ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
статья по коррекционной педагогике
О.М. Амелина учитель-дефектолог,
ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.
Ключевые слова: формирование, математические представления, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные дидактические пособия.
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания дошкольниками с ОВЗ качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и т.д.). В процессе продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине и количестве их пространственном расположении. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ опираюсь на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой) и одновременно развиваю их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и т.д.) и усвоения систем сенсорных эталонов (например, геометрические фигуры).
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития ребенка с ОВЗ. Учитывая незначительный опыт детей с ОВЗ, обучение идет преимущественно индивидуальным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.
В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
1 пособие «Геометрические фигуры».
— формирование знаний о геометрических фигурах и основных цветах;
— формирование способа наложения предметов к их изображениям на поле;
— соотнесение предметов с контуром;
— учить накладывать предметы один на один.
Чтобы познакомить ребенка с геометрическими фигурами, сначала показываю фигуру и называю ее. Несколько раз обвожу указательным пальцем контур фигуры, привлекая ребенка к совместному действию. Ребенок следит за движением руки взрослого, а потом сам «обводит» и называет фигуру. Затем учу соотносить геометрические фигуры с контуром (формой). Далее добавляю основные цвета. Ребенку предлагается сначала выбрать фигуры только красного цвета и соотнести их с контуром фигур. Затем добавляются другие цвета. В итоге ребенок сможет по речевой инструкции соотносить цвет и форму геометрических фигур (возьми красный круг, зеленый квадрат, желтый треугольник и т.д.).
2 пособие «Числовая гусеница».
— развивать навык счета (порядковый и обратный);
— закреплять названия и изображения цифр первого десятка;
— учить называть соседей числа.
С помощью этого пособия ребенок выкладывая цифры в ряд, тактильно и зрительно запоминает графическое изображение цифр. Педагог в этот момент называет цифру, и ребенок на слух запоминает ее название. Сразу развиваются три анализатора. Когда ребенок изучит все цифры, закрепляется порядковый и обратный счет. А так же это пособие удобно использовать, при изучении соседей числа
3 пособие «Умные машинки»
— формирование навыка счета;
— формирование знаний о выделении итогового числа;
— формирование целостного восприятия предмета.
Вначале нужно сосчитать точки на одной половинке машины, назвать итоговое число, а затем соединить с нужной цифрой. Если ребенок посчитал и соединил половинки с нужной цифрой, то получится машинка. Если ребенок не правильно сосчитал и взял не правильную цифру, то машина не получится и ребенок легко поймет, что сделал не верно. Когда машинки целые, можно выложить их по порядку от 1 до 10, также использовать обратный счет.
4 пособие «Часы».
Пособие «Часы» я использую для формирования тех же знаний, что и с пособием «Умные машинки». Пособие представляет собой циферблат с цифрами от 1 до 10. Задания могут быть разными:
— Посчитай (прямой и обратный счет);
— найди цифру (поворачивая стрелку, ребенок показывает правильный ответ);
— посчитай сколько предметов (ребенок считает и называет итоговое число, далее итоговое число соотносится с цифрой).
5 пособие «Полянки».
— соотнесение цифр с контуром;
— Формирование навыка счета;
— Учить группировать предметы по определенному признаку (цвет, форма, величина).
— формирование понятия, что каждое число обозначает определенное количество предметов.
Данное пособие многофункциональное. С его помощью можно формировать, развивать, и закреплять разные цели. Сначала ребенок учится соотносить цифру с контуром. Тактильно ощупываем контурное изображение цифры, затем накладываем ее на контур. Жираф на полянке служит для соотнесения цифры с количеством предметов. Являясь тактильной и зрительной подсказкой (1 жираф – цифра 1, 1 предмет; 2 жирафа – цифра 2, 2 предмета и т.д.). Далее ребенку предлагаются различные предметы, которые необходимо с начало сгруппировать по определенному признаку. Затем каждую группу предметов нужно посчитать и выделить итоговое число. После выделения итога предметы нужно разместить на полянках с соответствующей цифрой.
Используя эти нетрадиционные дидактические пособия в своей работе, я пришла к выводу, что у дошкольников со сложной структурой дефекта прослеживается положительная динамика усвоения элементарных математических представлений.
1. Александрова О.В. Математика для малышей. М.: Эксмо,2012. 64с.
2. Володина Н.В. Знакомлюсь с математикой. Москва Изд-во ГНОМ 2016. 47с.
3. Засим В.Н. Программа занятий по формированию элементарных математических представлений у детей, имеющих разные возможности развития. КРАСНОЯРСК 2001. 28с.
4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Снтез,2008. 136с.
5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 88с.
Источник
«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
консультация
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_ovz.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской
муниципального образования Ейский район
Консультация для воспитателей
«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как
ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной
упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу
особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для
Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и
включает формирование элементарных математических представлений на
основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие –
значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из
взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,
форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые
необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»
Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,
которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине
врожденной недостаточности или приобретенного органического
поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или
центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется
от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой
психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в
развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).
Дети с ОВ не готовы к школьному обучению по всем параметрам,
которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению,
поэтому одним из актуальных направлений работы по подготовке к школе
данной группы детей является работа по формированию элементарных
математических представлений. Поэтапное формирование математических
знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны
психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон
восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную
практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно
приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет
и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком
математическими представлениями, знаниями и умениями является
немаловажным фактором его социализации.
Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при
наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает учет
общих принципов воспитания и обучения, принятых в дошкольной
педагогике: научность, системность, доступность, концентричность
изложения материала. Учитывая психические особенности обозначенной
категории детей, многократное повторение изучаемого материала,
используемое на занятиях, в процессе выполнения домашних заданий
обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий
при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Для
повышения эффективности обучения используется интерес к
художественному слову. Отдельные занятия проводятся с использованием
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические
игры и упражнения, развивающие его три основные формы (нагляднодейственное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная,
продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию
ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности
мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр
и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы
существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире,
приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами,
что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут
ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей
будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей
действительности, они начнут осмыслять собственные действия,
прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и
причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания,
памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные
задания, способствующие их развитию.
Основной целью является формирование элементарных
математических представлений у детей с ОВЗ.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует
познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой
науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и
увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.
Виды заданий по математике
– элементарные логические игры;
– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;
– задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от
— дидактические игры, направленные на развитие пространственных
Математические развлечения — отличный способ разнообразить
– игры на пространственное преобразование;
Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший,
то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший
дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-
7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от
темпов развития ребенка, именно на них и надо ориентироваться.
Формы организации работы
– работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на
– практическая индивидуальная работа;
– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных
– математические развлечения с элементами театральной
деятельности с участием детей;
– консультирование родителей по ознакомлению с возможностью
использования математических игр.
В процессе обучения используются индивидуальные и подгрупповые
формы организации НОД.
Занятия по РЭМП у детей 4-5 лет проводятся 1 раз в неделю. Их
продолжительность составляет 15-20 минут. Занятия по РЭМП
представлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их
продолжительность составляет 20-25 минут. Занятия по РЭМП у детей 6-7
лет проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20-25
минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся согласно расписанию
по организации НОД.
Правила организации занятий
Работать с развивающими математическими заданиями совсем
нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок
получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться
правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо
дать рекомендации по его выполнению:
Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его
Исходить из интересов ребенка.
Не злоупотреблять подсказками.
Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз
говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и
Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить
частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все
задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок
вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать
– Это поможет разностороннему развитию. При организации
занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных
временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления
– Применять разные формы организации занятий: индивидуальная
работа, игры в паре или командные соревнования.
– Исходить из постепенного усложнения заданий.
– Использовать средства наглядности, которые будут привлекать
внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых
– Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской теоретико-практический семинар «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
«Линейка»- непосредсвенно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич).
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает .
Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры.
Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы.
Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование их способствует повышению качества обучения, приучает детей са.
Источник