Финансирование образования детей с ОВЗ
Каким образом осуществляется финансирование коррекционного образования детей с аутизмом в наших школах? Могут ли из-за отсутствия финансирования не выполняться законные требования родителей по поводу организации обучения их детей?
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (статья 99). Т.е. нормативы финансирования для обучения граждан с ОВЗ должны включать в себя соответствующие расходы.
Нормативы устанавливаются субъектами РФ, поэтому Вам необходимо обратиться к соответствующим нормативным правовым актам Вашего региона. Насколько поступающие в соответствии с нормативами деньги дают школе возможность обеспечить те или иные условия обучения – можно узнать, контактируя с администрацией школы и подсчитывая затраты и имеющиеся в распоряжении школы средства.
Источник
Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам
Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей. Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.
Законодательное регулирование вопроса
Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе. Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.
Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:
— гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;
— обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;
— в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;
— оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.
Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:
— медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;
— возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;
— материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;
— оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;
— содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;
— наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;
— оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;
— юридическая защита прав.
Виды государственной помощи детям-инвалидам
По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид. То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида. Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.
Медицинские льготы для детей-инвалидов
Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.
Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только. Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%. Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.
Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.
Помощь детям-инвалидам в получении образования
Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:
— наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;
— действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;
— предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;
— подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;
— создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;
— бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;
— возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.
Жилищные льготы детям-инвалидам
По ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).
К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.
Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.
Финансовая поддержка детей-инвалидов
Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет. Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль. Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)
Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.
Вид социальной выплаты | Детям-инвалидам | Инвалидам с детства | ||
---|---|---|---|---|
1 группы | 2 группы | 3 группы | ||
Социальная пенсия | 13912,09 | 13912,09 | 11593,58 | 4927,28 |
Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ) | 1707,06 (2919,02) | 2875,69 (4087,35) | 1707,36 (2919,02) | 1125,04 (2336,69) |
Набор социальных услуг НСУ | в натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте 134,03 + 933,25 + 144,37 = 1211,65 руб. | |||
Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами |
| не выплачивается |
В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.
Транспортные преференции детям с ОВЗ
На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.
Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами
Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.
Правила оформления помощи детям-инвалидам
Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:
— заявление на льготы;
— паспорт заявителя (родителя, опекуна);
— справку о составе семьи;
— свидетельство о рождении малыша;
— удостоверение инвалида (справку);
— медицинские документы о степени ограничений;
— справки о месте проживания (фактического).
Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.
Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.
Источник
Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России
1. Система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России
Юридические проблемы предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья
Действующее законодательство использует различные термины: «лица с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в развитии», «с недостатком здоровья». Авторы считают обоснованным применение термина «лица с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с типовыми положениями о различных типах и видах общеобразовательных учреждений (детские сады, школы и т.д.) и другими действующими нормативными актами в России предусматривается 2 основных формы включения детей с ОВЗ в образовательный процесс – инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.
Еще одной формой предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное образование, которое начало развиваться в России в последние пару лет. Как правило, дистанционное образование организуется на уровне муниципалитетов, хотя есть примеры организации сетей на уровне субъектов РФ.
Понятие «инклюзивное образование» законодатель не определил и практически не использует[1]. В тоже время, потенциальная возможность развития инклюзивного образования есть — Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации: «Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития» [2]
Необходимо отметить, что инклюзивное образование осуществляется, как правило, в муниципальных учреждениях, тогда как специальные (коррекционные) учреждения отнесены к ведению субъектов РФ, что значительно усложняет систему и затрудняет построение единой системы оценки качества образования для лиц с ОВЗ.
1. Первое, на что необходимо обратить внимание: предоставление дошкольного и общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья Закон об образовании до сих пор относит к полномочиям субъектов РФ, тогда как обычные школы и детские сады находятся в ведении муниципалитетов.
В соответствии с п. 6.2. ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится:
— организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Та же формулировка присутствует и в ст. 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — отнесена Законом Об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов .
Норма закона может быть истолкована двояко, что и происходит на практике. С одной стороны, если ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказался, тем или иным образом, в муниципальной школе, то организация предоставления ему образования – забота муниципалитета. С другой стороны – муниципалитет может уклоняться от создания условий для детей с ОВЗ в обычных школах, ссылаясь на п. 6.2 ст.29 Закона Об образовании, хотя прямо отказаться от принятия ребенка с ОВЗ в муниципальную школу никто не вправе.
Теоретически, муниципалитет вправе требовать у субъекта РФ полного возмещения затрат на предоставление образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной школе. Однако на практике такие случаи неизвестны.
2. Вторая юридическая проблема предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что далеко не во всех субъектах РФ в настоящее время (2011) фактически выполнена передача полномочий по организации специального (коррекционного) образования на уровень субъекта РФ.
Это приводит к хроническому недофинансированию специальных коррекционных учреждений (поскольку, в силу объективных причин, муниципальные бюджеты не располагают необходимыми ресурсами). Такая ситуация наблюдается в Московской, Курской, Челябинской, Пермской, Липецкой, Мурманской, Ярославской, Белгородской, Курганской, Новосибирской областях, Краснодарском крае, Республике Карелия и многих других регионах.
Согласно действующему федеральному законодательству, специальные (коррекционные) учреждения должны были быть переданы в ведение субъектов РФ еще в 2005 году[3]. Однако на практике этого не произошло, поскольку существует противоречие между нормами ФЗ «Образовании», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и нормами Типового положения[4], дающего возможность муниципальным органам быть учредителями специальных коррекционных учреждений.
Таким образом, выстраивается следующая цепочка проблем:
1. Инклюзивного образования для законодателя не существует;
2. Полномочия по образованию лиц с ОВЗ принадлежат субъектам РФ[5], но в Законе Об образовании предусмотрено только обучение лиц с ОВЗ только в специальных (коррекционных) учреждениях;
3. По факту специальные (коррекционные) учреждения находятся в ведении муниципалитетов. Ожидая передачи учреждений в ведение субъектов, муниципалитеты не вкладывают средства в их развитие;
4. За организацию инклюзивного образования для лиц с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не отвечают ни субъекты РФ (это не их учреждения), ни муниципалитеты (это не их полномочия).
Последние действия правительства и законодательной власти
1. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Во исполнение Конвенции принято Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы». К ожидаемым результатам реализации государственной программы относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития».
Однако заявленный в тексте документа конкретный результат, под который предусмотрено финансирование, звучит несколько иным образом: «Разработка методических рекомендаций для создания доступной среды для инвалидов в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей детей инвалидов». Под это расписано 3 640 тыс. руб.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы (ФЦПРО). ФЦПРО предусматривает мероприятие «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. В рамках мероприятия во всех субъектах Российской Федерации будут распространены … современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Также, «во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов. В рамках указанного мероприятия планируются развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Под указанные мероприятия расписано: 19741,39 млн.руб., однако эти мероприятия подразумевают не только социализацию детей с ОВЗ, но и поддержку талантливых детей, а также социализацию всех категорий детей.
Проблемы реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья в виде общей формулировки заявлены в проекте Государственной программы развития образования до 2020. Однако не рассмотрены проблемы инклюзивного образования, речь идет только о дистанционном образовании и образовании в специальных (коррекционных учреждениях).
4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на 1 декабря 2010 года, представленной на общественные обсуждения) предусматривает, что «общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах».
Проект уделяет достаточно внимания вопросам организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, однако не решает проблемы распределения полномочий по организации такого обучения, то есть, фактически не сможет изменить ситуацию. Указано, что обучение должно предоставляться, но не установлено, кто за это отвечает. Проект не содержит определения понятия «инклюзивное образование»
5. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года[6].
К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивные подходы в образовании в современной России теоретически возможны, но практически трудно реализуемы – им препятствуют отсутствие продуманной нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними стереотипами, и отсутствие культуры отстаивания права каждого человека на образование.
2. Финансирование образовательных услуг для лиц с ОВЗ в России: основные проблемы
1. Поскольку инклюзивное образование осуществляется в муниципальных учреждениях, его финансовое обеспечение ниже финансового обеспечения специального (коррекционного) образования в государственных учреждениях, финансируемых напрямую из региональных бюджетов. Фактически, существует недофинансирование инклюзивного образования.
В Российской Федерации внедрено нормативное подушевое финансирование общего образования. Учитывая сложившиеся распределение полномочий между субъектами РФ (выделяют субвенции на оплату труда и учебные расходы в школах) и муниципалитетами (в ведении которых находятся дошкольные и общеобразовательные учреждения), на практике это означает следующее. Муниципалитет получает из бюджета субъекта РФ субвенцию на оплату труда работников школ и учебных расходов[7], рассчитанную в зависимости от числа учащихся в школах муниципалитета. Муниципалитет распределяет указанную субвенцию между школами в соответствии со своими нормативными актами (либо по подушевому принципу, либо нет). Прочие расходы, в том числе коммунальные, финансируются напрямую из муниципального бюджета.
Проводимая реформа бюджетного процесса, подразумевающая переход на систему государственных (муниципальных) заданий и финансирование не учреждений, а услуг, не внесет кардинальных изменений в описанную ситуацию. После реформы муниципалитеты продолжат получать субвенцию, рассчитанную по подушевому принципу и распределять ее в соответствии со своими нормативными актами. Изменится форма отношений муниципалитет-школа, теперь выделяемые школе денежные средства будут называться «финансовое обеспечение муниципального задания». Также муниципальные задания будут устанавливать набор услуг, оказываемых школой и требования к их качеству.
Описанные изменения не смогут оказать прямого воздействия на финансовое обеспечение инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных учреждениях. Проблемы финансирования инклюзивного образования детей с ОВЗ в муниципальных школах определяются двумя основными факторами:
1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования;
2) Порядок распределения финансирования между школами, применяемый на уровне муниципалитета («доведение нормативного принципа до школы»).
1) Используемые в субъектах РФ методические подходы к расчету нормативов финансирования общего образования в целом могут быть разделены на 2 основных типа[8]:
Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. № АФ – 157 /02 «Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 «О подготовке и направлении модельных методик»
Содержатся рекомендации по механизмам перехода к нормативному финансированию
Рекомендуется использование адаптационного периода
Норматив рассматривается как стоимость реализации образовательной программы и покрывает расходы на:
– на оплату труда работников
– на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы
- «За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально целесообразно принять среднюю величину расходов»
- Поправочные коэффициенты предусмотрены для каждого муниципального образования и каждого учреждения