Меню

Факультативные формы обучения по формированию зож

Факультатив по ЗОЖ
календарно-тематическое планирование на тему

Факультатив по ЗОЖ для учащихся начальной школы

Скачать:

Вложение Размер
fakultativ_po_zozh.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье»

для обучающихся 1-4 классов.

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье» начинается с первого класса и рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33ч + 1ч резерв. Программа подразделяется на 6 самостоятельных разделов. В каждом классе темы разделов повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждый из разделов рассматривался более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.

Данный курс вооружает учащихся знаниями о культуре здоровья, элементарными приемами здорового образа жизни.

Основные цели курса:

  • формирование представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • формирование основ ЗОЖ;
  • формирование осознанного стремления выполнять правила личной гигиены и ЗОЖ;
  • углубление представлений о детском организме, ухода за ним, своих личностных качествах и достоинствах;
  • формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним;
  • расширение и систематизация представлений учащихся по организации безопасности жизни.

Цели факультативного курса конкретизируют следующие задачи :

  • ознакомление с основами формирования ЗОЖ;
  • формирование представлений о необходимости бережного отношения к своему здоровью в период роста;
  • формирование навыков оценки своего физического состояния;
  • формирование навыков здоровьесберегающего поведения;
  • обогащение знаниями, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности;
  • формирование основ межличностного общения в детском коллективе;
  • развитие познавательной активности, наблюдательности, умения слушать других, излагать и обосновывать свою точку зрения.

Занятия проводятся в форме факультативного занятия с использованием профилактических методик, применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, использованием таких средств учебной деятельности как учебная и ролевая игра, инсценировка, викторины, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, самомассаж (с элементами пальчиковой гимнастики) и т.д.

Программа факультативного курса «Я и мое здоровье»

Введение понятий «настроение», «эмоции», «чувства». Способы проявления эмоций и чувств. «Карта настроений». Элементарные приемы снятия эмоционального напряжения.

Влияние здорового образа жизни на состояние здоровья человека. Общее понятие об организме человека. Осанка. Общее понятие о ротовой полости, уход за зубами. Органы зрения, гимнастика для глаз. Профилактика инфекционных и простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний. Режим труда и отдыха. Подвижные игры.

«Пассивное» курение. Осторожно – спиртное!

Гигиена питания. Культура поведения за столом – сейчас и в прошлом. Режим питания школьников. Значение витаминов для организма человека. Животная и растительная пища. Предупреждение пищевых отравлений.

Взаимоуважение и вежливое отношение между одноклассниками. Общение в форме игры. Этикет движений при общении. Моя семья – дружба, взаимопонимание. Этикет общения с родителями.

  1. Основы безопасности и профилактика детского травматизма. (4ч)

Безопасное поведение на дорогах. Обязанности пассажиров. Причины домашнего травматизма. Ожоги и их предупреждение. Электротравмы. Укусы змей, насекомых, животных.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать :

  • что такое «настроение», «эмоции», «чувства»;
  • элементарные приемы, помогающие снять эмоциональное напряжение;
  • что такое «осанка»;
  • правила личной гигиены;
  • о вреде табачного дыма;
  • о значении «живых» витаминов для организма человека;
  • ПДД и поведение в экстремальных ситуациях (ожоги, электротравмы, укусы насекомых, животных);
  • этикет общения с одноклассниками и родителями.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь :

  • общаться с одноклассниками доброжелательно, употребляя вежливые слова;
  • понимать разные эмоциональные состояния людей, проявляющихся в мимике, жестах, интонации;
  • выполнять комплекс физических упражнений по формированию правильной осанки;
  • соблюдать правила гигиенического приема пищи и правила личной гигиены;
  • соблюдать ПДД.

Тематическое планирование факультативного курса «Я и мое здоровье»

Источник

«Активные формы обучения как средства формирования здорового образа жизни»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Выступление на МО классных руководителей по теме:

«Активные формы обучения как средства формирования здорового образа жизни»

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «Культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.

Одной из целей воспитательной работы классного руководителя является (с учётом новых стандартов образования) подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья.

Сохранение здоровья школьников – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях — от программно-нормативного до проведения отдельного урока — позволит решить задачу по формированию культуры здорового образа школьников.

Формирование ЗОЖ через всесторонне взаимодействие:

Администрации школы (нормативно – правовые акты, распоряжения, планы и программы);

Педагогический коллектив (проведение физкультминуток – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности, во время урока, цель: активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала, введение в курс изучения некоторых предметов задач и упражнений, нацеленных на формирование ЗОЖ, например русский язык – тексты, содержащие определённую информацию, решение задач по биологии и химии, география, история и др.)

Социум (работа с общественными и специализированными организациями, СМИ, Интернет и др.)

Сам учитель должен уметь:

Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления

Владеть основами здорового образа жизни

Прогнозировать развитие своих учеников

Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение учеников

Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления

Личным примером учить учеников заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.

Работа классного руководителя по формированию ЗОЖ

С использованием следующих форм и методов:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

классные часы, ЦЕЛЬЮ классных часов по этой теме является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Представить детям объективную информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения данной проблемы.

Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению, уметь анализировать свои желания и их последствия.

Научить детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения.

беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;

ч итательские конференции помогают расширить кругозор обучающихся, и усвоить нормы и принципы нравственности;

мини-лекции используется как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций целесообразно приглашать специалистов: врачей, сотрудников ГИБДД и милиции, пожарной службы.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;

приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;

воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;

тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;

круглый стол , данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы и т.д.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение;

Говорит и слушать;

принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.

Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение класса;

повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.

Класс на уроке или группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.

Исследовательские проекты — организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.

Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.

Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.

Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.

Внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний .

Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся,

которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.

1возрастная группа 1-6 классы

Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)

Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):

— Как противостоять приглашению попробовать закурить?

Сейчас ребята разыгрывают ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).

Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).

А . Давай закурим!

Б. Меня родители увидят.

А . А мы отойдем за угол.

Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

А . Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

Б . А я “наши” сигареты не курю.

А. У меня иностранные.

Б . А я от спичек не прикуриваю.

А . А у меня зажигалка.

Б . Нет, меня родители увидят.

А. Мы пойдем в подвал.

Б. В замешательстве и не знает, что ответить.

— Кто победил, кто был убедительнее ? (А)

Что можете сказать про участника (Б)?

(По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я НЕ ХОЧУ”, – аргументы Б сумбурны и не существенны.)

Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем .

Давайте посмотрим другой пример. (Участники Е. и Ж.)

Е . А что тогда сюда пришел?

Е . Ну, тогда иди отсюда!

Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.

— А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?

(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)

2 возрастная группа 7-9 классы

Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)

Игра «Брось сигарету!»

5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги? (НИКОТИН)

10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение? (У курильщиков ухудшается память)

15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.

20 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его? (Угарный газ)

25 баллов. Что такое “пассивное курение”? (Пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение).

5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца? (Курение и употребление алкоголя).

10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения? (Укрепляется сердечнососудистая мышца).

15 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут? (После каждой выкуренной сигареты).

20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.

25 баллов. Как курение влияет на работу сердца? (1 – замедляет его работу; 2 – заставляет учащенно биться; 3 – не влияет на его работу).

5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме? (1 – 20-30; 2 – 200-300; 3 – свыше 300).

10 баллов. Сектор “Кот в мешке”. Что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (Зубы желтеют)

15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.

20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.

Источник

Читайте также:  Газета зож за 2002 год про солевые повязки
Adblock
detector