ФГОС ДО — детям с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».
Функционирование системы включает ряд этапов
1этап. Сбор сведений о ребенке.
Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, Это обследование проводят педагог психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.
2этап. Анализ полученной информации о ребенке.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
3этап. Определение образовательного маршрута.
На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.
2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.
3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.
На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.
Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:
1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.
2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.
3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.
4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.
4 этап. Реализация рабочей программы.
В коррекционно-педагогическую работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.
5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.
На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.
Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.
Источник
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_dlya_detey_s_ovz.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Звездочка» г.Зернограда
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 (утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 утвержден Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Минобрнауки России 11.02.2015г № ДЛ-5/07
Включает ожидаемые результаты на уровнях:
-уровень учредителя образовательной организации;
-уровень образовательной организации.
-нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС;
-организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;
-кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ;
-финансово-экономическое обеспечение ФГОС ОВЗ;
-информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.
Проекты примерных АООП в редакции от 19 декабря 2015 года :
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
- Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
- Глухие;
- Слабослышащие;
- Позднооглохшие;
- Слепые;
- Слабовидящие;
- С тяжелыми нарушениями речи;
- С нарушениями опорнодвигательного аппарата;
- С задержкой психического развития;
- Со сложными дефектами.
Стандарт включает требования к:
- Структуре и объему АООП НОО
- Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
- Результатам освоения АООП НОО
- Возрастные;
- Типологические;
- Индивидуальные особенности ;
- Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
- Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
- Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
- Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
- Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Стандарт является основой для:
- Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:
— глухих, слабослышащих, позднооглохщих;
— с тяжелыми нарушениями речи;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с задержкой психического развития;
— с расстройствами аутистического спектра.
- Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
- Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
- Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта;
- Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
- Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
- Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
- Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.
Задачи образования обучающихся с ОВЗ:
- Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
- Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- Формирование основ учебной деятельности;
- Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
- Формирование социокультурной и образовательной среды.
Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей.
Стандарт предусматривает возможность:
- Гибкой смены образовательного маршрута;
- Смены программ и условий получения образования на основе:
— комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО;
— мнения родителей, законных представителей.
Требования к Структуре АООП НОО:
1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО;
2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ:
— Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО;
— Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).
Сетевая форма освоения АООП НОО:
Использование ресурсов нескольких организаций
Структура АООП НОО
Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%
АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: — Целевой — Содержательный — Организационный
Содержательный раздел включает программы на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.
В зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение : личностных, предметных результатов.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.
Программа коррекционной работы
Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития;
Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
- Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся;
- Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).
Система условий реализации должна содержать
- Кадровые;
- Финансовые;
- Материально-технические (учебнометодическое, информационное обеспечение);
- Контроль за состоянием системы условий.
Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей
Требования к условиям реализации АООП НОО:
- Создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
- Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность;
- Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.
Требования к кадровым условиям:
Квалификация педагогических и учебновспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт.
Требования к результатам освоения АООП НОО
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам
Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.
Освоенные универсальные учебные действия.
Овладение содержанием каждой предметной и коррекционноразвивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.
Семинар для учителей начальных классов.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell.
Источник