Меню

Факторы влияющие психическое здоровье человека

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Выполнили студентки Финансового Факультета

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. 5

ГЛАВА 2. «БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ» — СТРЕСС И ДЕПРЕССИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ. 10

1) Разрушительное влияния стресса на здоровье. 10

2) Способы борьбы со стрессом. 13

3) Депрессия и её влияние на психическое здоровье. 15

ГЛАВА 3. ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ФОБИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕБРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 27

ВВЕДЕНИЕ

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого индивида. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. Необходимо добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Безусловно, здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Важной составной частью здоровья человека является психическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что все мы, студенты, на протяжении учебного процесса не раз сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, которые, безусловно, накладывают свой отпечаток на наше психическое и эмоциональное состояние. А если к этому прибавить различные неурядицы и проблемы личной жизни, то и вовсе можно впасть в состояние депрессии или, ещё хуже, подорвать своё психическое здоровье и, в результате, серьёзно заболеть. Стоит отметить, что молодёжь чаще всего страдает от психических заболеваний, которые являются одними из самых тяжело поддающихся лечению, поскольку на 90% выздоровление зависит только от желания самого пациента.

Цель исследования состоит в изучении состояния психического здоровья студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, в информировании студентов о последствиях небрежного отношения к психическому здоровью, а также в разработке способов борьбы с пагубным влиянием стресса и депрессий, в том числе используя возможности, предоставленные нашим университетом.

В рамках данной цели были поставлены следующие задачи:

1). выявить факторы, определяющие психическое здоровье

2). изучить влияние стресса и депрессии на наш организм

3). провести опросы среди студентов, с целью определения количества учащихся, страдающих от стресса и депрессий

4). с помощью опроса узнать, как студенты нашего ВУЗа предпочитают справляться со стрессом

5). разработать способы борьбы со стрессом, в том числе за счёт занятий физической культурой

6). рассказать, с какими психическими заболеваниями и фобиями могут столкнуться те, кто не следят за своим психическим здоровьем

Объектом исследования являются студенты нашего университета.

Предметом исследования является их психическое здоровье.

Значимость работы состоит в том, что полученные знания о предмете исследования позволят студентам избежать серьёзных проблем с психическим здоровьем.

Несмотря на то, что степень изученности данной темы достаточно высока в целом, она всегда будет актуальной и тем более интересна учащимся РЭУ, поскольку исследование было проведено при их непосредственном участии, а комплекс мер был разработан исходя из возможностей нашего университета. В этом же заключается и новизна работы.

Исследование состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Психическое здоровье личности следует рассматривать как комплекс полноценных психосоматических функций, благодаря которым человек способен безболезненно адаптироваться к всевозможным стрессам, неожиданным ситуациям, быть активным, работоспособным, жизнерадостным и полным сил. Психическое здоровье является детерминантной общего состояния благополучия и гармонии, достичь которого невозможно без соответствующей внутренней мотивации, уверенности в себе, присущем спокойствии и хладнокровии. Понятие психического здоровья противопоставляется психическим отклонениям, расстройствам и заболеваниям, возникающим вследствие неправильного образа жизни, пережитого сильного стресса, переутомления и в редких случаях генетической предрасположенности к определенному типу психосоматической болезни.

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также

вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

• отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

• нормальным возрастным развитием психики;

• благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Существует несколько факторов, которые в определенной степени влияют на состояние психического здоровья человека:

1.Внешняя среда и природно-климатические условия.

Одним из основных факторов окружающей среды, влияющих на эмоциональное состояние человека, является природный ландшафт. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь она чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может по-разному влиять на психоэмоциональное состояние. Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии – через форму, цвет, звук. Информация, которая активно усваивается человеком, существенно влияет на организм и поведение человека. Так, эстетически привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное отношение к нему, сопровождающееся сильными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желание и потребность действовать. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его психике и здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире, какова звукопроницаемость ее стен, как человек добирается до места работы, с кем она повседневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит психологическое состояние человека, его работоспособность, активность, настроение – вся ее жизнь. В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни – горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни – жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. Во многом это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых оказывает незначительное воздействие, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей.

Читайте также:  Протеин вреден для здоровья подростков

2.Анатомо-физиологические данные, в том числе болезни.

Болезнь создает трудную для больного жизненно-психологическую ситуацию. Человек испытывает переживания, чувство тревоги, страха, дискомфорта. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе. Большое количество негативных моментов налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т.д. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей: возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей. Качество жизни отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения. Стиль жизни – это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни».

Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Существующая система здравоохранения не может снизить рост заболеваемости населения, связанный с неблагоприятными изменениями условий жизни, трудовой деятельности, окружающей среды, так как не имеет реальных социальных и экономических возможностей влиять на причины возникновения болезней. Решение проблемы находится в области совершенствования механизмов саморегуляции, расширения физиологических резервов человека, достижения утерянной гармонии в структуре организма и личности.

Вопрос психического здоровья населения сегодня остро стоит в каждой стране мира. По данным Всемирной организации здравоохранения около 15% жителей планеты нуждаются в скорой психиатрической помощи и лечении психических заболеваний. Среди указанного количества 25% отводится на психоэмоциональные проблемы жителей Российской Федерации, коих по сравнению со статистикой 1990-х годов стало в 2 раза больше на сегодняшний день. Психическое здоровье и эмоциональное состояние граждан России ежегодно ухудшается в среднем на 2,5%. На первом месте находятся пациенты с непсихотическими эмоциональными расстройствами (48, 1%), далее следуют больные, имеющие психозы и прогрессирующее слабоумие (27,3%), остальную же часть составляют умственно отсталые пациенты (24,6%). Эксперты утверждают, что с начала 1990 года и по сегодняшний день значительно увеличилось число пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, эпилептическими припадками и шизофренией. В перечне психических заболеваний в 1992 году появился новый термин – социально-стрессовые расстройства, возникающие вследствие резких неожиданных жизненных перемен.

Укрепление психического здоровья – задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

5. Биологические факторы.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.

В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Читайте также:  Гласные звуки для здоровья

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

6. Социальные факторы.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.

Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.

Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.

Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, — они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне — к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60— 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.

Источник

Понятие психического здоровья. Факторы, влияющие на психическое здоровье.

Психическое здоровье — состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Психическое здоровье — это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас — как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе.

По тяжести эти психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психоз — заболевание, которое способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза — шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения. Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, — это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга. Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия — наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, — не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье.

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье:

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Виды предрасполагающих факторов:

1) генетически обусловленные — зависят от личных особенностей и генетического наследия (шизофрения, некоторые формы слабоумия, аффективные расстройства, эпилепсиия)

Читайте также:  Не включается браслет здоровья что делать

2) биологические (пол и возраст)

4) социальные — делятся на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические (проблемы, связанные с семьей, работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны, природные катаклизмы)

Суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков». Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Провоцирующие факторы — вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Виды провоцирующих факторов:

1) физические — соматические заболевания и травмы (опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности), кот. могут носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз)

2) социально-психологические — болезненные переживания, навязчивые страхи, которые связанные с реальной действительностью (спидофобия, радиофобия) или пришедшие из далекого прошлого (страхи порчи, колдовства, одержимости).

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Основные методы лечения, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях:

2) лекарственная терапия

3) шоковая терапия и терапия средой.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ — психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным

Лекарственная терапия — лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства), шоковой терапией и терапией средой, которая включает трудовую терапию, групповую дискуссию, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля, и широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств — гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует. Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей. Насилие над детьми — тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Adblock
detector