Меню

Факультатив зож для 5 класса

Рабочая программа факультатива ОБЖ в 5 классе
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Рабочая программа факультатива по ОБЖ в 5 классе

Скачать:

Вложение Размер
5_klass_fakultativ.doc 150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Смоленска

на педагогическом совете

протокол от ___ ________ 2015 №__

Директор МБОУ «СШ №1»

___________ Н.А. Пронченкова

приказ от ___ _______ 2015 №_______

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 5А, 5Б КЛАССАХ

Туровой Елены Валерьевны,

первой квалификационной категории

2015/2016 учебный год

Настоящая рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5 класса, составлена на основе:

— Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2012 г».)

— Учебника авторов А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. ФГОС», Москва, Просвещение, 2012.

— Учебного плана МБОУ «СШ №1» города Смоленска.

В учебном плане МБОУ «СШ №1» города Смоленска на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего образования в условиях реализации ФГОС строится так, чтобы были достигнуты следующие цели :

  • формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования;
  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности независимо от его профессиональной деятельности: умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению,
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  • приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания: ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сотрудничества, безопасного поведения в повседневной жизни;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач , как:

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Общая характеристика факультативного спецкурса

Основными целями изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе являются:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и ЧС в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс с учетом реальных особенностей в области безопасности Смоленской области, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики учебного предмета;
  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 классе.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного спецкурса

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • формирование антиэкстримистского мышления и антитеррористического поведения.
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  1. В познавательной сфере:
  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • о здоровом образе жизни;
  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
    умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
  1. В коммуникативной сфере:
  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
  1. В эстетической сфере:
  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
  1. В трудовой сфере:
  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь.
  1. В сфере физической культуры:
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Планируемые результаты изучения факультативного спецкурса

  • формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • формировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей,
  • формировать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
  • применять приемы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Содержание факультативного спецкурса (34 часа)

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (17 часов)

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Тема 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Город как среда обитания

Понятие город. Классификация городов. Опасные ситуации в городе.

Тема 2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Отличия городской квартиры от деревенского дома. Преимущества наличия бытовых приборов. Правила эксплуатации газовой плиты.

Тема 3. Особенности природных условий в городе

Лесопарки. Водоемы. Экологическая обстановка.

Тема 4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Города и социальная среда. Ваши взаимоотношения с окружающими людьми. Правила безопасного поведения на улице.

Тема 5. Безопасность в повседневной жизни

Понятия опасная ситуация, чрезвычайная ситуация. Группы опасных ситуаций. Группы чрезвычайных ситуаций. Основные службы. Правила их вызова.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера (8 часов)

Тема 6. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Элементы дороги. Регулирование дорожного движения. Регулировщик. Светофор.

Тема 7. Дорожные знаки

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополн6тельной информации (таблички).

Тема 8. Квест-игра «Дорожные знаки»

Игра-конкурс на знание дорожных знаков, их изображение и предназначение.

Тема 9. Пешеход. Безопасность пешехода

Обязанности пешехода. Меры безопасности при движении пешеходов по дорогам. Безопасный маршрут «дом-школа-дом».

Тема 10. Пассажир. Безопасность пассажира

Безопасное поведение в транспорте. Опасные ситуации в транспорте.

Тема 11. Водитель

Понятия водитель, транспортное средство. Группы транспортных средств. Безопасность велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда. Запреты для велосипедиста. Обязанности велосипедиста.

Тема 12. Пожарная безопасность

Понятие пожар. Правила пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожарах: пожар в квартире; пожар на балконе; пожар в подъезде; пожар в кабине лифта.

Тема 13. Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Безопасное обращение с электричеством. Безопасное обращение с бытовым газом. Меры безопасности при пользовании в доме водой. Безопасность и компьютер.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

Тема 14. Погодные явления и безопасность человека

Гроза. Признаки приближения грозы. Безопасное поведение во время грозы. Гололед. Правила передвижения по улице в гололед. Снежный занос и метель. Безопасное поведение во время метели и пурги.

Тема 15. Безопасность на водоемах

Правила безопасного поведения на воде. Что нельзя делать на водоемах. Безопасность на замерзших водоемах. Признаки прочности льда.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)

Тема 16. Чрезвычайные ситуации природного характера

Землетрясение. Наводнение. Ураганы, бури, смерчи. Оползни, сели, обвалы.

Тема 17. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Радиационно опасные объекты. Пожаровзрывоопасный объект. Химически опасный объект.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (7 часов)

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 часа)

Тема 18. Антиобщественное поведение и его опасность

Криминогенные ситуации. Правила личной безопасности.

Тема 19. Обеспечение личной безопасности дома

Правила безопасного поведения дома. Правила безопасного поведения, предупреждающие нападения в лифте. Правила безопасного поведения при разговоре по телефону звонок в дверь. Нападение в подъезде.

Тема 20. Обеспечение личной безопасности на улице

Рекомендации по безопасному поведению на улице. Рекомендации по безопасному поведению в общественных местах, где проводятся массовые мероприятия. Рекомендации по безопасному поведению в толпе.

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа)

Тема 21. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

Современный терроризм и его сущность. Политический терроризм. Терроризм, использующий религиозные мотивы. Криминальный терроризм. Националистический терроризм. Технологический терроризм.

Тема 22. Виды экстремистской и террористической деятельности

Экстремистская деятельность. Террористическая деятельность. Федеральный закон «О противодействии терроризма».

Тема 23. Виды террористических актов и их последствия

Виды террористических актов, при которых возможны наибольшие потери, и их последствия. Признаки, свидетельствующие о возможном взрыве. Правила поведения при обнаружении бесхозной вещи со взрывным устройством. Поведение после взрыва. Правила поведения в случаях захвата в заложники. Ложные сообщения о терактах.

Тема 24. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение в террористической деятельности

Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи УК РФ, в которых предусмотрено уголовное наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 часов)

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

Тема 25. О здоровом образе жизни

Понятия здоровье, здоровый образ жизни, режим. Режим дня школьника.

Тема 26. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

Понятие двигательная активность. Основные физические качества. Закаливание.

Тема 27. Рациональное питание. Гигиена питания

Углеводы. Жиры. Белки. Витамины. Минеральные вещества. Вода. Правила приема пищи.

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

Тема 28. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Курение табака. Алкоголь. Наркомания и токсикомания.

Тема 29. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

Игра по станциям, направленным на соблюдение здорового образа жизни

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания (4 часа)

Тема 30. Первая помощь при различных видах повреждений

Последовательность оказания первой помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Аптечка первой помощи дома.

Тема 31. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

Понятие ушиб. Причина ушиба. Первая помощь при ушибах мягких тканей. Признаки попадания в ссадину инфекции.

Тема 32. Первая помощь при отравлениях

Общие правила оказания помощи при отравлениях. Правила оказания первой помощи при отравлении никотином. Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом.

Тема 33. Игра – конкурс «Скорая помощь»

Конкурс на знание правил оказания первой помощи

Обобщение (1 час)

Тема 34. Обобщение по факультативному спецкурсу ОБЖ за 5 класс. Правила безопасного поведения во время летних каникул

Повтор основных понятий, правил и законов безопасного поведения. Правила поведения на воде. Правила поведения в лесу. Первая помощь при укусах насекомых. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах.

Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, компьютерные презентации.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности 5 класса.

  1. Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2012 г».)
  2. Учебник авторов А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. ФГОС», Москва, Просвещение, 2012.

http //www.edu.ru — Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru — Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http://www . school — collection . edu . ru / catalog / res / — Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов.

http://www . edu — navigator . ru / cat /11500/1 — Каталог ресурсов по ОБЖ.

http://www.а festival .1 september . ru / subjects /12 — Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ.

Календарно-тематическое планирование факультативного спецкурса

по основам безопасности жизнедеятельности, 5 класс,

(1 час в неделю, всего 34 часа) УМК А.Т. Смирнова)

Раздел /Тема урока

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (17 часов)

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Введение. Инструктаж по ТБ. Город как среда обитания

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Особенности природных условий в городе

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Безопасность в повседневной жизни

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера (8 часов)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Источник

Читайте также:  Речевки зож для школьников
Adblock
detector