ФГОС ДО – детям с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, основа которых направлена на решение ряда задач, в том числе:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО предполагает учет индивидуальных потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Условия, необходимые для работы с детьми с ОВЗ, в рамках ФГОС, а именно:
• полная укомплектованность кадрами (педагог – психолог, учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели) ;
• привлечение к работе специалистов (муз. руководителя, инструктора по физической культуре, прошедших соответствующую переподготовку) ;
• установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями ребенка;
• выбор образовательного маршрута для ребенка, с учетом его возможностей и индивидуально — типологических особенностей.
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.
1. Содержание ДО и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам ДО, должны быть созданы специальные условия для получения ДО детьми с ОВЗ.
3. Специальные условия для получения ДО детьми с ОВЗ:
· использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
· предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь,
· проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
· обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ДО детьми с ОВЗ.
4. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается:
1) для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов или аудиофайлы;
2) для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально- технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в различные помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие различных приспособлений).
5. ДО детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается до 15 человек.
6. При получении ДО воспитанникам с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
7. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам ДО организуется на дому или в медицинских организациях.
В некоторых садах практикуют работу с группами комбинированной направленности, которые предусматривают посещение дошкольного учреждения детей с Синдромом Дауна. В связи с этим при разработке Образовательной программы дошкольного образования учитываются особенности развития детей с ОВЗ, в частности с синдромом Дауна. Многие дети с синдромом Дауна в состоянии научиться ходить, говорить, писать, читать и делать практически все то, что могут их здоровые сверстники. Уровень умений, которого способны достичь детки с таким диагнозом, может быть различным и зависит от генетических факторов и социальной среды малыша.
Так же намечаются целевые ориентиры инклюзивного образования ребенка с ОВЗ, которые следует достичь на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• у ребенка сформированы элементарные социальные навыки общения и взаимодействия;
• развито восприятие речи и формируется речевая активность;
• владеет элементарными навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• сформированы следующие предпосылки для возможности освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении:
— ориентировка в пространстве, исследование;
— подражание (непосредственное и отсроченное) ;
— понимание устной речи.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группе комбинированной направленности, осуществляющей инклюзивное образование предусматривает следующее:
• Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательной программой Учреждения и индивидуальными программами для детей с ОВЗ, составляемыми на основе типовых, специальных, коррекционных, адаптированных или авторских программ с учетом возраста, сложности, выраженности и характера нарушений развития воспитанников.
• Технологии, методы и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и согласовываются с психолого-медико-педагогическим консилиумом.
• Дети с ОВЗ, с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля.
Содержание и задачи инклюзивного образования соответствует образовательным областям ФГОС ДО.
При выполнении основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», а именно по овладению навыками коммуникации для обеспечения оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь группы, учитываются допущенные ранее ошибки в подготовке и принятию такого ребенка в коллектив, как в детский, так и во взрослый. Задача психолога здесь «проиграть» всевозможные ситуации, используя при этом различные методы и приемы, интерактивные игры, театрализованную деятельность и др. При этом следует отметить, что ребенок с синдромом Дауна склонен к подражанию и сочувствию, он живет не только с другими, но и в других. Здесь важно правильно настроить детей на принятие этого ребенка, стимулировать к оказанию помощи во время одевания на прогулку, в процессе наведения порядка на группе.
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 7868 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, комплекс норм, правил, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ») разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
СТАНДАРТОМ УЧИТЫВАЮТСЯ:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ЭТИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ АДАПТИРОВАННУЮ ПРОГРАММУ, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
- обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- направлена на решение задач Стандарта.
Стандарт включает в себя требования:
К ПРОГРАММЕ:
ЕЁ СТРУКТУРЕ И ОБЪЁМУ,
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Требования к условиям реализации Программы
- включают требования к психолого — педагогическим, кадровым, материально-
техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно — пространственной среде.
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Социально — нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Таким образом, Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства.
Источник