Философия здоровья человека.
Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Считаем, что такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых устойчивых и долговременных результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном социальными противоречиями экономического, политического, духовного плана и пр. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы — общества (государства, социального слоя и т.п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы — на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, полагаем, что рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяем три основные блока философии здоровья: философию человека, или гомовалеологию, философию общества, или социовалеологию, и философию природы планеты, или геовалеологию.
Ф. Бэкон (1561—1626) относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье — немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь».
60. Философско – этические проблемы в медицине (биоэтика).
Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков — их отношение к жизни, здоровью, страданию, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей искусству избавления от страданий.
в Месопотамии высокий уровень врачебной этики поддерживался не только значительными размерами вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к врачам, нарушающим медицинский этикет. В Древней Персии медикам законодательно предписывалось не только постоянно овладевать профессиональными навыками, совершенствовать знания, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484-424 до н.э.), посетившего Египет в V веке до новой эры, в египетской медицине наряду с химическими, физическими и биологическими методами лечебного воздействия на больного весьма широко использовались морально-этические, в частности словесные, мимические и пантомимические. Древнегреческая медицина в ходе своего развития переняла многие мораль-но-этические достижения месопотамской, персидской и египетской практической медицины.
Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя Гиппократа «не навреди» (поп посеге), обращенный ко всем медикам. Аристотель считал, что сама культура дала людям уникальное оружие — интеллектуальную силу, но они нередко использовали это оружие не по назначению. Человек без нравственных устоев представляет собой существо дикое и несчастное.
Можно припомнить немало случаев из медицинской практики, когда неосторожное слово врача во время беседы с пациентом причиняло последнему сильную душевную боль, а иногда наносило и физический ущерб. Для обозначения этого явления в медицине существует даже специальный термин — «ятрогения». С ним связывают ныне практически все неправильные действия врача. Некоторые медики считают, что следует отражать в историях болезни все осложнения, которые были так или иначе вызваны словом или действием врача. Но это не совсем правомерно с морально-психологической точки зрения, ибо может сковать всякую врачебную инициативу.
Английский философ И. Бентам (1748-1832) первым предложил обозначать медицинскую этику термином «деонтология», для указания на нравственное долженствование врача. Уже тогда ее принципы стали применяться при оценке наиболее сложных межличностных взаимоотношений медиков и пациентов, с учетом морально-этических традиций. Позже термин «деонтология» стал преимущественно медицинским, выражающим разнообразные формы этических требований к медицинским работникам при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Источник
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблемы философии медицин
Проблемы философии медицины занимают сегодня в отечественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медицины все еще не наступил звездный час признания ее некой завершенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т. д.). Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные частицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило ученых-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молекулах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут решаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А. Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины в XXI веке не может быть эффективного врачевания. А для этого необходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией. Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интеллектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и многие другие. Философия медицины имеет прямое отношение абсолютно ко всем сферам познания феномена человека (его организма, души, воли, совести и т. д.). Что же касается теоретического медицинского знания, то здесь роль философии исключительно важна, прежде всего — в сфере углубленного осмысления целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с теоретической медициной двумя ключевыми функциями.
Первая функция — методологическая. Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция — аксиологическая. Она связана с внутренней этико-смысловой и социально-нравственной установкой, данной медику как хранителю здоровья.
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины: 1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования, сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вышесказанное позволяет утверждать, что центральной методологической проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.
2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях. 3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными. Философская проблема здорового поведения человека включает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья — вот правильная методологическая установка, которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем. 4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения теории антропогенных потребностей в современных условиях определяется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоровья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа самоосуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирования у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики. 1. Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят оттого, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)».
19.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Эпоха нового времени — время классического периода в европейской философии. Это время создания оригинальных философских учений, отличавшихся чёткостью аргументации и стремлением приблизиться к научной чёткости в решении поставленных задач. Начало эпохи (XVII в.) — время ранних буржуазных революций, сопровождавшееся установлением новых экономических отношений и сменой акцентов. Знание впервые чётко осознаётся в качестве производительной силы,и,следовательно, повышается статус научного знания.
Вместе с тем, перед философией встаёт проблема обоснования научного познания в качестве метода исследования природа. Требуется разработка принципов научного познания, его методов и их обоснования. Всё это определяет ведущую роль гносеологии в философской проблематики эпохи. Однако теория познания по — прежнему не расстаётся с традициями онтологизма (рассмотрение мышления как способности отразить объективные свойства бытия), что во многом определяется практической, онтологической направленностью самого научного познания. Проблемы онтологии были в центре внимания и предшествующей философии; в XVII веке онтологические проблемы — это проблемы субстанций -объективной реальности, рассматриваемой со стороны её внутреннего единства. Существенную эволюцию претерпевает философская антропология, что в первую очередь связано с онтологическим выделением субъекта в философии Р. Декарта в связи с его теорией познания и разработкой проблем общественной эволюции человека с позиций разума и свободы в исследованиях Спинозы, Локка, Гоббса.
Разработка методологических проблем медицины
Анализ советской и зарубежной литературы за последние полвека, в которой рассматриваются философские проблемы медицины (в том числе вопросы диалектики в медицине), свидетельствует о том, что разработка методологических проблем медицины сейчас резко усилилась.
Врачебное мышление все в большей степени не может обойтись без философии, ибо для своего развития медицина
требует синтетического изучения человеческого организма и объективных закономерностей его функционирования как
в норме, так и в патологии.
На медицинские науки целиком распространяется известное положение В. И. Ленина о том, что современное
естествознание никак не может обойтись без философских выводов и обобщений. А медицина к тому же сталкивается с
разрешением не только биологических, но и социальных проблем.
Однако в результате слабого ознакомления зарубежных медиков с философией, особенно с марксистской, среди них
распространены идущие еще от Клода Бернара позитивистские настроения. Некоторые медики считают, что их наука
будто бы не требует какой бы то ни было философской системы.
В то же время воинствующие идеалисты из числа неотомистов (Г. Веттер), экзистенционалистов (К. Ясперс), а также
неопозитивистов (Л. Кинг) ведут активное наступление на материалистические позиции в медицине, что требует от нас
повышения партийности и бдительности в отстаивании наших методологических позиций.
Критический обзор литературы показывает, что вклад, внесенный советскими медиками и философами в разработку
философских вопросов медицины, хотя и значителен, но еще недостаточен.
Общее понятие о категориях.
Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.
Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и т.д. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точно так же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием, сущностью и явлением, взаимодействием, развитием и т.д.
Источник