Меню

Финансирование детей с ограниченными возможностями здоровья

Финансирование образования детей с ОВЗ

Каким образом осуществляется финансирование коррекционного образования детей с аутизмом в наших школах? Могут ли из-за отсутствия финансирования не выполняться законные требования родителей по поводу организации обучения их детей?

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (статья 99). Т.е. нормативы финансирования для обучения граждан с ОВЗ должны включать в себя соответствующие расходы.

Нормативы устанавливаются субъектами РФ, поэтому Вам необходимо обратиться к соответствующим нормативным правовым актам Вашего региона. Насколько поступающие в соответствии с нормативами деньги дают школе возможность обеспечить те или иные условия обучения – можно узнать, контактируя с администрацией школы и подсчитывая затраты и имеющиеся в распоряжении школы средства.

Источник

Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам

Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей. Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе. Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.

Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:

— гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;

— обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;

— в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;

— оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.

Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:

— медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;

— возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;

— материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;

— оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;

— содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;

— наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;

— оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;

— юридическая защита прав.

Виды государственной помощи детям-инвалидам

По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид. То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида. Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.

Медицинские льготы для детей-инвалидов

Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.

Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только. Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%. Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.

Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.

Помощь детям-инвалидам в получении образования

Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:

— наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;

— действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;

— предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;

— подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;

— создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;

— бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;

— возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.

Жилищные льготы детям-инвалидам

По ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).

К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.

Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.

Финансовая поддержка детей-инвалидов

Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет. Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль. Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)

Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.

Вид социальной выплаты Детям-инвалидам Инвалидам с детства
1 группы 2 группы 3 группы
Социальная пенсия 13912,09 13912,09 11593,58 4927,28
Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ) 1707,06
(2919,02)
2875,69
(4087,35)
1707,36
(2919,02)
1125,04
(2336,69)
Набор социальных услуг НСУ в натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте
134,03 + 933,25 + 144,37 = 1211,65 руб.
Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами
  • 10000 — родителям, опекунам (повышена с 1 июля 2019 г.);
  • 1200 — иным лицам
не выплачивается

В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.

Транспортные преференции детям с ОВЗ

На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.

Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами

Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.

Правила оформления помощи детям-инвалидам

Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:

Читайте также:  Лекции по общественному здоровью для медсестер

— заявление на льготы;

— паспорт заявителя (родителя, опекуна);

— справку о составе семьи;

— свидетельство о рождении малыша;

— удостоверение инвалида (справку);

— медицинские документы о степени ограничений;

— справки о месте проживания (фактического).

Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.

Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.

Источник

Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России

1. Система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России

Юридические проблемы предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья

Действующее законодательство использует различные термины: «лица с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии», «с недостатком здоровья». Авторы считают обоснованным применение термина «лица с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии с типовыми положениями о различных типах и видах общеобразовательных учреждений (детские сады, школы и т.д.) и другими действующими нормативными актами в России предусматривается 2 основных формы включения детей с ОВЗ в образовательный процесс – инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.

Еще одной формой предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное образование, которое начало развиваться в России в последние пару лет. Как правило, дистанционное образование организуется на уровне муниципалитетов, хотя есть примеры организации сетей на уровне субъектов РФ.

Понятие «инклюзивное образование» законодатель не определил и практически не использует[1]. В тоже время, потенциальная возможность развития инклюзивного образования есть — Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации: «Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития» [2]

Необходимо отметить, что инклюзивное образование осуществляется, как правило, в муниципальных учреждениях, тогда как специальные (коррекционные) учреждения отнесены к ведению субъектов РФ, что значительно усложняет систему и затрудняет построение единой системы оценки качества образования для лиц с ОВЗ.

1. Первое, на что необходимо обратить внимание: предоставление дошкольного и общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья Закон об образовании до сих пор относит к полномочиям субъектов РФ, тогда как обычные школы и детские сады находятся в ведении муниципалитетов.

В соответствии с п. 6.2. ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Та же формулировка присутствует и в ст. 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — отнесена Законом Об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов .

Норма закона может быть истолкована двояко, что и происходит на практике. С одной стороны, если ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказался, тем или иным образом, в муниципальной школе, то организация предоставления ему образования – забота муниципалитета. С другой стороны – муниципалитет может уклоняться от создания условий для детей с ОВЗ в обычных школах, ссылаясь на п. 6.2 ст.29 Закона Об образовании, хотя прямо отказаться от принятия ребенка с ОВЗ в муниципальную школу никто не вправе.

Теоретически, муниципалитет вправе требовать у субъекта РФ полного возмещения затрат на предоставление образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной школе. Однако на практике такие случаи неизвестны.

2. Вторая юридическая проблема предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что далеко не во всех субъектах РФ в настоящее время (2011) фактически выполнена передача полномочий по организации специального (коррекционного) образования на уровень субъекта РФ.

Это приводит к хроническому недофинансированию специальных коррекционных учреждений (поскольку, в силу объективных причин, муниципальные бюджеты не располагают необходимыми ресурсами). Такая ситуация наблюдается в Московской, Курской, Челябинской, Пермской, Липецкой, Мурманской, Ярославской, Белгородской, Курганской, Новосибирской областях, Краснодарском крае, Республике Карелия и многих других регионах.

Согласно действующему федеральному законодательству, специальные (коррекционные) учреждения должны были быть переданы в ведение субъектов РФ еще в 2005 году[3]. Однако на практике этого не произошло, поскольку существует противоречие между нормами ФЗ «Образовании», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и нормами Типового положения[4], дающего возможность муниципальным органам быть учредителями специальных коррекционных учреждений.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка проблем:

1. Инклюзивного образования для законодателя не существует;

2. Полномочия по образованию лиц с ОВЗ принадлежат субъектам РФ[5], но в Законе Об образовании предусмотрено только обучение лиц с ОВЗ только в специальных (коррекционных) учреждениях;

3. По факту специальные (коррекционные) учреждения находятся в ведении муниципалитетов. Ожидая передачи учреждений в ведение субъектов, муниципалитеты не вкладывают средства в их развитие;

4. За организацию инклюзивного образования для лиц с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не отвечают ни субъекты РФ (это не их учреждения), ни муниципалитеты (это не их полномочия).

Последние действия правительства и законодательной власти

1. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Во исполнение Конвенции принято Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы». К ожидаемым результатам реализации государственной программы относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития».

Однако заявленный в тексте документа конкретный результат, под который предусмотрено финансирование, звучит несколько иным образом: «Разработка методических рекомендаций для создания доступной среды для инвалидов в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей детей инвалидов». Под это расписано 3 640 тыс. руб.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы (ФЦПРО). ФЦПРО предусматривает мероприятие «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. В рамках мероприятия во всех субъектах Российской Федерации будут распространены … современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Также, «во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. В рамках указанного мероприятия планируются развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

Под указанные мероприятия расписано: 19741,39 млн.руб., однако эти мероприятия подразумевают не только социализацию детей с ОВЗ, но и поддержку талантливых детей, а также социализацию всех категорий детей.

Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в виде общей формулировки заявлены в проекте Государственной программы развития образования до 2020. Однако не рассмотрены проблемы инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных учреждениях).

4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на 1 декабря 2010 года, представленной на общественные обсуждения) предусматривает, что «общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах».

Читайте также:  Диета дюкана последствия для здоровья

Проект уделяет достаточно внимания вопросам организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако не решает проблемы распределения полномочий по организации такого обучения, то есть, фактически не сможет изменить ситуацию. Указано, что обучение должно предоставляться, но не установлено, кто за это отвечает. Проект не содержит определения понятия «инклюзивное образование»

5. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года[6].

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование.

2. Финансирование образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России: основные проблемы

1. Поскольку инклюзивное образование осуществляется в муниципальных учреждениях, его финансовое обеспечение ниже финансового обеспечения специального (коррекционного) образования в государственных учреждениях, финансируемых напрямую из региональных бюджетов. Фактически, существует недофинансирование инклюзивного образования.

В Российской Федерации внедрено нормативное подушевое финансирование общего образования. Учитывая сложившиеся распределение полномочий между субъектами РФ (выделяют субвенции на оплату труда и учебные расходы в школах) и муниципалитетами (в ведении которых находятся дошкольные и общеобразовательные учреждения), на практике это означает следующее. Муниципалитет получает из бюджета субъекта РФ субвенцию на оплату труда работников школ и учебных расходов[7], рассчитанную в зависимости от числа учащихся в школах муниципалитета. Муниципалитет распределяет указанную субвенцию между школами в соответствии со своими нормативными актами (либо по подушевому принципу, либо нет). Прочие расходы, в том числе коммунальные, финансируются напрямую из муниципального бюджета.

Проводимая реформа бюджетного процесса, подразумевающая переход на систему государственных (муниципальных) заданий и финансирование не учреждений, а услуг, не внесет кардинальных изменений в описанную ситуацию. После реформы муниципалитеты продолжат получать субвенцию, рассчитанную по подушевому принципу и распределять ее в соответствии со своими нормативными актами. Изменится форма отношений муниципалитет-школа, теперь выделяемые школе денежные средства будут называться «финансовое обеспечение муниципального задания». Также муниципальные задания будут устанавливать набор услуг, оказываемых школой и требования к их качеству.

Описанные изменения не смогут оказать прямого воздействия на финансовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных учреждениях. Проблемы финансирования инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных школах определяются двумя основными факторами:

1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования;

2) Порядок распределения финансирования между школами, применяемый на уровне муниципалитета («доведение нормативного принципа до школы»).

1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования в целом могут быть разделены на 2 основных типа[8]:

Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157 /02 «Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 «О подготовке и направлении модельных методик»

Содержатся рекомендации по механизмам перехода к нормативному финансированию

Рекомендуется использование адаптационного периода

Норматив рассматривается как стоимость реализации образовательной программы и покрывает расходы на:

– на оплату труда работников

– на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы

  • «За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально целесообразно принять среднюю величину расходов»
  • Поправочные коэффициенты предусмотрены для каждого муниципального образования и каждого учреждения

Были также разработаны подходы к расчету нормативов финансирования на основе типовых штатных расписаний[9] и модельных штатных расписаний[10], однако они не получили широкого распространения.

Первый подход, описанный в Инструктивном письме Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157/02, содержит возможность расчета повышенного норматива финансирования при наличии в школе детей с ОВЗ, поскольку рассматривает норматив, как стоимость соответствующей образовательной программы, реализуемой для определенного числа детей определенной категории.

Второй подход (Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03) такой возможности не содержит, поскольку построен на усреднении фактических расходов и не учитывает особенности реализуемых образовательных программ.

Соответственно, в тех регионах, где применяется первый подход (таких регионов в 2009 году было более 40[11]), методика расчета субвенции допускает возможность расчета повышенных нормативов финансирования образования детей с ОВЗ. Однако это не означает, что все регионы используют предоставленную возможность.

Во второй группе регионов[12], где применяются усредненные нормативы, расчет повышенных нормативов финансирования образования детей с ОВЗ невозможен без установления дополнительных норм финансирования или принятия специальных нормативных актов по данному вопросу.

2) Порядок распределения финансирования между школами, применяемый на уровне муниципалитета («доведение нормативного принципа до школы») сильно различается по субъектам и по муниципалитетам РФ и не зависит от выбранного регионом порядка расчета субвенции.

Порядок распределения финансирования между школами

Эффекты для развития инклюзивного образования

В первой группе муниципалитетов объем средств, рассчитанный на уровне региона по подушевому принципу, доводится до школ в той же пропорции, в зависимости от числа учащихся.

Школы, реализующие инклюзивное образование, могут проигрывать, если методика расчета норматива не включает дополнительные расходы на детей с ОВЗ.

Во второй группе муниципалитетов, субвенция, полученная из регионального бюджета, перераспределяется между школами в зависимости от фактических расходов предыдущего периода. Этот способ плох тем, что фактически нивелирует эффекты подушевого финансирования: объем ресурсов, получаемых школой не зависит от числа детей.

Принцип не отражается на школах, реализующих инклюзивное образование, поскольку их финансирование зависит от сложившихся расходов. Однако:

а) принятие нового ребенка с ОВЗ в школу никак не отразится на объеме финансирования;

б) сохраняются хронически недофинансированные школы.

Как видно из представленной таблицы, в первой группе муниципалитетов финансирование школ, реализующих инклюзивные подходы, напрямую зависит от методики расчета нормативов, выбранной субъектом РФ. Если на уровне субъекта рассчитываются отдельные повышенные нормативы на детей с ОВЗ – эти же средства передаются школе. В противном случае, школа получает на обучение ребенка с ОВЗ столько же, сколько и на обычного ученика. Это создает антистимулы для развития инклюзивного образования на местном уровне.

Муниципалитеты второй группы, с одной стороны, обеспечивают финансирование сложившихся в школе расходов. Но это также плохо для развития инклюзивного образования, поскольку: а) принятие нового ребенка с ОВЗ в школу никак не отразится на объеме финансирования; б) сохраняются хронически недофинансированные школы, которым не хватает ресурсов даже на реализацию обычного набора образовательных программ.

Таким образом, для обеспечения финансовых гарантий реализации инклюзивного образования необходимо принять следующие меры:

1. Стимулировать принятие регионами нормативных актов, устанавливающих порядок расчета повышенных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, учитывающих дополнительные затраты на обучение детей с ОВЗ;

2. Стимулировать установление муниципалитетами порядка финансового обеспечения муниципального задания образовательным учреждениям, который предусматривает финансирование образовательных услуг для детей с ОВЗ в повышенном размере в соответствии с региональными нормативами («доведение норматива до уровня учреждения»).

Финансовое обеспечение инклюзивного образования не требует внедрения принципиально новых моделей финансирования образования. В России новые модели финансирования образования внедряются ежегодно, начиная с 2004 года. На данный момент существует 4 основные модели финансирования и большое число их вариаций, реализованных в различных субъектах РФ. Более того, в 2010 году начался переход к системе государственных (муниципальных) услуг, что также является новой моделью финансирования. Поэтому основная проблема состоит не в разработке новых моделей, а в адаптации действующего законодательства под потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России очень сложная правовая система и на данном этапе ее развития интеграция новой модели финансирования, даже на региональном уровне, затрагивает большое число действующих нормативных актов. Транзакционные издержки на разработку и внедрение новых моделей могут превысить эффект от их реализации. Намного эффективнее доработать уже имеющуюся нормативную базу, например, в рамках методологии, описанной в Инструктивном письме Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157 /02, возможен расчет стоимости реализации образовательных программ для лиц с ОВЗ в обычных учреждениях и подготовка соответствующих рекомендаций субъектам РФ.

Необходимо также отметить, что в 2007 году Федеральное агентство по образованию проводило научно-исследовательские работы по теме разработки порядка и методики расчета нормативов финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья исходя из стоимости образовательных программ.

Читайте также:  Характеристика участника конкурса учитель здоровья

В целях перехода к нормативному подушевому финансированию услуг специальных (коррекционных) учреждений и услуг инклюзивного образования на уровне субъекта РФ рекомендуется принятие следующих документов:

  • Закон субъекта РФ «О методике определения нормативов финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
  • Распоряжение Главы администрации «О порядке перехода на нормативное подушевое финансирование образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
  • Постановление Правительства субъекта РФ «Об утверждении поправочных коэффициентов к нормативу финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
  • Приложение к Закону о бюджете субъекта РФ «Нормативы финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
  • Распоряжение Главы администрации субъекта РФ «О создании рабочей группы по реализации мероприятий внедрения нормативного финансирования образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

2. Действующая система оценки эффективности бюджетных расходов в сфере образования[13] содержит существенные препятствия для развития инклюзивного образования.

Принятие в обычный класс ребенка с ОВЗ или создание спецклассов для детей с ОВЗ в обычной школе — завышает средние расходы на одного учащегося и занижает среднее количество учащихся на 1 педагога на уровне учреждения и муниципалитета. Соответственно, показатели эффективности бюджетных расходов снижаются (формула расчета установлена законодательно). Муниципалитеты и регионы, заинтересованные, наоборот, в росте показателей эффективности, таким образом, не заинтересованы в развитии инклюзивного образования, которое эти показатели снижает.

Решение проблемы требует корректировки системы расчета эффективности деятельности местных органов власти и корректировки методик расчета объема образовательных субвенций.

3. Проблемы оценки качества образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России

Сбор первичной информации от учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности, предусмотренным для дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Итоги разработки информации формируются по типам образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями.

Состав показателей государственной статистической отчетности различается в зависимости от формы обучения (дневная, вечерняя) и типов образовательных учреждений. Наиболее широкий перечень показателей предусмотрен для дневных образовательных учреждений, которые являются основной формой обучения лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем в сводных разработках о деятельности образовательных учреждений не предусмотрено выделение всех видов учебных заведений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями. Значительная часть информации, связанной с деятельностью специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, не включается в сводные итоги и остается на уровне первичного отчета для возможного использования в регионах. Также мало информации о материально-техническом и кадровом обеспечении.

Практически отсутствует информация о качестве инклюзивного образования. Если специальные (коррекционные) учреждения отчитываются по соответствующим формам, то в отчетности обычных учреждений показатели обучения лиц в ОВЗ включены в общие показатели и не могут быть выделены для анализа.

Недостаточно полно представлена информация по вечерним (сменным) образовательным учреждениям для лиц с ОВЗ. Неоднородность системы показателей, отсутствие ряда важных характеристик деятельности учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями, затрудняет формирование сводных итогов по всему кругу образовательных учреждений.

В формы государственного статистического наблюдения учебных заведений, осуществляющих общеобразовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предлагается включить раздел о трудовой (профессиональной) подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

— численность учащихся 8-11 (12) классов, проходящих профессиональную подготовку;

— из них – учащихся 10 –11 классов;

численность учащихся, проходящих профессиональную подготовку:

— в своих учебных и учебно-производственных мастерских;

— на базе учреждений профессионального образования;

— в других организациях;

— в порядке индивидуальной подготовки у специалистов.

Необходимо предусмотреть также показатели о расходах на содержание воспитанников, проживающих в коррекционных учреждениях (питание, одежда, обувь, мягкий и жесткий инвентарь), приходящих воспитанников (расходы на питание).

Раздел по материально-технической базе следует дополнить показателями, характеризующими помещения и технические средства для проведения коррекционных занятий и лечебно-восстановительной работы с воспитанниками и обучающимися.

В действующие формы статистической отчетности необходимо включить перечень стандартных показателей (по специальным (коррекционным) учреждениям) отдельно для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, а также по вечерним (сменным) учреждениям для не слышащих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих.

Практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – установленные показатели в основном характеризуют процесс (количество детей, наполняемость групп и классов).

Важным показателем результативности образовательных услуг для лиц с ОВЗ является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (и инклюзивное) образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические возможности в целях приспособления к социальной среде, подготовке к трудовой деятельности, самообслуживанию и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Соответственно, показателями продуктивности этой системы будут:

  • коммуникативные навыки выпускников
  • навыки самообслуживания
  • степень готовности к трудовой деятельности
  • количество выпускников, продолживших образование

Для оценки продуктивности образования лиц с ОВЗ в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование необходим инструментарий мониторинга качества образования. Создание такого инструментария, даже при известных показателях результата – невозможно до тех пор, пока не будет разработан Государственный стандарт специального коррекционного образования – как стандарт образовательной услуги для лиц с ограниченными возможностями, включающий:

  • Общие требования к содержанию базового и профильного общего образования (образовательных программ)
  • Нормативы учебной нагрузки обучающихся
  • Порядок определения уровня подготовки выпускников
  • Условия предоставления услуг – детальное закрепление того, как оказывается услуга.

Только имея четкий стандарт того, какой должна быть образовательная услуга, стандарт, определяющий ее параметры, мы сможем судить об эффективности финансирования и оценивать качество и результаты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Активная работа в этом направлении ведется федеральными органами власти и научно-исследовательскими организациями.

В тоже время, образование для лиц с ОВЗ требует разработки собственного стандарта, поскольку имеет ряд важных особенностей, которые невозможно учесть в стандартах для обычной школы, чего и не происходит. Таким образом, образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья остается в стороне от реформы российского образования, что может иметь самые тяжелые последствия для его развития. На эту проблему необходимо обратить внимание органов управления образованием.

[1] В Постановлении Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы» понятие «инклюзивное образование» использовано, но не определено.

[2] Инклюзивное образование в России: опыт реализации.// ЮНИСЕФ, 2011

[3] Передача полномочий по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий» от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ.

[4] Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года №288

[5] Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (ст. 18 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

[6] Инклюзивное образование в России: опыт реализации.// ЮНИСЕФ, 2011

[7] Понятие учебные расходы имеет разное толкование на территории РФ, однако в среднем это 1,5-2% от расходов на оплату труда.

[8] Экспериментальные расчеты по переходу к подушевому финансированию начаты в России еще в 2004 году. Наработанный опыт к 2006 году был проанализирован и представлен двумя методическими письмами Министерства образования и науки РФ, представлены в таблице.

[9] Ставропольский край, Ярославская область, Калининградская область, Ямало-Ненецкий АО, Ростовская область,

[10] Пермская область, Томская область, Омская область

[11] Кировская область, Тамбовская область, Пензенская область, Псковская область, Тверская область, Астраханская область, Сахалинская область, Саратовская область, Кемеровская область, Самарская область, Воронежская область, Чувашская Республика, Ивановская область, Волгоградская область, Республика Алтай, Иркутская область и другие

[12] Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Тюменская область, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Ульяновская область, Новосибирская область, Смоленская область, Корякский АО, Архангельская область, Алтайский край, Ленинградская область и другие

[13] Напр., Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля2009 г. № 322

Источник

Adblock
detector