Здоровье как результат ФГОС НОО
статья по зож на тему
Доклад Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_rezultat_fgos.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В постоянно изменяющихся условиях школа требует от педагога решать регулярно возникающие, новые нестандартные проблемы. Признаком современного учителя стала повышенная профессиональная мобильность.
ФГОС — это новое испытание, которое выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по новому.
С внедрением ФГОС мы осознаем всю ответственность, лежащую на педагоге за судьбы «современных» детей. Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же? Информированностью . Значит, нельзя их учить так, как учили нас. Раскованностью . Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя. И, наконец, самое печальное — слабым здоровьем .
Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. По результатам исследований, в России очевиден рост школьно-обусловленных нарушений здоровья, среди которых самыми распространенными являются такие, как:
- нервно-психические и вегетативные расстройства,
- нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,
- функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
По результатам исследования жизненных ценностей, проведенных среди учащихся и их родителей, на первое место по России (и по классу — анкеты проведённые в школе) вышли ценности здоровья, опередив материальное благополучие и профессиональную карьеру. Во всех образовательных учреждениях реализуются различные программы и проекты, направленные на сохранение и созидание здоровья обучающихся.
Я работаю, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарновым. Им разработана методика по охране и укреплению здоровья.
Многие позиции методики, совпадают с разработанной системой требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения, г де одной из задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС должно стать — создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
- физическое,
- психическое,
- духовное,
- социальное здоровье.
Поэтому в примерной образовательной программе четко обозначены цели и задачи деятельности общеобразовательного учреждения по данному направлению.
Решение данных задач направлено на формирование у детей:
- знаний,
- установок,
- личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление — это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Выполнять поставленные задачи новых стандартов очень легко, работая по системе Базарного.
- В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка.
- Уроки проводятся в режиме смены динамических поз — часть урока ученик сидит за партой, другую — стоит за конторкой — это стол-трибуна , высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы. Конторка снабжена массажным ковриком.
•Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.
•Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.
•Физкультура почти каждый день. - Установка специальных стендов — офтальмотренажеров и панно, применение карточек с заданиями, держалок для чтения текста.
- Использования волнового тренажера Агашина– как основы зрительного восприятия.
- Сенсоных крестов – предназначенных для зрительно-двигательного поиска демонстрационного материала.
- Использование мигающих ламп по углам класса, окрашенные в различные цвета; включаются через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся ;
- Использование дыхательных упражнений
- Пение
- Динамические игры, физминутки. танцы с напевами.
- Всё это нисколько не отвлекает детей от деятельностного метода, а наоборот помогает формировать УУД. Коммуникативные, личностные Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Здоровьесберегающая система 100% подходит под новые образовательные стандарты, где приоритетная цель — сохранить и укрепить здоровье детей.
У детей не развиваются глазные болезни, укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул.
А главное, улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверена, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Затраты минимальны, а здоровье — максимально!!
Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Источник
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО»
учебно-методический материал по теме
«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_doklad.docx | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Среди других важнейших идей ФГОС НОО :
1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Именно с этим документом связано понятие – «духовное здоровье обучающихся 1 ступени».
2. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности воспитателя.
3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования).
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО , и должно стать – создание комфортной развивающей воспитательной среды . Данное понятие в концепции ФГОС определяется как:
— обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание;
-гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья, именно такое пространство является комфортным по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении, выступает ее научно — обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна: — сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей: — знаний, — установок, — личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами, направлено на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
-реализация образовательной программы и просветительской работы с
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;
— организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащённость комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (в расчёте на количество воспитанников) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физической культуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления. Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
-полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т. п.);
-организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Коллектив нашего интерната работает по комплексной воспитательной программе «Радуга». Она включает в себя валеологическое направления «Береги себя». Цель направления: сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-осознанное отношение детей, их родителей, воспитателей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
— соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей;
Работа с родителями (законными представителями) включает:
-беседы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
-организацию совместной работы воспитателей и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
В ЗОЖ интерната входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Воспитание культуры поведения:
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
- Профилактические методики, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, мытье ног);
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Витаминотерапия;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз, (маршрут для глаз);
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Витаминизация ( воспитанники с удовольствием пьют витаминизированные кисели, компоты, чай, морс, принимают витамины).
ВЫВОД: От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Очевиден тот факт, что показателем успешности проводимой оздоровительной работы является положительная динамика здоровья детей. Также активное участие воспитанников в различных мероприятиях.
Воспитательные спортивные мероприятия (эстафеты, спортивные игры, дни здоровья), в нашем интернате семейного типа проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС НОО ).
Я работаю подменным воспитателем, в моей сборной группе 12 детей, они активно посещают различные кружки, лыжную секцию, в свободное время любят играть в футбол.
Рассмотрим применение ФГОС на примере проведенной мною спортивной эстафеты на свежем воздухе ко «Дню здоровья»!
«Не робей, прыгай, бегай веселей»!
1) определяем тему;
2) учим ставить цель (чего достигнем… ?,чему научимся…?)
3) формируем понятия ЗОЖ., развитие ловкости, быстроты, внимания;
4) готовим инвентарь для эстафеты, делимся на две команды;
6) в конце мероприятия уделено время рефлексии.
Цель мероприятия : повысить интерес воспитанников к здоровому образу жизни, развитие выносливости, ловкости.
При правильной организации деятельности воспитанников у них формируются следующие универсальные учебные действия ( УУД ):
В сфере личностных учебных действий формируется установка на здоровый образ жизни, знание основных правил коллективной игры; умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности осмысление влияния физической
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети определяют и формулируют цель игровой деятельности, отличают игру по правилам и без правил, определяют последовательность своих действий. Учатся совместно с воспитателем и другими участниками группы создавать безопасное игровое пространство, давать эмоциональную оценку своей деятельности, соблюдать правила безопасной игры, планировать двигательную активность в своём режиме дня.
В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники проявляют активность при коллективном составлении спортивных эстафет, комплексов упражнений, игровых ситуаций; осваивают новые игровые и социальные роли; находят дополнительную информацию по спортивным и подвижным играм с мячами, обручами, скакалками.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваются и приходят к общему решению при организации игры; объективно оценивают свой вклад в общее решение группы; учатся различному ролевому поведению, используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Деятельность воспитателя: воспитатель задает вопросы.
ууд (личностные, познавательные , регулятивные, коммуникативные)
Ребята, понравилось ли вам участвовать в эстафете…?
ответы детей: — Да, было очень интересно, мы очень переживали за свою команду;
— Было очень весело, особенно тогда, когда мы передавали мяч между ног;
умение определять нравственное содержание и смысл собственных поступков, и окружающих людей, понимание чувств других людей и сопереживание им в игровой деятельности :(личностные, коммуникативные ууд).
Что на ваш взгляд способствовало успеху…?
Ответы детей — Наша команда была самой дружной, поэтому мы выиграли;
— А нам кажется, что мы были самыми быстрыми ловкими, а ваша команда допускала ошибки. Умение объяснять и анализировать, умение давать оценку своей деятельности (личностные, коммуникативные ууд)
Как вы оцениваете свою команду и команду соперника…?
умение сравнивтаь и строить причинно-следственные связи, давать оценку, объективно оценивать свой вклад в общее решение группы: (познавательные, регулятивные, коммуникативные ууд) ответы детей: — Мы честно выполняли каждый этап, поэтому мы достойны первого места;
Что нам нужно для улучшения наших достижений…?
Ответы детей: — Нам больше нужно тренироваться;
— Больше заниматься спортом;
Что узнали нового, чему научились…?
умение объяснять, анализировать
Ответы детей: — Научились прыгать через скакалку (первоклассники).
— Научились прыгать через обруч;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье — это сос.
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател.
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Обобщение опыта работы.
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
Обзор материалов ФГОСов по актуальной на данный момент теме — сохраниение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях.
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей.
Источник