Меню

Фгос взаимодействие с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения ,с нарушениями речи ,с нарушениями аутического спектра. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.

Скачать:

Вложение Размер
fgos_dlya_detey_s_ovz.vystuplenie_yangirovoy_b.n.docx 18.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС для детей с ОВЗ

Выступление на педсовете учителя нач.кл.Янгировой Б.Н.

Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения ,с нарушениями речи ,с нарушениями аутического спектра. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

С 1 сентября 2016 года введен «Федеральный государственный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

— разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

— использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть

потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
  2. Принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
  3. Принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
  4. Принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.

Источник

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
fgos_dlya_detey_s_ovz.docx 22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка» г.Зернограда

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 (утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 утвержден Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Минобрнауки России 11.02.2015г № ДЛ-5/07

Включает ожидаемые результаты на уровнях:

-уровень учредителя образовательной организации;

-уровень образовательной организации.

-нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС;

-организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;

-кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ;

-финансово-экономическое обеспечение ФГОС ОВЗ;

-информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Проекты примерных АООП в редакции от 19 декабря 2015 года :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
  • Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
  • Глухие;
  • Слабослышащие;
  • Позднооглохшие;
  • Слепые;
  • Слабовидящие;
  • С тяжелыми нарушениями речи;
  • С нарушениями опорнодвигательного аппарата;
  • С задержкой психического развития;
  • Со сложными дефектами.

Стандарт включает требования к:

  • Структуре и объему АООП НОО
  • Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
  • Результатам освоения АООП НОО
  • Возрастные;
  • Типологические;
  • Индивидуальные особенности ;
  • Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
  • Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
  • Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
  • Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
  • Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.

В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Стандарт является основой для:

  • Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:

— глухих, слабослышащих, позднооглохщих;

— с тяжелыми нарушениями речи;

— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— с задержкой психического развития;

— с расстройствами аутистического спектра.

  • Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  • Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
  • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта;
  • Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
  • Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  • Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
  • Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.

Задачи образования обучающихся с ОВЗ:

  • Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
  • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • Формирование основ учебной деятельности;
  • Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
  • Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
  • Формирование социокультурной и образовательной среды.

Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей.

Стандарт предусматривает возможность:

  • Гибкой смены образовательного маршрута;
  • Смены программ и условий получения образования на основе:

— комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО;

— мнения родителей, законных представителей.

Требования к Структуре АООП НОО:

1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО;

2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ:

— Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО;

— Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).

Сетевая форма освоения АООП НОО:

Использование ресурсов нескольких организаций

Структура АООП НОО

Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%

АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: — Целевой — Содержательный — Организационный

Содержательный раздел включает программы на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение : личностных, предметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.

Программа коррекционной работы

Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития;

Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна содержать:

  • Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся;
  • Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).

Система условий реализации должна содержать

  • Кадровые;
  • Финансовые;
  • Материально-технические (учебнометодическое, информационное обеспечение);
  • Контроль за состоянием системы условий.

Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей

Требования к условиям реализации АООП НОО:

  • Создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
  • Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность;
  • Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Требования к кадровым условиям:

Квалификация педагогических и учебновспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт.

Требования к результатам освоения АООП НОО

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам

Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.

Освоенные универсальные учебные действия.

Овладение содержанием каждой предметной и коррекционноразвивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.

Семинар для учителей начальных классов.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell.

Источник

Читайте также:  Символы опасности опасность для здоровья человека
Adblock
detector