Меню

Фгос здоровье сберегающая среда

Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_zdorovesberegayushchey_predmetno_-_razvivayushchey_sredy_v_usloviyah_fgos_do.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие здоровьесберегающей предметно – развивающей среды

в условиях ФГОС ДО.

г. Самара Куйбышевский р-он

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. Так писал В.Ф, Одоевский.

Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.

Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является здоровьесберегающая технология, которая направлена на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:

— охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

Для решения всех задач, необходимо иметь правильно-построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.

Таким образом, создавая здоровьесохраняющую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

— принципам здоровьесберегающего обучения.

— приобщение детей к физической культуре

— использование развивающих форм оздоровительной работы.

— принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;

— принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ); физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка); обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности); образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.). К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

— трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

— полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);

• вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и конечно же сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды групп детского сада в целом, способствующей формированию единой предметно – пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно – развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, психологического и физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все выше перечисленное мною, и попробовала создать ту самую пространственную среду, которая бы развивала ребенка как эмоционально-психологически, так и физически.

Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а так же психологического и физического здоровья.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра — ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Именно в игре, дети могут проиграть сложные психологические ситуации, которые помогают им эмоционально восстановиться.

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

— инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей.

Центр грамотности и уголок для чтения включают:

— пособия и материалы по развитию всех сторон речи, а так же различные детские книги и картотеки. Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.). Что так же может эмоционально раскрепощать детей во время пребывания в ДОУ.

Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольника, развитие элементарных естественно-научных представлений, элементарных представлений, об анатомии и физиологии человека);

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы: по рисованию, лепке, аппликации, книжки-раскраски, трафареты, фонотека музыкальных произведений, а так же различные виды театра. Эти зоны помогают снять стресс, страх, отчуждение. Можно провести ИЗО – терапию, или сказкотерапию, где нормализуется психологическое здоровье дошкольников.

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал., дидактические игры. Что так же позволяет научить ребенка ориентироваться в пространстве, своем теле.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое. (В.В. Тарасова, 2015г.)

1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr

2. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

3. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Источник

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС
статья по теме

Я постаралась показать актуальность создания здоровьесберегающей среды для детей в начальной школе.Обьяснила,что необходимо учитывать для создания такой среды и на какие нормативные документы операться.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_zdorovesberegayushchey_obrazovatelnoy_sredy_v_usloviyakh_realizatsii_fgos.docx 74.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС»

Подготовила учитель начальных классов: Сень Светлана Владимировна

І категория МБОУ СОШ №1

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Особенность начальной школы как самого ценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

При этом основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов при условии реализации в начальной школе нескольких образовательных систем и учебно-методических комплектов.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В настоящее время в целом по России, по данным официальной статистики, только 10% детей считаются здоровыми, более 50% детей имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе происходит увеличение числа детей, имеющих отклонения в здоровье. В экологически неблагополучных крупных промышленных городах Российской Федерации эти показатели гораздо тревожнее. Согласно научным данным подавляющее большинство отстающих, школьно-дезадаптированных учеников — это дети со слабым здоровьем. Так выявлено, что среди неуспевающих, число детей с хроническими заболеваниями составляют 84,7%. У значительной ее части интенсивность работы на 33,7% , а качество на 33,9% ниже, чем у здоровых школьников.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования- становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества». Решение проблемы здорового образа жизни является ключевой во все возрастные периоды, начиная с раннего детства.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. В реальной практике гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и, напротив, укреплял их силы и возможности.

Основные задачи школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять свое здоровье. Здоровье ученика, его социально- психологическая адаптация, нормальное развитие во многом определяется средой в которой он живет. Для ребенка от 7 до 16 лет этой средой является школа.

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педа-гогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Существует несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы :
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответ-ствии с регламентациями СанПинов, и функционирование в школах меди-цинского блока, своевременная диспансеризация, реализация профилакти-ческих программ.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физичес-кое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реали-зуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспи-тывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приоб-щение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим лич-ность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, представители коммунальной службы и т.д.
Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наибо-лее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье уча-щихся.
Конечно, единственной уникальной технологии здоровья не существует. И только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам создание такой образовательной среды предполагает:

Благоприятный воздушно-тепловой режим в помещениях

Температура воздуха в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°, в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, в душевых 25Сº, медкабинетах 20-22Сº.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Источник

Читайте также:  Бланк заключения состояния здоровья
Adblock
detector