения на брусьях, турнике, шведской стенке, рукоходе или просто на полу. Главные задачи тренировки – работа с собственным весом, развитие выносливости и силы мышц.
  • Йога – общеоздоровительная методика, включающая в себя выполнение физических и дыхательных упражнений, релаксацию и проведение медитаций.
  • Калланетика – оздоровительные физические упражнения, включающие элементы гимнастики, хореографии, статические нагрузки и растяжение мышц тела.
  • Кроссфит – тренировки, состоящие из небольших интервалов, в процессе которых интенсивно выполняются упражнения (элементы) из легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, пауэрлифтинга и других видов спорта.
  • Пилатес – оздоровительно-восстановительное направление, включающее комплекс упражнений на развитие гибкости и укрепление всех мышц тела.
  • Стрейчинг – занятия для растяжения мышц, повышения их эластичности и снятия чувства напряжения.
  • Фитбол – занятия аэробикой, которые проводятся с использование большого мяча (фитбола). Упражнения направлены на укрепление мышц, развитие гибкости, координации движений и улучшение осанки.
  • Шейпинг – ритмическая гимнастика, включающая комплекс аэробных и силовых упражнений, без больших отягощений, но с большим количеством подходов.
Читайте также:  Что такое здоровье определение по павлову

Совет! Выбирая направление фитнеса, рекомендуется учитывать не только конечную цель тренировок, но и собственную физическую подготовку. Если ее уровень высок, то можно заняться, например, воркаутом или кроссфитом. А при отсутствии должной подготовки лучше начать занятия, например, с аквааэробики, йоги или стрейчинга.

Советы для эффективного фитнеса

Фитнес – это самодостаточная оздоровительная методика. Она включает в себя физические упражнения, соблюдение выбранной диеты, режима сна и отказ от вредных привычек. Соблюдение этих моментов позволяет повысить эффективность занятий и добиться поставленной цели. В период тренировок необходимо придерживаться следующих рекомендаций

  1. Комплекс упражнений должен соответствовать уровню физической подготовки, состоянию здоровья и возрасту человека.
  2. Рацион питания (диета) подбирается индивидуально, в зависимости от существующих проблем и поставленной цели.
  3. Оптимальный режим тренировок – 2 – 4 раза в неделю, по 60 – 90 минут.
  4. Объем нагрузок не должен быть изнурительным для организма – легкого стрессового состояния будет вполне достаточно.
  5. Следует избегать однообразных программ тренировок – их интенсивность и уровень нагрузки должны варьировать, что позволит организму совершенствоваться и нормально восстанавливаться.
  6. Лучше ставить перед собой выполнимые задачи и цели занятий.

После посещения спортзала организм нуждается в восстановлении, поэтому не стоит его изнурять тяжелым физическим трудом по хозяйству. Рекомендуется отдать предпочтение умственной деятельности, отдыху или легкой трудовой деятельности.

Важно! Техника безопасности существует не только на производстве, но и при посещении спортзала. Ее соблюдение позволит избежать случайных и накапливаемых травм. Следует выполнять рекомендации тренера и прислушиваться к его советам.

Групповые занятия или домашние тренировки?

«Зачем ходить в спортзал, если можно заниматься дома?» — вполне резонный вопрос, которым задаются новички фитнеса. Попробуем ответить на него посредством сравнительной таблицы, в которой приведены все преимущества и недостатки, как групповых, так и домашних занятий.

Нужно приобретать спортивную одежду

Можно заниматься в чем угодно

Есть весь необходимый спортинвентарь

Необходимо покупать инвентарь, тренажеры и прочее снаряжение

Соблюдение графика занятий

Можно тренироваться в любое удобное время

Личный тренер, контролирующий ход занятий, эффективность тренировок и достижение результата

Неограниченные возможности по совершенствованию своего тела и оздоровлению организма

Высокий уровень мотивации

Домашняя обстановка расслабляет

Практика доказала, что групповые занятия позволяют добиться поставленной цели правильно, без ущерба здоровью и гораздо быстрее. В то время как домашние тренировки, как правило, усложняют процесс получения положительного результата или просто «сходят на нет». Что выбрать? Каждый решает для себя сам.

Источник

Фитнес в системе физической культуры

педагогические науки

  • Еникеева Алина Раилевна , бакалавр, студент
  • Хабибуллина Алина Салаватовна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
  • ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • СТУДЕНТЫ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • МОТИВАЦИЯ
  • ФИТНЕС-КУЛЬТУРА
  • ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Похожие материалы

Всем известно, что без достаточной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может эффективно трудиться и быть здоровым. Как самый естественный и сильный раздражитель, способствующий изменить состояние организма человека, двигательная активность играет важную роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности.

В то же время большинство академических часов вузовских занятий проходит в лекционных аудиториях, что приводит к малоподвижному образу жизни студентов и, как следствие, ухудшению их здоровья. Результатом неблагоприятного влияния фактора гиподинамии на фоне интеллектуальных перегрузок является противоречие между освоением студентами знаний, получаемых в вузе, и ухудшением состояния их здоровья. В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина указывают, что в настоящее время доля, отнесенных по показателям заболеваемости к специальной медицинской группе студентов превышает критическим уровень 35% . Результаты исследований свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья молодого поколения сохраняется и приобретает стабильный характер. О.А. Ахвердова, В.А. Магин подчеркивают следующие причины ухудшения здоровья студентов: нервное перенапряжение и умственное утомление, хроническое нарушение режима труда и отдыха, режима сна и питания, вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркомания, увлечение видеоиграми и интернетом и др.), недостаточная двигательная активность. Н.Ф. Герасименко утверждает, что в структуре причин заболеваемости и смертности 55% – это образ жизни, 15% – наследственность, еще по 15% – это окружающая среда и медицина.

Читайте также:  Закаливание виды его значение для укрепления здоровья

В связи со снижением уровня здоровья студентов устоявшиеся методы физического воспитания становятся малоэффективными, они, как правило, приводят к снижению удовлетворенности обучающихся их содержанием. Разрешение вопросов по укреплению здоровья студентов, формированию здорового образа жизни и повышению мотивации приобретает с каждым днем все большую актуальность. Появляется нужда в разработке новых эффективных методов оздоровительных тренировок в высших учебных заведениях, совершенствовании теории и методики построения занятий для улучшения состояния здоровья студентов, воспитания здорового образа жизни, развития их физической подготовленности, коррекции осанки и фигуры, практической их реализации в учебном процессе.

По мнению В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Н.Л. Гусевой применяемые в учебном процессе в качестве комплексной инновации физкультурно-спортивные и оздоровительные технологии личностно-ориентированного содержания более эффективны, чем традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузе. Они позволяют осуществить переход от жесткой регламентации обязательного курса физического воспитания к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на принципах самовоспитания и самосовершенствования. За последние годы достигнуты значительные успехи в разработке разнообразных программ физического воспитания, позволяющих студентам заниматься многими видами спорта, которые не только являются эмоционально привлекательными для студентов, но и максимально развивают у них качества, необходимые им в дальнейшей жизнедеятельности. В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина, Т.С. Лисицкая и др. авторы в своих работах предлагают один из наиболее приемлемых путей решения этой проблемы: введение различных фитнес-программ в образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура». По результатам исследований указанных авторов, такой подход обеспечивает поддержание нормального состояния здоровья обучающихся с разным уровнем физической подготовки. По их мнению, фитнес обладает такими свойствами, как интегративность и комбинаторность, соединяя в себе наиболее эффективные для оздоровления студентов новые виды двигательной активности с накопленным опытом в области оздоровительной физической культуры, что позволяет широко внедрять его в учебный процесс.

Термин «фитнес» произошел от английского fitness и состоит из двух частей – «fit» (соответствие, пригодность) и суффикса «-ness» (свойство, состояние). В русском языке другие законы словообразования, поэтому последняя буква отпала за ненадобностью, и написание «фитнесс» в данном случае считается неверным.

Как спортивный термин исследуемое понятие означает хорошую спортивную форму и приспособленность к жизни. Вместе с тем фитнес – довольно широкое понятие, подразумевающее не какой-то отдельный вид спорта, а совокупность тренировок, направленных на улучшение здоровья, физической формы, линий тела. Это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Фитнес – это способ сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физических навыков, достижения эмоциональной уравновешенности. Он включает в себя регулярные фитнес-занятия в фитнес-клубе или спортивном центре, правильное питание, заботу о своем физическом и духовном состоянии и многое другое, что принято называть здоровым образом жизни.

Фитнес в системе высшего профессионального образования представлен различными видами (табл. 1).

Таблица 1. Современные фитнес-программы

Направленность и преимущества

Классическая (базовая) и танцевальная аэробика

Позволяют снизить массу тела, повысить уровень общей выносливости, развить координацию движений, способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению эмоционального фона занятий

Способствуют снижению массы и направленному совершенствованию пропорций тела, силовой и общей выносливости. Возможность сочетания упражнений силовой и аэробной направленности

Содействует снижению массы тела, развитию силовой и общей выносливости, координации, совершенствованию деятельности кардиореспираторной системы. Возможность дозировать нагрузку по объему и интенсивности

Силовые фитнес-программы (атлетическая гимнастика, боди-памп, босу-тренинг, интервальная тренировка, terra-аэробика, слайд-аэробика)

Способствуют направленному формированию пропорций тела, развитию силовых способностей, коррекции нарушений осанки

Фитнес-программы с элементами единоборств (тэ-бо, ки-бо, капойэро)

Способствуют снижению массы и совершенствованию пропорций тела, развитию координационных и скоростно-силовых способностей, гибкости, скоростной и общей выносливости

Способствует формированию правильной осанки, снятию излишней нагрузки с позвоночного столба, развитию функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости. Дает возможность избирательного воздействия на отдельные группы мышц

Фитнес-йога, пилатес, калланетика

Содействует улучшению осанки, развитию гибкости, силовой и общей выносливости. Возможность сочетания упражнений силовой и аэробной направленности

Способствует развитию гибкости, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушений осанки

Положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, содействует развитию координационных и скоростно-силовых способностей, общей ловкости, скоростной и общей выносливости

Упражнения на кардио-тренажерах

Позволяют снизить массу тела, повысить уровень общей выносливости, способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы. Дают возможность четко дозировать нагрузку по объему и интенсивности

Способствует нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливанию, повышению двигательной активности, получению положительных эмоций. Минимальная травмоопасность упражнений

Бодифлекс, различные виды дыхательной гимнастики (С. А. Стрельниковой, К. П. Бутейко и др.)

Способствует нормализации деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Активизирует иммунную систему и защитные свойства организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости

Указанные виды продолжают развиваться, обогащая педагогическую теорию и практику. Взаимосвязь различных направлений фитнеса с такими видами искусства, как музыка и танец, разных национальных и культурных традиций, позволяют формировать новый культурный тип – фитнес-культуру студентов.

Читайте также:  Треушникова наталья союз охраны психического здоровья

Нас интересовал вопрос предпочтений студентов 1–3-х курсов БГУ в отношении введения фитнес-программ в учебный процесс по предмету «Физическая культура». В анкетировании приняли 350 студентов 1–3 курса БГУ. Результаты исследования показывают, что студенты высоко оценивают (85%) введение фитнеса в программу дисциплины «Физическая культура». У тех, кто регулярно посещает фитнес-клуб (35%), наблюдается повышение мотивации и более осознанное отношение к занятиям, улучшение самочувствия, формируется целеустремленность. Число посещающих фитнес-занятия наряду с традиционными спортивными секциями становится значительно больше. Кроме студентов основной группы фитнес-клуб посещают и те, кто имеет незначительные отклонения в здоровье, относящиеся к специальной медицинской группе по заключению врачей. Такие обучающиеся отдают предпочтение ментальным программам (пилатес, фитнес-йога, бодифлекс, стретчинг и т. д.), у них также наблюдается более высокая мотивация к занятиям, осознанное отношение к тренировочному процессу с целью оздоровления. Ранее такие студенты проявляли низкую заинтересованность любыми формами физической нагрузки. Достижение поставленных перед фитнес-программой задач успешно решается в образовательной системе «врач – тренер – студент». На основании показателей здоровья, фитнес-тестирования составляются индивидуальные программы фитнес-тренировок, что повышает качество занятий физической культурой, осознание студентами серьезного подхода к применению мер, укрепляющих здоровье.

В то же время на занятиях по фитнесу обнаруживается недостаточная информированность о теоретическом разделе курса (отмечает более 60% опрошенных), вопросах, связанных с современными подходами в формировании здорового образа жизни и развитии фитнес-культуры. Во время занятий студенты задают вопросы преподавателю, что подтверждает необходимость включения в лекционный раздел указанных тем о современных методах здорового образа жизни и фитнеса. Популярными вопросами, задаваемыми студентами, являются следующие: как правильно питаться; какую программу по фитнесу лучше выбрать с учетом физиологических особенностей организма или уровня здоровья; какую лучше соблюдать диету; с чего начать тренировочный процесс, чтобы не навредить; как безопасно для здоровья снизить вес; как улучшить мышечную структуру с помощью упражнений; какие упражнения или фитнес-программы являются самыми эффективными для коррекции тела (фигуры).

Из вышесказанного вытекает, что современного студента интересуют вопросы здоровья и красоты тела. В настоящее время средства массовой информации насыщены различного рода информацией о способах похудения с помощью диеты, которые не всегда являются безопасными. Самостоятельно студенту трудно разобраться во всех тонкостях этих способов. Чаще всего путем самостоятельного эксперимента над собой они выбирают методы, навязанные средствами массовой информацией, нарушая работу собственного организма, что приводит к ухудшению здоровья.

Таким образом, внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания в вузе значительно дополняет средства для решения поставленных перед высшей школой задач. Студенты, регулярно занимающиеся фитнесом, осознанно улучшают свое здоровье, становятся стрессоустойчивыми за счет расширения резервов адаптации организма, легче справляются с требованиями интенсивной учебной деятельности, повышают творческую активность и работоспособность, у них снижаются риски заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца, в конечном счете улучшается самочувствие в целом.

Список литературы

  1. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №9. – С. 5–7.
  2. Булгакова О.В. Фитнес-технологии как современные средства подготовки студенток вуза к сдаче норм ГТО / О.В. Булгакова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №8. – С. 104.
  3. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010. – 227 с.
  4. Крюкова О.Н. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физической подготовки студентов средствами фитнеса: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Н. Крюкова. – Елец, 2014. – 20 с.
  5. Лахина Е.М. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов / Е.М. Лахина, А.В. Козлов, Л.Н. Молорошвило // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №2. – С. 36–39.
  6. Методические основы фитнеса студенческой молодежи / В.И. Григорьев [и др.]. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. – 60 с.
  7. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с.
  8. Шилько В.Г. Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Н.Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №11. – С. 52–53.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Adblock
detector