Сохранение и укрепление здоровья подростков.
статья на тему
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих воспитанников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Т.Н, воспитатель
ГБОУ школа №13 Приморского района
Сохранение и укрепление здоровья подростков.
Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя и воспитателя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. О важности этой задачи говорит и принятое Президентом Медведевым решение о необходимости введения 3-го часа физкультуры с 2011-2012 учебного года.
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении.
Большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. В среднем около 60% школьников имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.
Медицинские карты моих ребят показали, что из 25 учащихся только 6 человек абсолютно здоровы. Остальные имеют разные хронические заболевания.
Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Здоровьесберегающая деятельность — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:
— соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)
— комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, психолога, врача).
Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:
— учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;
— создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;
— обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;
— развивать индивидуальные творческие способности;
— использовать инновационные технологии;
— мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;
— вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.
В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:
1.Формирование учебно-познавательной мотивации:
- организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый;
- обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда;
- создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися;
- выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор;
- обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности;
- воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.
2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:
- разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
- «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
- совершенствования операций мышления,
- стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
- формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
- использования потенциальных возможностей учащихся;
- обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
- воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.
3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:
- убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
- потребности в самопознании и самосовершенствовании,
- стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности как в организации процесса обучения, так и в содержании.
— отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;
— контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;
— учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;
— стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;
— отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Необходимо обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Особое внимание уделяю сохранности зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения. Соблюдаются гигиенические требования к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке. Реализую на практике индивидуально-личностный подход к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечиваю дифференцированный подход к учащимся, с особым вниманием подхожу к детям «группы риска» и больным.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью является создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат деятельности ученика сопоставимый с его ожиданием. Ученик должен постоянно ощущать себя счастливо, и учителю надо ему помочь. Ребёнок должен чувствовать необходимость своего участия на уроке. Учащимся необходимо испытывать комфорт, ощущать защищённость и, безусловно, интерес к уроку.
Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.
Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. Новая школьная жизнь так плотно «обнимает» ребёнка своей жёсткой регламентацией, что, чаще всего для проявления обычной любознательности уже нет места. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, а иногда и унижение, насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.
Задача учителя заключается не в том, чтобы детей постоянно нервировать, бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще, а не повторять, что учёба – это его обязанность.
В первый год обучения в школе заметно развиваются познавательные интересы. Нам нужно помнить, что развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для развития учебных интересов я соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.
Активизировать и повышать интерес к учению помогают различные методы, формы и виды работы.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные мои помощники. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому большое значение в учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых учебных заданий.
Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Например, на уроках математики использую обучающие игры: «Битые числа», «Круговые примеры», «Меткий стрелок». Уроки русского языка богаты такими упражнениями, как «Договори словечко», «Найди пару», «Третий лишний», «Тематические кроссворды» (содержащие слова из словаря)…
У лыбка и тёплое слово должны быть на каждом уроке. Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут они детям и уроку в целом! Важно воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из наших воспитанников часто говорит: «Я – личность, я- гений.” Нужно помнить, что дети – это не просто сосуды, которые нам следует заполнить знаниями, это – маленькие огоньки, из которых должно разгореться пламя.
Главным в моей работе я считаю создание психологического комфорта, использование проблемного метода обучения. Учащимися созданы коллективные и индивидуальные проекты: «Числа первого десятка», «Увлекательные геометрические фигуры», «Алфавит» (здесь представлены буквы в необычной форме, загадки и стихотворения собственного сочинения, на уроках технологии изготовлены для проекта творческие работы из пластилина и конструктора), «Человек и его строение», «Необычный словарь», «Части речи», «Устное народное творчество». К 50-летию первого полёта человека в космос выполнена работа « Что я знаю о космосе?». Для проведения классного часа «Знаешь ли ты свои права?» детьми был подготовлен богатый материал.
- Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей»
- Казин Э.М. (ред.), Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова « Здоровьесберегающая деятельность в системе образования»
- «Технологии в образовательном пространстве»
Учитель-дефектолог. МС(К)ОУ VII вида № 122. Л.П.Кошелева
- «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» В помощь классному руководителю начальной школы. Лободина Н.В.
Источник
Факторы укрепления здоровья подростков
Міністэрства аховы здароўя Рэспублікі Беларусь
Міністэрства аховы здароўя:
(017) 222-70-80 Упраўленнi аховы здароўя
Укрепление здоровья детей и подростков
Укрепление здоровья детей и подростков через физическую активность
В процессе медицинского обследования, дошкольников, учащихся колледжей, студентов ВУЗов в 60-70% случаев диагностируются те или отклонения здоровья. Это обязывает врача любого профиля выписывать различные назначения, давать советы по оздоровлению не медикаментозными средствами с использованием физических упражнений.
Как же использовать мышцы для формирования здоровья? Прежде всего, следует понять, что движения человеку так же (и даже в большей степени) необходимы, как прием пищи.
На многолетних исследованиях одних и тех детей научно доказано, что движения растущему организму нужны ежедневно. Вот почему здоровый ребенок много бегает, прыгает, лазает – он растет в движениях. Но движениями малыша, школьника, студента можно и нужно управлять, то есть формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой потребность в движениях в течение суток (суточная двигательная активность – СДА). Она зависит от генетических факторов, внешних воздействий и состояния здоровья. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяем самочувствие и работоспособность человека.
Таблица 1. Суточные нормы двигательной активности.
Возраст (лет) | Число движений (локомоций) в тысячах | |
---|---|---|
девочки | мальчики | |
3 | 5,4 | 6,3 |
4 | 6,8 | 6,9 |
5 | 8,4 | 9,6 |
6 | 9,7 | 11,9 |
7 | 11,3 | 13,5 |
8 | 12,0 | 16,0 |
9 | 16,3 | 17,7 |
10 | 16,5 | 16,2 |
11 | 15,3 | 16,6 |
12 | 15,6 | 15,8 |
13-14 | 16,0 | 16,0 |
15-16 | 15,0 | 16,0 |
17-18 | 15,0 | 16,0 |
= +3 | = +4 | |
– индивидуальные колебания | – индивидуальные колебания |
Биологические закономерности двигательного поведения растущего организма проявляются :
1. Ежедневной потребностью в движениях
Она составляет минимум 200, в среднем 840-1320, максимум 9000 движений в час. Следовательно, двигательный режим должен позволить учащимся ежечасно двигаться, то есть реализоваться в «малых формах» физического воспитания (утренней гимнастике, гимнастике до уроков, физкультминутках во время занятий, подвижных играх на переменах, специальных оздоровительных комплексах, в том числе реализации физкультрецепта, предложенного врачом). Врач корректирует двигательный режим пациента.
Если ежечасная потребность в движениях не удовлетворяется, то учащиеся (дети) проявляют движения самостоятельно. Например, во время урока (письма, математики и др.) переступают ногами, «бегают» под партой, совершая при этом до 30 движений в минуту, а в целом за урок до 630 движений ногами.
2. Неравномерным распределением движений по часам
Наибольшее их число («всплески») приходится на утренние (07.00 – 08.00), дневные (12.00 – 13.00, 14.00 – 15.00), а также вечерние (20.00 – 21.00) часы. Таким образом. У школьников за период бодрствования проявляется четыре больших подъема двигательной активности, использование которых существенно облегчает формирование двигательных качеств. В период этих «всплесков» легче осваиваются специальные, наиболее трудные упражнения.
3. Сезонной особенностью суточной двигательной активности
Зимой она и у девочек, и у мальчиков ниже на 1/3, чем в другие сезоны года.
Заслушивает внимание и тот факт, что зимнему уменьшению движений сопутствует снижение уровня физиологических функций и обмена веществ учащихся. Это затрудняет восприятие учебного материала, делает понятной причину снижения успеваемости именно в зимний период времени.
Исходя из этой закономерности, нецелесообразно увеличивать СДА зимой до весенних и летних уровней.
Важно поддерживать двигательную активность на характерном для данного сезона уровне. Врач, учитель, родитель и сам учащийся вправе рассчитывать, что движения, выполненные ежечасно в тех или иных формах физического воспитания, осуществляемые каждым учащимся в своем темпе, вызовут в зимний период более продолжительное и спокойное состояние, чем в другие сезоны года.
У младших школьников на фоне специфического для зимнего периода светового и температурного режимов повышение физических нагрузок ведет к снижению физиологических функций. Поэтому, планируя подвижные игры, физкультурные праздники, праздники здоровья, спортивные развлечения, занятия оздоровительной физкультурой, следует учитывать сезонный уровень СДА и не превышать его. Зато в весенний, летний период и осенний периоды года, которые характеризуются повышением СДА и физиологических функций, важно насытить режим дня движениями в большей степени. Чем в зимнее время.
4. Различной двигательной активностью мальчиков и девочек количество и качество движений дифференцировано по полу. У девочек с ясельного возраста СДА на 20-30% меньше чем у мальчиков. Девочки больше нуждаются в организации двигательной активности, мальчики в большей степени используют ее самостоятельно. Надо помнить, что двигательная активность девочек должна быть интересна, оформлена яркими атрибутами, красивым инвентарем. Вот почему, прописывая физкультрецепт девочке, врач в большей степени, чем мальчику, убеждает ее в эффективности оздоровления, рекомендует интересные для нее движения, корректирует двигательный режим в целом.
5. Относительным постоянством суточной двигательной активности каждого человека СДА индивидуальна и колеблется в узких пределах. Ее индивидуальность обусловлена типологическими свойствами нервной системы. СДА может быть большой, средней и малой.
Навязывание движений, также как их ограничение, то есть игнорирование индивидуальной СДА, вызывает напряжение физиологических функций, изменение правильных биоритмов. Саморегуляция суточной двигательной активности возможна в течение 1-2-х дней, а затем (если навязанная активность продолжается), организм попадает в состояние риска – перенапряжения и болезни.
Исследования позволили выделить среди учащихся школ 28% детей с большой (18000 – 22000) локомоторной активностью, 52% со средней (15000 – 18000) и 20% с малой (менее 14000).
От врача, учителя, тренера требуется внимание к учащимся с большой, а также малой двигательной активностью, так как у них, как правило, выявляются отставание и дисгармония физического развития, несоответствие возрасту в развитии костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системе. Эти школьники чаще болеют, хуже успевают.
Наиболее соответствуют возрастному развитию дети со средней суточной двигательной активностью. Следовательно, СДА является показателем, отражающим сумму качеств развития организма.
При разработке двигательного режима, организации его составляющих следует использовать данные о вкладе в общий двигательный режим различных форм физической культуры.
Таблица 2. Реализация суточной двигательной активности в различных формах физической культуры.
Формы физической культуры | Реализация суточной двигательной активности, % | ||
---|---|---|---|
среднее | минимум | максимум | |
Утренняя гимнастика | 4,5 | 3,0 | 6,0 |
Гимнастика до уроков | 5,0 | 3,0 | 7,0 |
Физкультминутка на уроке | 2,0 | 0,5 | 3,5 |
Обычная перемена | 4,5 | 1,0 | 8,0 |
Подвижная перемена | 17,5 | 10,0 | 25,0 |
Урок физкультуры: | |||
— гимнастический | 11,0 | 3,2 | 30 |
— игровой (бейсбол, волейбол, футбол) | 27,0 | 3,2 | 50,0 |
— л/атлетика | 37,5 | 15,0 | 60,0 |
— лыжи | 48,8 | 7,6 | 90,0 |
Прогулки с подвижными играми | 40,0 | 30,0 | 50,0 |
Оздоровительные комплексы упражнений | 6,0 | 2,0 | 10,0 |
Из таблицы 2 видно, что ежедневно используемые малые формы физической культуры обеспечивают реализацию около 40% суточной двигательной активности. Для полного удовлетворения потребности в движениях нужна еще хотя бы одна из форм, например, прогулка с подвижными играми, урок физкультуры или занятие в секции. Вместе с тем, ежедневный урок физкультуры, как ошибочно предлагают некоторые учителя, посилен только для двигательно-одаренных школьников, составляющих 5-10% и здоровых учащихся, доля которых менее 15%.
Для учащихся с теми или иными отклонениями здоровья, а их большинство, необходима оздоровительная физическая культура и три недельных урока (занятия) физкультурой. Использование физических упражнений с учетом описанных закономерностей особенно эффективно для школьников, студентов с отклонениями в здоровье, проживающих в зонах радионуклидного загрязнения. Более того, наблюдения свидетельствуют, что двигательная активность способствует выведению радионуклидов из организма, стимулирует иммунную систему. Грамотные действия врача по формированию потребности в использовании физических упражнений пациентами – новый уровень профилактической работы медицины с подрастающим поколением.
Всегда надо помнить, что физическая активность человека как основной элемент его физической культуры, формируется главным образом именно в младшем возрасте – ключевом периоде для развития моторики, а развитие моторики обуславливает доступность многих движений, а значит и более полное и гармоничное обеспечение организма резервными возможностями.
Именно в этом возрасте нужны ежедневные занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений и профилактику таких заболеваний, как близорукость, дефекты осанки и плоскостопия, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызванных мышечной гипотонией и т.п. Поэтому к обычным урокам физкультуры необходимо добавить «уроки здоровья» примерно с таким содержание: значение режима дня и соблюдение правил личной гигиены для сохранения и приумножения здоровья в современных экологических условиях окружающей среды, обучение фазности дыхания в покое, при ходьбе, беге и выполнении различных групп упражнений; выполнение специальных упражнений для укрепления мышц глаз и предупреждения падения остроты зрения; упражнения, формирующие правильную осанку; выполнение специальных упражнений для тренировки вестибулярного аппарата (повороты, вращения, изменения направления и др.), способствующие не только развитию и укреплению этого органа, но и сердечно-сосудистой системы; основы закаливания и правильного питания и др.
Кроме занятий физическими упражнениями в системе уроков, очень важно приучить детей выполнять ряд видов физических упражнений дома.
Организация домашних заданий и выполнение гигиенических процедур должна проходить через «Тетрадь здоровья», в которой подробно излагается весь материал для самостоятельного выполнения, т.е. комплексы утренней зарядки, специальные упражнения для развития физических качеств, отдельные упражнения, направленные на развитие органов и систем организма (упражнения на осанку, развитие точности движений (броски мяча в цель и т.п.), а также рекомендации по закаливанию организма.
Уроки здоровья, уроки физкультуры, внеурочные формы занятий, «тетрадь здоровья» и учебник по физкультуре должны быть разработаны в едином тандеме взаимодополнения друг друга, где четко определены задачи и средства, время и место проведения (выполнения) физических упражнений, а также формы учета и контроля.
Содержание программы и поурочное планирование должны быть разработаны подробно (с учетом того, что во многих школах уроки физкультуры ведут учителя начальных классов), в ней все должно быть предусмотрено до мелочей, ничто не должно вызывать вопросов, давать поводов для вольностей и разночтения. Кроме того, для проведения уроков физкультуры в школах спортивные залы должны быть предоставлены младшим школьникам в первую очередь, т.к. наибольший процент здоровья закладывается именно в этом школьном возрасте, чуть меньше в среднем и еще меньше в старшем школьном возрасте.
Источник