«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, комплекс норм, правил, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ») разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
ЭТИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
направлена на решение задач Стандарта.
Стандарт включает в себя требования:
ЕЁ СТРУКТУРЕ И ОБЪЁМУ,
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Требования к условиям реализации Программы
включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-
техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде.
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
способствует профессиональному развитию педагогических работников;
создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
социально-нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Таким образом, Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства.
Источник
Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Инклюзивное дошкольное образование как новое направление образовательной политики»
Всероссийская профессиональная олимпиада
«Инклюзивное дошкольное образование
как новое направление образовательной политики»
1. При работе с таблицей Вам нужно в столбце «Ответ» поставить знак + напротив правильного ответа. Правильных ответов может быть несколько. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
2. Оценка Вашей работы и подведение итогов Олимпиады будут осуществляться по следующим критериям:
— 18-20 баллов – победитель;
— 15-17 баллов – призер;
— 1-14 баллов – участник.
ФИО (полностью)
Должность
воспитатель
E-mail (личный)
Название (полное) ОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Поломский детский сад
Верно ли утверждение: «Дети с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений»?
Верно ли утверждение: «Инклюзивное образование направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»?
Какие педагоги и другие специалисты общеобразовательной организации должны учитывать особенности детей с ОВЗ в своей профессиональной деятельности?
а) только психологи
в) все педагоги и специалисты, работающие с детьми с ОВЗ
Верно ли утверждение: «Обучение ребенка по индивидуальному образовательному плану осуществляется с согласия родителей»?
Верно ли утверждение: «Лекотека создается для детей, не имеющих возможность посещать ДОУ по состоянию здоровья »?
Что является основой организации работы с детьми с ОВЗ в ДОУ?
б) индивидуальный образовательный план
в) специальные программы
Верно ли утверждение: «Для оказания помощи детям с ОВЗ к работе инклюзивного ДОУ могут подключаться специалисты разного профиля»?
Верно ли утверждение: «Разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ является результатом деятельности ПМПк детского сада»?
Кого следует рассматривать в качестве участников инклюзивного образовательного процесса?
а) ребенка с ОВЗ
б) родителей ребенка с ОВЗ
в) детей инклюзивной группы
г) родителей детей инклюзивной группы
Что способствует реализации качественного подхода при оценке результатов детей с ОВЗ?
а) индивидуальная шкала оценок
б) ориентация на результаты нормально развивающихся учащихся
а) постановка диагноза
б) разработка индивидуального образовательного плана
в) перевод в специальную (коррекционную) школу ребенка с ОВЗ
Кто входит в состав медико-психолого-педагогичес-кого консилиума?
г) инспектор по делам несовершенолетних
Верно ли утверждение: «Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ может начаться по запросу родителей»?
Каковы отличительные особенности организации образовательного процесса в инклюзивной группе?
а) адаптация материала с учетом возможностей детей с ОВЗ
б) определение индивидуальных целей и задач, исходя из возможностей ребенка с ОВЗ
в) ориентация на нормативные требования к уровню развития детей дошкольного возраста
Что играет ведущую роль в развитии движений у детей с детским церебральным параличом?
а) лечебная физкультура (ЛФК)
б) режимные моменты
Верно ли утверждение: «Обучение детей с нарушениями речи возможно в группах общеразвивающей направленности»?
К нарушению какой функции приводит отсутствие или снижение слуха у детей?
б) зрительное восприятие
Верно ли утверждение: «ФГОС дошкольного образования учитывают особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»?
Верно ли утверждение: «Интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи»?
Какую форму работы можно использовать с детьми, имеющими нарушения речи, если их уровень приближается к норме?
Источник
ФГОС ДО — детям с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».
Функционирование системы включает ряд этапов
1этап. Сбор сведений о ребенке.
Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, Это обследование проводят педагог психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.
2этап. Анализ полученной информации о ребенке.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
3этап. Определение образовательного маршрута.
На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.
2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.
3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.
На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.
Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:
1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.
2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.
3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.
4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.
4 этап. Реализация рабочей программы.
В коррекционно-педагогическую работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.
5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.
На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.
Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.
Источник