Меню

Фэмп у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья начинается

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
статья по коррекционной педагогике

О.М. Амелина учитель-дефектолог,

ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием нетрадиционных дидактических пособий.

Ключевые слова: формирование, математические представления, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные дидактические пособия.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания дошкольниками с ОВЗ качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и т.д.). В процессе продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине и количестве их пространственном расположении. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ опираюсь на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой) и одновременно развиваю их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и т.д.) и усвоения систем сенсорных эталонов (например, геометрические фигуры).

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития ребенка с ОВЗ. Учитывая незначительный опыт детей с ОВЗ, обучение идет преимущественно индивидуальным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.

В работе с детьми со сложной структурой дефекта трудно использовать пособия или наглядный материал в бумажном или картонном вариантах, так как они могут смять его порвать и т.п. Поэтому в своей работе по формированию элементарных математических представлений я использую нетрадиционные дидактические пособия из фетра. Они практичные, долговечные, удобные, яркие, легко привлекают внимание ребенка. Данные пособия способствуют развитию разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

1 пособие «Геометрические фигуры».

— формирование знаний о геометрических фигурах и основных цветах;

— формирование способа наложения предметов к их изображениям на поле;

— соотнесение предметов с контуром;

— учить накладывать предметы один на один.

Чтобы познакомить ребенка с геометрическими фигурами, сначала показываю фигуру и называю ее. Несколько раз обвожу указательным пальцем контур фигуры, привлекая ребенка к совместному действию. Ребенок следит за движением руки взрослого, а потом сам «обводит» и называет фигуру. Затем учу соотносить геометрические фигуры с контуром (формой). Далее добавляю основные цвета. Ребенку предлагается сначала выбрать фигуры только красного цвета и соотнести их с контуром фигур. Затем добавляются другие цвета. В итоге ребенок сможет по речевой инструкции соотносить цвет и форму геометрических фигур (возьми красный круг, зеленый квадрат, желтый треугольник и т.д.).

2 пособие «Числовая гусеница».

— развивать навык счета (порядковый и обратный);

— закреплять названия и изображения цифр первого десятка;

— учить называть соседей числа.

С помощью этого пособия ребенок выкладывая цифры в ряд, тактильно и зрительно запоминает графическое изображение цифр. Педагог в этот момент называет цифру, и ребенок на слух запоминает ее название. Сразу развиваются три анализатора. Когда ребенок изучит все цифры, закрепляется порядковый и обратный счет. А так же это пособие удобно использовать, при изучении соседей числа

Читайте также:  Чем это опасно для здоровья ребенка

3 пособие «Умные машинки»

— формирование навыка счета;

— формирование знаний о выделении итогового числа;

— формирование целостного восприятия предмета.

Вначале нужно сосчитать точки на одной половинке машины, назвать итоговое число, а затем соединить с нужной цифрой. Если ребенок посчитал и соединил половинки с нужной цифрой, то получится машинка. Если ребенок не правильно сосчитал и взял не правильную цифру, то машина не получится и ребенок легко поймет, что сделал не верно. Когда машинки целые, можно выложить их по порядку от 1 до 10, также использовать обратный счет.

4 пособие «Часы».

Пособие «Часы» я использую для формирования тех же знаний, что и с пособием «Умные машинки». Пособие представляет собой циферблат с цифрами от 1 до 10. Задания могут быть разными:

— Посчитай (прямой и обратный счет);

— найди цифру (поворачивая стрелку, ребенок показывает правильный ответ);

— посчитай сколько предметов (ребенок считает и называет итоговое число, далее итоговое число соотносится с цифрой).

5 пособие «Полянки».

— соотнесение цифр с контуром;

— Формирование навыка счета;

— Учить группировать предметы по определенному признаку (цвет, форма, величина).

— формирование понятия, что каждое число обозначает определенное количество предметов.

Данное пособие многофункциональное. С его помощью можно формировать, развивать, и закреплять разные цели. Сначала ребенок учится соотносить цифру с контуром. Тактильно ощупываем контурное изображение цифры, затем накладываем ее на контур. Жираф на полянке служит для соотнесения цифры с количеством предметов. Являясь тактильной и зрительной подсказкой (1 жираф – цифра 1, 1 предмет; 2 жирафа – цифра 2, 2 предмета и т.д.). Далее ребенку предлагаются различные предметы, которые необходимо с начало сгруппировать по определенному признаку. Затем каждую группу предметов нужно посчитать и выделить итоговое число. После выделения итога предметы нужно разместить на полянках с соответствующей цифрой.

Используя эти нетрадиционные дидактические пособия в своей работе, я пришла к выводу, что у дошкольников со сложной структурой дефекта прослеживается положительная динамика усвоения элементарных математических представлений.

1. Александрова О.В. Математика для малышей. М.: Эксмо,2012. 64с.

2. Володина Н.В. Знакомлюсь с математикой. Москва Изд-во ГНОМ 2016. 47с.

3. Засим В.Н. Программа занятий по формированию элементарных математических представлений у детей, имеющих разные возможности развития. КРАСНОЯРСК 2001. 28с.

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Снтез,2008. 136с.

5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 88с.

Источник

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
консультация

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Скачать:

Вложение Размер
femp_ovz.docx 20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

Консультация для воспитателей

«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»

Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как

ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной

упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу

особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для

Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и

включает формирование элементарных математических представлений на

основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие –

значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из

взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,

форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые

необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»

Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,

которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине

врожденной недостаточности или приобретенного органического

поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или

центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется

от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой

психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в

развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).

Дети с ОВ не готовы к школьному обучению по всем параметрам,

которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению,

поэтому одним из актуальных направлений работы по подготовке к школе

данной группы детей является работа по формированию элементарных

математических представлений. Поэтапное формирование математических

знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны

психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон

восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную

практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно

приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет

и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком

математическими представлениями, знаниями и умениями является

немаловажным фактором его социализации.

Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при

наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает учет

общих принципов воспитания и обучения, принятых в дошкольной

педагогике: научность, системность, доступность, концентричность

изложения материала. Учитывая психические особенности обозначенной

категории детей, многократное повторение изучаемого материала,

используемое на занятиях, в процессе выполнения домашних заданий

обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий

при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Для

повышения эффективности обучения используется интерес к

художественному слову. Отдельные занятия проводятся с использованием

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические

игры и упражнения, развивающие его три основные формы (нагляднодейственное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная,

продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию

ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности

мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр

и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы

существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире,

приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами,

что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут

ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей

будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей

действительности, они начнут осмыслять собственные действия,

прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и

причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания,

памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные

задания, способствующие их развитию.

Основной целью является формирование элементарных

математических представлений у детей с ОВЗ.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует

познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой

науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и

увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Виды заданий по математике

– элементарные логические игры;

– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;

– задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от

— дидактические игры, направленные на развитие пространственных

Математические развлечения — отличный способ разнообразить

– игры на пространственное преобразование;

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший,

то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший

дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-

7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от

темпов развития ребенка, именно на них и надо ориентироваться.

Формы организации работы

– работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на

– практическая индивидуальная работа;

– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных

– математические развлечения с элементами театральной

деятельности с участием детей;

– консультирование родителей по ознакомлению с возможностью

использования математических игр.

В процессе обучения используются индивидуальные и подгрупповые

формы организации НОД.

Занятия по РЭМП у детей 4-5 лет проводятся 1 раз в неделю. Их

продолжительность составляет 15-20 минут. Занятия по РЭМП

представлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их

продолжительность составляет 20-25 минут. Занятия по РЭМП у детей 6-7

лет проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20-25

минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся согласно расписанию

по организации НОД.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем

нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок

получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться

правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо

дать рекомендации по его выполнению:

 Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

 Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его

 Исходить из интересов ребенка.

 Не злоупотреблять подсказками.

 Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз

говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и

Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить

частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все

задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок

вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.

– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать

– Это поможет разностороннему развитию. При организации

занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных

временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления

– Применять разные формы организации занятий: индивидуальная

работа, игры в паре или командные соревнования.

– Исходить из постепенного усложнения заданий.

– Использовать средства наглядности, которые будут привлекать

внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых

– Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской теоретико-практический семинар «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

«Линейка»- непосредсвенно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич).

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает .

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры.

Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы.

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование их способствует повышению качества обучения, приучает детей са.

Источник

Adblock
detector