Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776) и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — Стандарт).
2. Установить, что:
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Регистрационный N 35847
Установлен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт содержит требования к структуре адаптированной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Стандарт предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. На основе стандарта могут разрабатываться до 4 вариантов образовательных программ исходя из степени выраженности нарушений в развитии. Предусмотрена возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой.
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Срок освоения общеобразовательной программы составляет от 4 до 6 лет.
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно как с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях. Допускается использование сетевой формы.
Стандарт содержит дифференцированные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Лица, зачисленные до этой даты для обучения по адаптированным образовательным программам, обучаются по ним до завершения обучения.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Регистрационный N 35847
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Стандарт, утвержденный настоящий приказом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.
Источник
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения детей с ОВЗ
Елена Алекова
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучения детей с ОВЗ
Актуальность составления и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС обусловлено тем что, в России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам.
Федеральный государственный образовательный стандарт и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.
Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей.
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков, на протяжении всего школьного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей. Именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам.
Грамотно составленная адаптированная образовательная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.
ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.
I.Виды образовательных программ для детей с ОВЗ.
Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ:
-для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);
-для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.
Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС. Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей.
При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.
Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, с нарушениями аутистического спектра.
С 1 сентября 2016 года федеральными государственными образовательными стандартами предусматриваются обязательные коррекционные курсы. Они могут дополняться самостоятельно образовательной организацией с учетом ИПР и на основе рекомендаций ПМПК.
Для детей с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах вместе со сверстниками адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной программы для начального, основного или среднего общего образования.
Дети с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах отдельно от сверстников, обучение должно происходить по АООП начального, основного или среднего образования, разработанной по требованиям ФГОС для начального, основного или среднего общего образования. Поскольку образовательный процесс в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, то разработку АОП целесообразно вести на учебный год и при необходимости корректировать в ходе реализации.
Существуют варианты примерных АООП НОО, которые разработаны для отдельных категорий детей с ОВЗ: для глухих – четыре варианта; для слабослышащих и позднооглохших – три варианта; для слепых – четыре варианта; для слабовидящих – три варианта; для детей с тяжелыми нарушениями речи – два варианта; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта; для детей с задержкой психического развития – два варианта; для детей с расстройством аутистического спектра – четыре варианта.
вариант 1 – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, способных получить начальное общее образование, которое по содержанию и по срокам освоения соответствует образованию сверстников;
вариант 2 – для детей без интеллектуальных нарушений, которые вынуждены в более длительные сроки получать начальное общее образование, по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников без ОВЗ;
вариант 3 – для обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, которые не позволяют им получить начальное общее образование по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников даже в более длительные сроки;
вариант 4 – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которые не способны получить начальное общее образование даже в пролонгированные сроки.
II.Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы,как:
-запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;
-система оценки результатов освоения АООП; учебный план;
-программы по отдельным учебным предметам; программа коррекционной работы; программа духовно-нравственного развития; программа формирования УУД;
-программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни; программа внеурочной деятельности;
-условия реализации АООП.Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.
В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.
Пояснительная записка содержит:
-подходы и принципы формирования АООП НОО;
-психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;
-особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, отражают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. [2]
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.
Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:
-характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;
-содержание учебного предмета или коррекционного курса;
-тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;
-описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.
Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.
Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.
Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.
Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.
Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи.
В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ. При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития. В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.
Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.
Содержание обязательной части определяется,исходя из варианта:
-для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;
-для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.
Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.
Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности. Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО.
Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы. Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.
И так, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Дидактические игры своими руками как средство обучения детей с ОВЗ Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким.
Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ Индивидуально — образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ. Составлен и проведен учителем — дефектологом Ивановой Н. А. ГБДОУ №13.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ 1. Общие сведения о ребенке: Психолого-педагогическое представление: Ф. И. О. ребенка,.
Конспект открытого показа НОД «Чей зонтик» для детей с ОВЗ третьего года обучения Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое».
Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают.
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов» Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.
Тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.
Источник