Меню

Философия здоровья для детей

Философия здоровья
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей. Основные аспекты здорового образа жизни

Скачать:

Вложение Размер
filosofiya_zdorovya.docx 22.16 КБ

Предварительный просмотр:

(консультации для родителей)

Цель данной консультации заключается в освещении важных вопросов, касающихся оценки качества жизни детей младшего дошкольного возраста и в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей.

Действовать совместно с родителями в формировании здорового образа жизни каждой семьи — задача, как мне кажется, очень важная и нужная. И мне бы очень хотелось, чтобы это взаимодействие имело бы место и приносило свои положительные результаты.

Большинство людей, по моим наблюдениям, придерживаются определения здоровья как физической составляющей, совершенно забывая о социально-психологической. Я считаю необходимым и важным изменить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего в себя и физический, и социально-психологический аспекты.

В настоящее время существуют разные подходы к определению ЗДОРОВЬЯ. В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией.

Согласно разным источникам, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, оно на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % — экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами, и лишь на 10-15 % — деятельностью системы здравоохранения. В Уставе всё той же Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья звучит так: «. это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому давайте рассмотрим здоровье именно как интегративную характеристику личности, охватывающую как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающую в себя физический, психический и социальный аспекты.

Для начала я хотела бы вспомнить такое понятие, как КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, универсального определения которого до настоящего времени пока не выработали, потому как по мере развития человеческого общества отношение к этому понятию постоянно будет меняться. Тем не менее, Всемирной Организацией Здравоохранения была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев Качества Жизни человека конца ХХ века. Использование критериев качества жизни в современной медицине можно попытаться объяснить с помощью пирамиды А. Маслоу.

Согласно А. Маслоу, существует иерархия человеческих ценностей, где без удовлетворения низшей ступени невозможно удовлетворение следующей.

С момента рождения и по мере роста ребенка возрастают и его потребности. На определенном этапе ему уже недостаточно первичных (низших) потребностей, с некоторого времени ребенку необходимо ощущать себя активной личностью. Он начинает социализироваться. И это осуществляется не только под влиянием сверстников. Дети также учатся у своих родителей, воспитателей, у родных и знакомых. Под этим влиянием у них и формируются физические, интеллектуальные и социальные навыки, необходимые для исполнения их социальных «ролей».

Сейчас я хотела бы затронуть каждый критерий этой пирамиды, показать важность каждого из них, и начать, конечно же, с самой нижней ступенечки, а именно с удовлетворения физиологических потребностей (в данном случае детей младшего дошкольного возраста) .

Итак. Первая ступень.

Физиологические потребности ребенка. Это такие потребности, как воздух, еда, питье, жилье, тепло, сон и т. д. — т. е. такие, не удовлетворив которые, человек не может ни думать, ни хотеть чего-либо еще.

ВОЗДУХ — первый по важности источник жизни и здоровья для человека, и в зависимости от его качества, он оказывает на нас своё влияние. К сожалению, воздух, которым мы дышим, содержит очень много вредных для здоровья человека примесей (пыль, бактерии, вирусы, биологические примеси, продукты неполного сгорания автомобильного топлива и природного газа, дым и другие вредные вещества, а уровень загрязнения воздуха в помещениях и того выше! По данным Всемирной Организации Здравоохранения загрязнённый воздух в помещениях входит в число 5 главных факторов, ухудшающих здоровье человека. А в помещениях мы проводим около 90% своего времени. Есть о чем задуматься. Формальдегид, асбест, радон, табачный дым, продукты горения, химикаты, используемые в быту, пестициды, клещи, плесень, бактерии — вот неполный перечень вредных веществ, что мы вдыхаем в наших домах. Нетрудно догадаться, какие заболевания поджидают наши семьи.

Что же делать? Как уберечь от этого своих детей?

— Как можно дольше бывать с ребенком на свежем воздухе. В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам. Но не по загазованным улицам, а по озеленённым паркам и скверам. Как можно чаще нужно проветривать помещение, в котором вы живёте, а многие комнатные растения способны достаточно эффективно отфильтровать и очистить воздух.

Например, такие растения, как хлорофитум, каланхоэ, плющ обыкновенный, монстера, спатифиллум и аспарагус обладают свойствами, которые помогают очистить от вредоносных газов воздух в доме. Рекордное количество кислорода для домашнего растения, способна выделять сансивьера. А фикус и циперус не только выделяют кислород, но и увлажняют воздух.

ПИТАНИЕ детей обязательно должно быть разнообразным. При однообразном или неправильном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье ребенка начинает разрушаться. В пище должно содержаться определённое количество белковых продуктов, жира и углеводов. Кроме того, организм человека постоянно нуждается в минеральных солях, витаминах и воде.

Хотелось бы обратить особое внимание на роль белка в питании ребёнка. Организм растет, и белки необходимы ему для построения новых клеток и тканей. Недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, к сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

И еще несколько советов родителям по питанию ребенка, посещающего ДУ:

1. Если Вы кормите ребенка дома после детсада, не поленитесь — взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те блюда, которые он уже ел.

2. Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков. В младшем возрасте норма сахара — 50 г в день. В сладкой газированной воде содержание сахара превышено в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.

СОН является просто необходимым для здорового и активного существования ребенка. Во время сна в организме происходят разнообразные восстановительные процессы, которые приводят в порядок молекулы и клетки, повреждённые за период дневного бодрствования. Во время сна вырабатываются гормоны эндорфин (гормон радости и счастья) и мелатонин (гормон сна и долгой жизни). Эти гормоны защищают организм от стрессов.

И. снова о свежем воздухе — даже когда на улице холодно, перед сном следует проветривать помещение не менее 5 минут. Очень сложно ожидать здорового сна, если в комнате, где спит Ваш ребенок, нет свежего воздуха.

Следующим необходимым критерием здоровой и полноценной жизни ребенка является ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ . В зависимости от возраста ребенка и стадии развития его мышления она видоизменяется. Защитить ребенка — означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором он будет чувствовать, что его любят и оберегают. Царящая в семье и в детском учреждении психологическая атмосфера влияет не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье ребёнка в целом. Ведь отрицательные эмоции, которые переживает ребёнок, обязательно приведут его к стрессу, а затем — к болезням. Наука психосоматика убедительно доказывает нам, что основными причинами многих заболеваний являются именно стрессы, неурядицы в семье и переутомление. Поэтому укрепляйте дух Ваших детей добрыми словами, ласками, уютом и теплом! Чаще смейтесь, смешите своего ребёнка и веселитесь всей семьёй! Счастливый смех и радостные эмоции оказывают только положительное воздействие на гормональный фон организма и укрепляют иммунитет ребенка.

Следующим критерием здоровой и полноценной жизни на определенном этапе становится для ребенка ПОТРЕБНОСТЬ ОЩУЩАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНЯТИИ И УВАЖЕНИИ .

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что он что-то значит. Для него становится необходимым, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность. Детям, как и взрослым, необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, а обращение — вежливым. Детям важно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей. К ним необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами. Например, фразу «Извини, солнышко, сейчас у меня нет ни одной свободной минутки» сказать так же легко, как и фразу «Прекрати меня дергать! Не видишь — я занят? «. Первая отнимет у вас не больше времени, чем вторая. Но на ребенка эти фразы подействуют совершенно по-разному. Стоит попробовать.

Часто мы забываем, что у наших детей те же самые потребности, что и у нас, взрослых, и не задумываемся, как влияет на них то, что и как мы говорим.

В нашей группе мы всеми силами стараемся создать для каждого ребенка все необходимые условия для того, чтобы (насколько это возможно) сохранить (а может быть, и приумножить) то, что мы называем ЗДОРОВЬЕМ. БЛАГОПОЛУЧИЕМ. СЧАСТЬЕМ. Но ни одна педагогическая задача не может быть выполнена без участия родителей. Поэтому для нас так важен наш с вами союз, наша взаимная работа, нацеленная исключительно на создание условий для благоприятного развития здоровых и счастливых детей

Источник

Тема 1. Предмет философии здоровья, основные понятия, место в системе философских дисциплин

Философия здоровья – область философской антропологии, которая в настоящее время обретает свой предмет и относительно самостоятельное развитие.

Вырастая из философской антропологии, философия здоровья связана и с философией природы, и с философией общества. Философия природы раскрывает биологические, природные основы становления и развития человека. Философия общества анализирует основные сущностные силы человека – разнообразные формы его деятельности, способности, потребности, общественные факторы, воздействующие на развитие человека и, несомненно, оказывающие влияние на здоровье человека. Философская антропология ставит основной вопрос – что есть человек? Будучи существом социальным и связанным с природой, человек существо – автономное, т.е. живущий своей особой, относительно свободной жизнью, способное к творчеству, самосозиданию, создающее культуру. Занимаясь основами человеческого бытия, она вопрошает об особенностях человеческой индивидуальности, уникальности человеческой личности, смысла её существования. Как видим, философские дисциплины не ставили вопрос о здоровье, как проблему, хотя, как мы убедимся далее, представления о здоровье накапливались в истории философии, подкрепляясь многими научными данными и народным опытом. Ни в философских энциклопедиях, ни в иной справочной литературе нет понятия здоровья человека. В построении цельной философии человека в настоящее время открывается новая область – философия здоровья. Почему в этом принципиально незавершимом процессе осмысление сложной природы человека оказалась актуальной проблема здоровья? Ещё в недавнем прошлом здоровьем занималась медицина и частично ряд естественных наук – физиология, биология и др. естественные науки, в частности, – медицина в процессе познания человека опирались на его природные основы, вписывая его в единую земную биологическую систему. Действительно, начиная с рождения, прослеживается связь человека с животным миром. Как и в животном мире, естественный, биологический путь развития. И по определенным параметрам – вес, рост, естественные реакции, состояние кожных покровов и внутренних органов – медицина определяет здоров ли ребёнок? Здоровье понимается как отсутствие болезней, какой-то иной патологии. Это медицинский подход. Он сформировался более двух тысяч лет назад. Здоровье как отсутствие болезней и нормальное функционирование всех систем человеческого организма. Недостаточность этого определения выявляется при дальнейшей цепочке отслеживания ожидаемого и родившего ребёнка. В одной семье, обеспеченной и благополучной, будущая мать хорошо питается, наблюдается у хороших специалистов, рожает в элитном роддоме, осуществляет качественный уход за новорожденным и имеет средства для оптимального телесного, психического, социального развития ребёнка, обеспечивая здоровый образ жизни семьи и детей.

В нуждающейся семье, наоборот, нет средств для нормального питания, медицинского обследования будущей мамы и ребёнка, что пагубно сказывается на здоровье матери и ребёнка. И в том, и в другом случае неминуемы социальные последствия, противоположная социальная значимость детей из благополучных и бедных семей. Известно, что уже к 3-м годам ребёнок приобретает основные социальные качества – способность познавать окружающий мир, овладевает языком общения, проявляет определённые желания, потребности. Но как по-разному в приведённых случаях развиваются способности и удовлетворяются потребности. Из необустроенного детства выходят дети с отставанием развития, с разными и серьёзными проблемами со здоровьем. А как может учиться, трудиться в обществе нездоровый с детства человек? Этот вопрос подводит к мысли о том, что здоровье – проблема социальная, а не только медицинская.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, делая акцент на том, каким должно быть здоровье, а не на том, что это такое? В нём все – таки больше выражен медицинский аспект – благополучие как отсутствие болезней. На вопрос: «Кого можно назвать здоровым?» — ответ медицины: «Того, кто не болеет»*.

За многие века практическая и теоретическая медицина накопила огромный опыт борьбы с болезнями, что приоткрыло возможности естественного познания природы человека. Однако медицинских знаний оказывается недостаточно для познания сложной природы человека и его здоровья. Более широкий естественнонаучный подход дополнил представление о здоровье понятием гомеостаза как внутреннего динамического постоянства организма (биология, валеология, физиология). В рамках теории биологических систем с выходом в компьютерные модели понятие здоровья рассматривается как сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма**.

Н.А. Амосов, осознавая недостаточность определения здоровья как комплекса нормальных показателей, вводит понятие количества здоровья, зафиксировав в понятие здоровья количество резервных мощностей основных функциональных систем***, вводя дополнительное понятие «коэффициент резерва», т.е. максимальное количество функции к её нормальному уровню покоя. Мудрый и разносторонний учёный понимает ограниченность и этого определения, рассматривая здоровье в социально – антропологическом контексте – здоровье – важная цель, которую ставит перед собой человек, для её достижения важны условия, мотивы, средства, время, необходимые и случайные факторы её достижения. Главный вывод учёного в итоге эксперимента по поддержанию своего и чужого здоровья –

* См. В.Н. Кукьян, О.А. Резник. Философия здоровья. Учебно-методическое пособие. Пермь.2005. С.14.

** См. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М., 2002. С. 309-315

здоровье нужно добывать самому. Индивидуально – личностный фактор

обращает нас к философии. Человек – субъект собственного здоровья, он творит своё здоровье сам, опираясь на три главных источника – собственную биологическую природу и окружающую природную среду, социальные условия и индивидуальный жизненный путь, свой личный творческий путь к здоровью. Природные, биологические, социальные и индивидуальные источники и параметры здоровья проявляют себя во взаимодействии, противоречивом единстве, так как в разные моменты развития человека проявляется взаимосвязь биологического и социального в сочетании с многообразием индивидуальных проявлений человека.

Субъектность– это мировоззренческое качество здоровья, которое означает, что человек определяет свою ответственность в отношении к миру, самому себе. Он преобразует мир и самого себя. Он творит своё здоровье, определяет здоровье как стратегию личной жизни.В этом аспекте – здоровье – ценность. А значит стратегия достижения, укрепления здоровья – неотъемлемое качество культуры человека, культуры здоровья.

Для обладания здоровьем необходим набор определённых знаний, освоенных культурных ценностей, умений их практически использовать в деятельности, поведении, общении. Без этого здоровье как дар природы быстро разрушается. Зрелое мировоззрение определяет потребностьчеловека в хорошем здоровье. Эта потребность реализуется в заботе о здоровье, его укреплении. Индивидуальная и общественная потребность в здоровье – необычайно обострившаяся потребность современного общества и индивидов, все больше ощущающих катастрофическое убывание здоровья в условиях экологического и социального кризиса, постоянных стрессов в бурной и неустойчивой социальной динамике. Для выживания человека и общества возросла прагматическая ценность здоровья.

Поэтому в обществе, в индивидуальном образе жизни необходимы условия, отношения, направленные на практическую реализацию цели, ценности, потребности, заботы о здоровье.

Значит нужна не только индивидуальная, но и социальная система здоровья, в их взаимодействии, проявляющемся в любой области человеческой деятельности, во всех сферах общественной жизни. Итак, в философии здоровья имеется в виду индивидуальное здоровье и социальное здоровье.. Направления их развития пересекаются, совмещаются, различаются в мировоззренческом плане (ценностный показатель), экономическом (доходы), социокультурном (образование, воспитание, обеспеченность медицинским обслуживанием, технологии отдыха, досуга, духовная атмосфера в обществе, семье).

К ключевым понятиям философии здоровья относится известное понятие «здоровый образ жизни». При множестве существующих определений выделим главное: организация, направленность индивидуальной и общественной жизни на сохранение и укрепление здоровья, основанные на выработанных обществом культурных нормах и правилах и реализующаяся в деятельности и поведении людей. Это и есть здоровый образ жизни.

Подробнее разберём этот вопрос в соответствующей теме. Здесь же заметим, что в характеристику здорового образа жизни входит система рациональных, реалистических взглядов на мир, в которые органично входят представления человека о мире, самом себе, о своём отношении к миру и мира к человеку, о здоровье и путях его достижения, сбережения. Здоровый образ жизни складывается на основе образования, воспитания, социального и культурного окружения, самовоспитания и самосовершенствования. Он немыслим без освоения существующих норм общественной жизни, правил поведения. Он невозможен без преодоления трудностей, вредных привычек, лени, равнодушия. Он включает в себя внимание и чуткость по отношению к состоянию своего организма и самочувствия окружающих.

В русском менталитете слабо проявляется последний названный призрак здорового образа жизни. Подумаешь! – насморк, температура (больше 37ºС), идём на работу, на учёбу, в общественные места, сами того не желая, распространяем инфекции на больших общих людских пространствах. Даже в эпидемию гриппа – маска не частое явление («не придаю значение» или «не хватает, нет в аптеках»). Т.е индивидуальная или социальная причина ненормального поведения. В противовес правилам здорового образа жизни и нормам культурного поведения. Норма в данном контексте включает в своё содержание определённую систему показателей состояния организма человека в данных пределах и правила культурного поведения, выработанные обществом. Скажем, подскочила температура (38ºС), иду к врачу или вызываю на дом при сильном недомогании. Уважая членов семьи, принимаю меры предосторожности, чтоб не заразить близких (маска, отдельная посуда и т.п.), не иду на работу (учёбу) и т.п. Согласитесь, что не все так себя ведут в подобных ситуациях, ссылаясь на важность работы, на учёбу без пропусков и т.д. Конечно, не следует думать, что норма имеет показатели абсолютные. Может меняться соотношение нормы и здоровья (например, при неплохом самочувствии человек болен, и, наоборот, при нормальных показателях человек ощущает себя больным). Поэтому норма как отражение внутренней и внешней среды организма понятие относительное.

Относительную устойчивость образу жизни придают стереотипы мышления и поведения, формирующиеся в повседневной практике. Это характерная черта обыденного сознания и поведения. Стереотип – стандартизированное, устоявшееся представление о чем – либо, фрагментарный, нередко поверхностный образ действительности и самого человека. Могут быть полезные для здоровья стереотипы (привычное соблюдение гигиены, неприятие вредных привычек и т.п.), а могут быть и вредные для здоровья стереотипы (неразборчивость в питании, тяга к спиртному, к асоциальному поведению и т.п.). Философами давно замечено значение меры для здорового образа жизни. «Прекрасна надлежащая мера во всём. Недостаток или избыток её не нравится мне» (Демокрит). Соблюдение меры или её поиск для здоровьесбережения на языке медицины называется профилактикой.

Соблюдая меру, (во всём!) человек предупреждает или устраняет причины или ситуации, ведущие к нездоровью.

Если иметь в виду индивидуальную меру или систему мер, то они отличаются индивидуальными особенностями организма, социокультурной идентичности и др. Например, известный хирург, кибернетик, писатель Н.М. Амосов на основе глубочайших научных, философских познаний человека, практической медицины и индивидуального подхода определил для себя самые главные проявления меры – ограничения в еде и физические нагрузки. Режим ограничений и нагрузок прекрасно совмещался с интеллектуальной свободой. Он был известным кардиохирургом, профессионалом в области кибернетики, автором научных книг и художественных произведений, известным общественным деятелем.

Мера, интеллектуальная свобода проявляются в активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья, на обретение культуры здоровья.

Основные категории философии здоровья сложились на основе поисков ответов на вопросы о сущности здоровья, о путях его достижения, о здоровом образе жизни, о роли отдельного человека, общества, государства в достижении здоровья, его сохранения и укрепления.

Являясь органической частью философии, философия здоровья опирается на результаты исследований естественных, социальных и гуманитарных наук. С естествознанием её связывает проблема жизни, её сохранения, эволюции, управления природными процессами. Биоэтика обогащает философию здоровья нравственными принципами взаимоотношений человека и природы, подняла проблему ответственности человека перед природой, обществом и самим собой за жизнь, за сохранение природы, за своё здоровье. Философия здоровья опирается на философию медицины, но выходит за её пределы, её предмет глубже и шире – это человек во всей его целостности, творческой сущности, являющейся в здоровье. В философии здоровья актуализируется мера единения философии и жизни. Сближение философии и жизни заметнее всего в смене ценностных ориентаций личности и общества. В индивидуальном и общественном сознании здоровье всё более обстоятельно утверждается как приоритетная, базовая ценность. В российском менталитете сдвиги отношения к здоровью произошли за последние 20 лет. В СССР человек уповал на заботу государства, которая реально проявлялась в общей диспансеризации населения, оздоровительных практиках государственной («бесплатной») медицины, общественных организаций, массовой физкультуры и др. В условиях рыночных отношений забота о здоровье в основном стала делом индивидуальной ответственности, хотя государство реализует программу

«национального здоровья», поддерживает инициативу региональных властей

по созданию оздоровительных центров**. Здоровье объявлено приоритетным направлением государственной политики. Но в условиях системного кризиса общества, разрушительно влияющего на здоровье, «встречный план» субъекта, каждой личности в заботе о своём здоровье необходим государству, обществу и самому человеку.

Для реализации индивидуальной заботы о здоровье нужны специальные знания, которые дают систематическое образование (имеется в виду не только медицинское образование). Образование любого профиля должно так или иначе охватывать проблематику здоровья, здорового образа жизни), просвещение, пропаганда, воспитание.

Умения и навыки поддержания здоровья и его укрепление нарабатываются здравомыслящим человеком в повседневной практике, в общении с медициной (практическим врачом), с народной медициной, применительно к конкретной ситуации, с учетом осведомленности человека в области врачевания и хорошим знанием собственного организма. (Медицина не опровергает рациональный народный опыт лечения и нередко его использует, удачно сочетая профессиональный опыт и народный).

Таким образом, философия здоровья ассимилирует многовековой философский и научный опыт осознания сущности человека и его здоровья, рассматривает здоровье в системе сущностных сил целостного человека в его отношении к миру и самому себе.

Здоровье – это цель, ценность, осуществление которых направлены на утверждение высокого предназначения человека как существа уникального и социального, телесного и духовного, земного и космического. Освоение космоса ставит по-новому проблему человека, его здоровья во внеземных условиях в коэволюционном процессе земного и космического.

Философия здоровья, здоровье, гомеостаз организма, адаптация, норма, здоровый образ жизни, культура здоровья.

Вопросы для повторения

1. Что изучает философия здоровья, каков её предмет?

2. Что такое здоровье?

3. Каковы связи философии здоровья с естествознанием, гуманитарными и социальными науками?

4. В чём суть заботы о здоровье и ответственности каждого человека за своё здоровье?

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья. М., Изд-во АСТ. 2002.

2. Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов //Социологические исследования. 2007. № 9. С. 147-149.

3. Кукьян В.Н., Резник О.А. Философия здоровья. Пермь. ПГСХА. 2005.

* например, только в Перми за 2009-2011 гг. создано 6 оздоровительных центров

4. Серова И.А. Философия здоровья. Пермь. 2002

5. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. М., «Стратегия», 2007

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Вес для диска здоровья
Adblock
detector