Министерство
здравоохранения Кузбасса
Документы
Нормативные правовые документы
Тексты нормативных правовых актов, изданных департаментом
Проекты нормативных правовых документов
Тексты проектов правовых актовых актов департамента
Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Порядок обжалования нормативных правовых актов и решений департамента
Проекты и программы
Программы и проекты, участниками которых являются департамент и подведомственные ему организации
Информация о результатах проверок, проведенных в департаменте
Сведения о проверках, проведенных в департаменте
Планы и результаты проверки медицинских организаций ДОЗН
Сведения о проверках , проведенных департаментом в пределах своей компетенции
Порядок организации проверки ДОЗН
Содержит приказ об организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Обработка и защита персональных данных
Политика Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в области обработки и защиты персональных данных
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и документы по ОМС
Сведения о Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Общие правила поведения при посещении массовых мероприятий
Общие правила поведения при посещении массовых мероприятий.
Источник
Министерство
здравоохранения Кузбасса
Часто задаваемые вопросы
Нормативно-правовые основы работы с обращениями граждан
Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, закрепляет за гражданином право на обращение лично, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33Конституции РФ). Правоотношения, связанные с реализацией указанного права регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в частности законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Порядок рассмотрения обращений граждан установленный данным Федеральным законом распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными законами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Как реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь?
Правительством Российской Федерации, начиная с 1998 года, утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – Программа), которой предусмотрены механизмы реализации конституционного права граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с положением части 1 ст. 41 Конституции РФ.
В соответствии с Программой, Кемеровская область ежегодно утверждает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на:
обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом 5 Территориальной программы);
профилактические медицинские осмотры (дети от 0 до 17 лет включительно) и диспансеризацию – определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), в том числе работающие и неработающие граждане, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме;
медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом – несовершеннолетние;
медицинские осмотры при поступлении в образовательные учреждения лиц до 18 лет включительно и в период обучения в них, а также студентов профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования до 18 лет при прохождении ими производственной практики и получении допусков в образовательные организации после отпускного периода;
диспансеризацию – пребывающие в стационарных учреждениях дети-сироты и дети, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью;
диспансерное наблюдение – граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями;
пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка – беременные женщины;
неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний – новорожденные дети;
аудиологический скрининг – новорожденные дети и дети первого года жизни.
Что такое врачебная тайна?
Согласно ФЗ от 01 ноября 2011года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,Ст.13. «Соблюдение врачебной тайны»:
— сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;
— не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей;
— с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований;
— предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю.
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Какой порядок определения группы инвалидности?
Общий порядок установления инвалидности определен «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95.
Вопрос установления инвалидности решается в ходе освидетельствования в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Направление на медико-социальную экспертизу:
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направить на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функции организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится:
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном и Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро (главного бюро), а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Гражданин может быть повторно (до истечения срока переосвидетельствования) направлен на медико-социальную экспертизу в связи с изменением состояния здоровья после проведения необходимых диагностических, лечебных мероприятий.
В случае если в медицинской организации отказано гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Более подробную информацию можно получить в федеральном казённом учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» Минтруда России по адресу: 650991, ГСП-1, Кемеровская область, г.Кемерово, Октябрьский пр-т, 2б, (3842) 45-47-30 (приёмная руководителя),электронная почта учреждения: kem_mse_buh@rambler.ru
Как обжаловать решение медико-социальной экспертизы?
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Какие обследования необходимо пройти перед планированием беременности?
При планировании беременности Вам необходимо посетить врача акушера-гинеколога женской консультации, который составит Вам индивидуальный план обследования с учетом возраста, перенесенных заболеваний, наследственности, репродуктивной функции и т. д., а так же выдаст Вам направления на лабораторные обследования и консультации специалистов.
Кроме того, необходимо провести обследование Вашего партнера на ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С, туберкулез и посетить уролога-андролога.
Для чего выдается родовой сертификат беременной?
Родовой сертификат является документом дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, дающим право на оплату услуг по медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения в период беременности и родов, способствует материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи. Родовой сертификат позволяет женщине в полной мере реализовать свое право выбора учреждения здравоохранения, а также получить квалифицированную и качественную медицинскую помощь в период беременности и родов.
Должна ли беременная обеспечиваться в женской консультации лекарственными средствами бесплатно?
Обеспечение в женской консультации медикаментами женщин в период беременности осуществляется на основании талона №1 родового сертификата из средств на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь в размере 20-33% от суммы перечисленных средств (3,0 тыс. рублей). Таким образом, на лекарственное обеспечение беременных в женской консультации по талону №1 родового сертификата выделяется сумма от 600,0 до 990,0 рублей.
Обеспечение лекарственными препаратами за счет средств родовых сертификатов возможна с момента получения родового сертификата , то есть с 30 недель беременности. Беременные женщины обеспечиваются лекарственными препаратами, назначаемыми по медицинским показаниям, а не с профилактической целью, входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.03.2007 №376р
Имеется ли в Кемеровской области возможность проведения ЭКО при лечения бесплодия бесплатно?
В Кемеровской области лечение бесплодия с применение ЭКО за счет средств ОМС проводится при наличии полиса обязательного медицинского страхования в ГАУЗ КО «Новокузнецкий перинатальный центр», ООО «Медицинский центр «Надежда», г.Кемерово, ООО «Медиа-Сервис», г.Новокузнецк, ООО «Медика-2», г.Новокузнецк, а так же в учреждениях здравоохранения других регионов Российской Федерации, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, имеющих лицензию на право осуществления медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Перечень необходимых документов: направление врача женской консультации по месту жительства с результатами обследования, согласно приказа Минздрава РФ от 30 августа 2012 года №107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»; страховой полис ОМС и паспорт.
Как получить высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)?
Решение о направлении в медицинскую организацию, оказывающую ВМП принимает врачебная комиссия поликлиники, осуществляющей наблюдение пациента. Для решения вопроса о необходимости оказания ВМП потребуется обратиться к лечащему врачу (участковый врач- терапевт, педиатр). Основанием для оказания ВМП является заключение комиссии медицинской организации, оказывающей ВМП.
Какой препарат может выписать врач по федеральной льготе?
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в состав которой входит лекарственное обеспечение. Назначение лекарственных препаратов и выписка льготных рецептов при амбулаторном лечении осуществляется по результатам осмотра пациента, исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в рамках перечня лекарственных препаратов, утвержденного на федеральном уровне. В настоящее время перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года №2323-р.
Может ли аптека отпустить другой препарат, вместо выписанного врачом по льготному рецепту?
Выписка и отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан строго регламентированы приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года №785 «О порядке отпуска лекарственных средств» при отпуске лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного лекарственного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечной организации может осуществлять синонимическую замену лекарственного средства. То есть отпустить тот же препарат, содержащий те же действующие вещества в соответствующих дозировках, но выпущенный другим производителем под другим торговым наименованием.
Где можно узнать информацию о фальсифицированных лекарственных препаратах?
С информацией о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных препаратов можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения ( www.roszdravnadzor.ru )
Можно ли восстановить право на получение набора социальных услуг, если ранее было подано заявление на получение денежной компенсации?
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» каждый гражданин вправе самостоятельно выбирать наиболее приемлемую для себя форму получения государственной социальной помощи — денежную или натуральную. Предусмотрена возможность отказа от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации полностью или частично. Для этого достаточно подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 октября текущего года. Но принимать такое серьезное решение надо очень обдуманно. Особенно это касается тех, кто болен онкологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, почечной недостаточностью.
По сути, переход от бесплатных препаратов к денежной компенсации для граждан означает резкое снижение качества жизни — месячный курс лечения большинства заболеваний стоит намного дороже.
Учитывая значимость вопроса, действующим законодательством предусмотрен также механизм возврата к получению набора социальных услуг. Для этого необходимо до 01 октября текущего года подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, о возобновлении права получения набора социальных услуг (полностью или частично). Это право будет восстановлено с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.
Каков срок действия льготного рецепта?
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы №148-1/у-04 (л) и формы №148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки.
В случае выписки таких рецептов гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам, рецепты действительны в течение трех месяцев со дня выписывания. Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.
Куда пожаловаться на качество медицинской помощи?
Основной стратегический приоритет здравоохранения Кемеровской области – обеспечение права каждого жителя нашего края на получение качественных и доступных медицинских услуг, независимо от места его проживания.
Но если Вы остались недовольны оказанной медицинской помощью, то существует несколько путей решения возникшей проблемы.
Прежде всего, Вы можете обратиться к главному врачу медицинского учреждения, где Вы проходили обследование или лечение, который не только несет профессиональную ответственность за поведение сотрудников и организацию медицинского обслуживания, но и гарантирует качество оказываемых медицинских услуг.
Если Вам не смог помочь главный врач, звоните на «горячую линию» департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (тел. 58-43-56).
В случае неудовлетворенности качеством медицинской помощи Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис обязательного медицинского страхования — телефон и адрес указаны на бланке полиса. Полис ОМС является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме программы государственных гарантий. Одной из основных задач страховой медицинской организации является защита прав и интересов застрахованных граждан, контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи.
Здравоохранение Кемеровской области постоянно совершенствует систему оказания качественной и доступной медицинской помощи, поэтому «обратная связь» с жителями и гостями региона является действенным механизмом в достижении этой цели.
Как осуществить право пациента на выбор врача?
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
В настоящее время действующее законодательство предусматривает также право на выбор врача и медицинского учреждения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №323) в ст. 10 устанавливает возможность выбора медицинской организации и врача в качестве способа обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
Пациент вправе выбирать врачей и медучреждение (поликлинику, больницу), где лечиться по полису обязательного медицинского страхования. В медучреждении гражданин вправе не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) выбирать: врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Праву на выбор врача и медицинской организации посвящена статья 21 Федерального закона №323. Реализация указанного права осуществляется в зависимости от вида медицинской помощи и порядка ее предоставления. Так, часть 1 статьи 21 Федерального закона №323 устанавливает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача — с учетом согласия врача. Таким образом, для реализации указанного права помимо волеизъявления пациента необходимо наличие двух составляющих — утвержденного порядка и согласия врача.
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года №406н.
Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.
При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.
Источник