Меню

Факторы здоровья человека естествознание

«Здоровье и работоспособность человека» реферат
материал по естествознанию на тему

Глава 1. Понятие и определение здоровья.

1.1. Определение здоровья ВОЗ.

1.2. Понятие здоровья в естествознании.

Глава 2. Работоспособность человека. Валеология.

2.1. Работоспособность человека.

Глава 3. Современные исследования проблемы здоровья долголетия человека.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_i_trudosposobnost.docx 28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет»

на тему «Здоровье и работоспособность человека»

Выполнила: студентка 1 курса Л.Г. Белугина

заочного отделения факультета психологии

Проверила: Д.В. Прокофьева

Глава 1. Понятие и определение здоровья.

  1. Определение здоровья ВОЗ.
  2. Понятие здоровья в естествознании.

Глава 2. Работоспособность человека. Валеология.

2.1. Работоспособность человека.

Глава 3. Современные исследования проблемы здоровья долголетия человека.

Глава 1. Понятие и определение здоровья.

  1. Определение здоровья ВОЗ.

Больше всего на свете люди хотят иметь хорошее здоровье. Здоровье – это проблема номер один. Отлично, но пробовали ли вы определить, что же все-таки означает здоровье?

В 1947 году Всемирная организация здравоохранения, основанная по инициативе ООН, предложила краткую формулировку термина «здоровье». Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния. Оказывается, каждый человек рождается на свет с определенным запасом жизненной энергии, которой и определяется его жизненная роль. Этот запас у людей разный.

Жизненная энергия, которую мы получили при рождении, подобна банковскому денежному вкладу, который мы можем расходовать по своему желанию, но который мы никогда не сможем пополнить. Только постоянный контроль над ее расходами поможет нам разумно использовать это сокровище.

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Это определение можно рассматривать как идеализированное , но оно дает возможность увидеть широкий смысл понятия «здоровье».

Разновидностью такого подхода можно считать определение здоровья как биологического и социального благополучия (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997). Биологическая сущность заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п. Проявления социальной функции осуществляются на биологической основе с привлечением высших ступеней организации личности – психических и духовных качеств. (Г.А. Апанасенко, 2003).

Анализ сущностных характеристик здоровье позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровья как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ».

ВОЗ определяет здоровье через слово-синоним. Здоровье – это благополучие. По мнению ВОЗ первичным параметром здоровья считаем продолжительность здоровой жизни, вторичными по отношению к нему – уровень доходов и уровень образования.

  1. . Понятие здоровья в естествознании.

Современное естествознание рассматривает человека как целостный природный и социокультурный феномен.

Здоровье человека во многом связано с эволюционно-экологическими основами его психофизической деятельности. Ритмы жизни, урбанизация, миграция, современные биосферо-ноосферные экологические изменения в целом предъявляют к людям новые требования. Формируются генофенотипические свойства, которые наиболее адекватно отвечают современным психофизиологическим, социальным потребностям жизни.

Более ста лет назад выдающийся французский биолог и медик К. Бернар выдвинул идею единства здоровья и болезни и, по существу, обосновал учение о гомеостазе.

Утверждая единство здоровья и болезни, великий естествоиспытатель писал: «Физиология болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсолютно тождественны с законами, управляющими функциями жизни в здоровом состоянии».

И. В. Давыдовский , по-видимому, был глубоко прав, полагая, что здоровье и болезнь – это два качественно различных феномена , которые могут сосуществовать в индивидууме. В частности, ученый высказал правильное утверждение: сам организм (его центральная нервная система) может быть организатором патологических процессов.

Подобно тому, как мрачные мысли могут вывести вас из строя, так светлые и добрые помогут сохранить наилучшее здоровье.

Напоминание о том, чего необходимо избегать и к чему следует стремиться:

— сотрудничайте с природой в ее стремлении восстановить нарушенный баланс и гармонию в системах организма;

— изучайте все, что можно, о природных средствах лечения;

— свежий воздух, солнечный свет, умеренность, отдых, физические упражнения, вода и правильное питание – необходимые факторы здоровья и долголетия;

— деятельность – закон всего нашего существования, бездеятельность – причина болезней.

Глава 2. Работоспособность человека. Валеология.

2.1. Работоспособность человека.

Что такое работоспособность? Обычно отвечают – это способность к выполнению работы.

С физиологической точки зрения, работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ – физической и умственной – различают физическую и умственную работоспособность.

Работоспособность — способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности.

Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности:

а) актуализированную — реально существующую в данный момент;

Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия).

б) резервную. Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности :

— ф аза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием.

— фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда.

— при выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации , сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями – учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию срабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Сезонные колебания работоспособности заметили давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

А как влияет на работоспособность возраст ? Установлено, что:

— в 18–29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов;

— к 30 годам она снижается на 4%;

— к 40 – на 13, к 50 – на 20;

— а в возрасте 60 лет – на 25%.

По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50–60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Валеология – наука о том, как стать и быть здоровым. Не только изучать, описывать, мечтать, а быть. Знать о здоровье можно много, но быть здоровым – это другое. Это точно так же, как, например, можно очень много знать об управлении автомобилями разных марок, прочитав об этом множество книг и самому написать множество научных исследований. Но реально управляет машиной, водит ее – шофер, а читает или не читает он книги об этом, пишет или не пишет – это второстепенный вопрос.

Валеология – наука о законах формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека. Это система знаний, формирующая целостное, системное представление о человеке и его здоровье как органичной частицы Мироздания, и направленная на формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности.

Валеология рассматривает проблему человека и его здоровья в свете новой парадигмы на всех уровнях человеческого бытия:

— социокультурном – теория культуры;

— телесном – биология, физиология.

Она опирается на передовые современные достижения мировой и отечественной культуры в области философии, культурологии, социологии, науки, техники, педагогики и искусства.

Глава 3. Современные исследования проблемы здоровья долголетия человека.

Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья – кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

Лучшие умы человечества всегда понимали зависимость здоровья от образа жизни и поведения человека. Немецкий философ В. Гумбольдт , живший в XIX веке, утверждал, что со временем болезни будут расцениваться как следствие бескультурья, отсталости и потому болеть будет считаться позорным. Необходимо побуждать людей к сохранению и укреплению здоровья. Нужна своего рода «мода» на здоровье, которая поддерживается и обеспечивается государством, чего пока нет.

Современная психология пришла к заключению, что любая болезнь может быть рассмотрена в частности и как психологическая защита, бегство человека от травмирующей стрессовой ситуации. Болезнь, таким образом, как бы подсознательно желательна, и избавлять от нее человека, даже если это возможно, нельзя без предварительной мировоззренческой и психологической корректировки сознания, ибо оставшаяся причина вызовет новую, еще более тяжелую болезнь.

Один из наиболее глубоких современных ученых нашего Отечества академик Никита Моисеев несомненный рационалист подчеркивает, что мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен. Ему доступно то, что «доступно». К этому его мнению, к позиции автора книги «Современный рационализм» нельзя не прислушаться. Особенно при рассмотрении позиции здоровья.

Процесс кардинальных изменений в представлениях науки и философии о мире и человеке демонстрируют также публикации нового научного журнала «Сознание и физическая реальность» (т. 1. 1996. №1–2.) В одной из публикаций говорится о том, что «для того чтобы лучше разобраться в особенностях работы феноменов сознания… используется понятие информационно-энергетического пространства Вселенной. Оно относится к новому научному направлению «Биоэнергоинформатика», в концепции которого содержится представление о Вселенной как о живой системе, более того, как о цельном соразмерном организме.

Важным условием здоровья каждого человека и общества в целом является их объективная необходимость в развитии планеты и всей Вселенной, познание и подчинение себя ее объективным законам. Ни лекарствами, ни оздоровительными диетами, ни ножом хирурга или пассами экстрасенса не защититься от объективных законов развития Вселенной.

Источник

Естествознание. 11 класс

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 33. «Проблемы сохранения здоровья человека»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Какие существуют сегодня проблемы сохранения здоровья человека?

— Каковы основные факторы, негативно воздействующие на здоровье человека?

— Какие существуют методы и средства сохранения и укрепления здоровья человека?

— В чем сложность сохранения здоровья человека?

Глоссарий по теме:

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность.

Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.

Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.

Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства в развивающихся странах и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 59-63.

2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г. с. 67-89.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Информационный портал. Раздел: проблемы здоровья человека / URL: http://biofile.ru/bio/21493.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложность сохранения здоровья человека обусловлена тем, что многие современные заболевания имеют не столько биологическую природу (например, невозможность вылечить ту или иную болезнь или возникновение эпидемий), сколько социальную. В частности, такие современные проблемы, как алкоголизм, наркомания, заражение ВИЧ, возникают не столько из-за несовершенства науки и медицины, сколько из-за деструктивного поведения людей. Данный факт обуславливает необходимость комплексного подхода при решении проблем сохранения здоровья людей – как с биологической, медицинской, так и с социальной точки зрения.

Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.

Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.

Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.

Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.

Среди современных биологических угроз здоровью человека можно назвать следующие:

1. Распространение опасных вирусов – например, ВИЧ, или быстро меняющийся вирус гриппа.

2. Рост антропогенной нагрузки на природные системы – загрязнение биологических ресурсов. Например, загрязнение природной среды влечет за собой ухудшение экологической обстановки – снижение качества воздуха и воды, вызванный ими рост заболеваний дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта.

3. Истощение природных ресурсов – в первую очередь, пищевых.

4. Снижение иммунитета человека, рост аутоиммунных заболеваний, при которых иммунная система атакует клетки своего организма. С другой стороны, в результате использования антибактериальных чистящих и моющих средств иммунная система человека «не научается» противостоять даже сравнительно неопасным биологическим агентам.

К числу социальных угроз здоровью человека относятся:

1. Распространение алкоголизма, наркомании.

2. Распространение игромании, которая не так давно была официально признана болезнью, а также снижение социальной адаптации вследствие бегства в виртуальную реальность.

3. Малоподвижный образ жизни (сидячая работа, пассивный отдых и т.д.).

К числу экономических угроз здоровью человека относят:

1. Голод в развивающихся странах.

2. Бедность населения, невозможность вести полноценную, в том числе и с точки зрения сохранения здоровья, жизнь.

Можно выделить и иные угрозы здоровью человека, которых распределятся по основным категориям.

Перечисленные факторы негативно влияют на состояние здоровья человека. Исходя из многообразия существующих угроз, проблема сохранения здоровья человека требует комплексного подхода. Если человек избавляется от основных факторов риска развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет здоровье.

Методы охраны здоровья – это комплексы мер, которые способствуют снижению уровня воздействия факторов, негативно влияющих на состояние здоровья человека.

Наиболее доступные способы укрепления и сохранения здоровья человека включают в себя:

1. Подвижный образ жизни (привычка к физическим упражнениям на регулярной основе – например, утренняя зарядка, занятия спортом и т.д.).

2. Закаливание организма, что повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию, снижает риск развития простудных заболеваний.

3. Отказ от излишнего приема лекарств и иных химических препаратов (кроме тех, которые назначены врачом по состоянию здоровья).

4. Формирование оптимального режима труда и отдыха – например, чередование физических и умственных нагрузок, отдых в местах с благоприятной экологической обстановкой и т.д.

5. Рациональное питание – отслеживание объема потребления белков, жиров, углеводов, витаминов в оптимальном соотношении, исходя из возраста, образа жизни, уровня нагрузок и т.д.

6. Развитие навыка контроля негативных эмоций, позитивного мышления и взгляда на мир.

7. Отказ от вредных привычек – употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Перечисленные методы и принципы сохранения и укрепления здоровья предполагают, что каждый человек должен сознательно применять их, стремясь сохранить хорошее состояние здоровья. Ввиду этого, на современном этапе говорят об ответственности каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность. Из данного определения следует, что хорошее состояние здоровья предполагает способность человека противостоять основным факторам нарушения здоровья.

Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность называют:

Правильный ответ: 2) Здоровье.

2. Что из перечисленного не относится к методам сохранения здоровья:

1. Подвижный образ жизни.

2. Закаливание организма.

4. Формирование оптимального режима труда и отдыха.

5. Формирование адаптаций.

6. Отказ от вредных привычек.

Правильный ответ: 5. Формирование адаптаций.

Источник

Читайте также:  Вреден ли майонез для здоровья человека
Adblock
detector