Меню

Фгос для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС ДО — детям с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».

Функционирование системы включает ряд этапов

1этап. Сбор сведений о ребенке.

Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, Это обследование проводят педагог психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.

2этап. Анализ полученной информации о ребенке.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

3этап. Определение образовательного маршрута.

На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:

1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.

2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.

На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.

2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.

3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.

4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.

4 этап. Реализация рабочей программы.

В коррекционно-педагогическую работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.

Читайте также:  Полосы здоровья для вов

5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.

На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.

Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.

Источник

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
fgos_dlya_detey_s_ovz.docx 22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка» г.Зернограда

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 (утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 утвержден Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Минобрнауки России 11.02.2015г № ДЛ-5/07

Включает ожидаемые результаты на уровнях:

-уровень учредителя образовательной организации;

-уровень образовательной организации.

-нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС;

-организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;

-кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ;

-финансово-экономическое обеспечение ФГОС ОВЗ;

-информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Проекты примерных АООП в редакции от 19 декабря 2015 года :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
  • Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
  • Глухие;
  • Слабослышащие;
  • Позднооглохшие;
  • Слепые;
  • Слабовидящие;
  • С тяжелыми нарушениями речи;
  • С нарушениями опорнодвигательного аппарата;
  • С задержкой психического развития;
  • Со сложными дефектами.

Стандарт включает требования к:

  • Структуре и объему АООП НОО
  • Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
  • Результатам освоения АООП НОО
  • Возрастные;
  • Типологические;
  • Индивидуальные особенности ;
  • Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
  • Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
  • Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
  • Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
  • Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.

В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Стандарт является основой для:

  • Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:

— глухих, слабослышащих, позднооглохщих;

— с тяжелыми нарушениями речи;

— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— с задержкой психического развития;

— с расстройствами аутистического спектра.

  • Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  • Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
  • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта;
  • Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
  • Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  • Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
  • Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.

Задачи образования обучающихся с ОВЗ:

  • Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
  • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • Формирование основ учебной деятельности;
  • Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
  • Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
  • Формирование социокультурной и образовательной среды.

Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей.

Стандарт предусматривает возможность:

  • Гибкой смены образовательного маршрута;
  • Смены программ и условий получения образования на основе:

— комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО;

— мнения родителей, законных представителей.

Требования к Структуре АООП НОО:

1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО;

2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ:

— Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО;

— Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).

Сетевая форма освоения АООП НОО:

Использование ресурсов нескольких организаций

Структура АООП НОО

Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%

АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: — Целевой — Содержательный — Организационный

Содержательный раздел включает программы на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение : личностных, предметных результатов.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.

Программа коррекционной работы

Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития;

Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна содержать:

  • Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся;
  • Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).

Система условий реализации должна содержать

  • Кадровые;
  • Финансовые;
  • Материально-технические (учебнометодическое, информационное обеспечение);
  • Контроль за состоянием системы условий.

Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей

Требования к условиям реализации АООП НОО:

  • Создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
  • Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность;
  • Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Требования к кадровым условиям:

Квалификация педагогических и учебновспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт.

Требования к результатам освоения АООП НОО

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам

Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.

Освоенные универсальные учебные действия.

Овладение содержанием каждой предметной и коррекционноразвивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.

Семинар для учителей начальных классов.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell.

Источник

Adblock
detector