Факторы угрозы здоровья ребенка
Влияние некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Федорук Ксения Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.
Одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема, посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].
Так, по результатам углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов пищеварения – 2,67%.
Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
К основным факторам риска можно отнести:
· несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
· неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
· отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
· недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи).
· социальное и экономическое положение общества [3].
К факторам, которые непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.
Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.
На показатели здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:
1) факторы риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;
2) факторы риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и пр.;
3) факторы риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей, численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития.
Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
Итак, здоровье детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.
Таким образом, в результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.
Знание различных факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на: подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
1. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.
3. Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.
4. Пучнина О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Рязань, 2003.-24 с.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
Источник
Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребенка
1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;
2) Отсутствие еды/питья, длительный голод;
3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка);
4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка;
5) Эксплуатация ребенка;
6) Сексуальное насилие над ребенком;
7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);
8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;
9) Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;
10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;
11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка);
12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами);
13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;
14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);
15) Другое (указать, что).
1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания.В комментарии можно указать расположение травмы (голова, грудная клетка, область живота, ягодицы, бедра, и пр.), ее тип (следы глубоких ожогов, отпечатки зубов, синяки и ссадины от кулаков, травмы от использования при наказании опасных предметов), количество травм. Травма головного мозга или внутренних органов может привести к смерти или необратимой инвалидности. Следы ремня
2) Отсутствие еды/питья, длительный голод. Отсутствие в доме пищи, соответствующей возрасту ребенка и его потребностям. О регулярном недоедании может свидетельствовать физическое недоразвитие или истощение ребенка, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ – Умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка).Оставление ребенка младенческого и младшего дошкольного возраста без присмотра может быть фатальным в связи с их беспомощностью. Многие травмы, несчастные случаи, отравления детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей или других близких людей. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка.Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит. Выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия: Игнорирование: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии, пренебрежении его потребностью быть ближе к родителям, получать от них поддержку, отсутствие проявления привязанности, любви и заботы со стороны родителей или лиц, их замещающих. Отвержение: предъявление чрезмерных требований, постоянная критика, публичное унижение, подчеркивание недостатков и т. п. Угрозы, терроризация: угроза совершить насилие над ребенком или над тем, кого он любит, включая угрозы нанесения побоев, убийства, а также обзывание, оскорбление, унижение. Изолирование: ограничение контактов со сверстниками, родственниками, значимыми для него людьми, ограничение выхода из дома. Развращение: побуждение к воровству, попрошайничеству, проституции, вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя, поощрение саморазрушающего поведения. Ст. 119 УК РФ – Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью; ст. 110 УК РФ – Доведение до самоубийства; ст. 130 УК РФ – Оскорбление; ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.
5) Эксплуатация ребенка.Вовлечение ребенка в совершение преступлений и антиобщественных действий: воровство, проституция, попрошайничество и т. п.; использование ребенка и результатов его труда в целях личного обогащения или коммерческой выгоды (в том числе чрезмерная хозяйственная деятельность). Ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; ст. 240 УК РФ – Вовлечение в занятие проституцией; ст. 242.1 УК РФ – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
6) Сексуальное насилие над ребенком .Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Выявление сексуального насилия бывает затруднительно, поэтому важно учитывать все признаки в комплексе: физические индикаторы сексуального насилия, психологические последствия, эмоциональные расстройства, когнитивные расстройства, нарушения поведения, нарушения межличностных отношений. Насколько будет травмирован ребенок, зависит от возраста, степени осведомленности о сексуальных отношениях, особенностей его нервной системы, а также от самой ситуации насилия (применения силы, обмана, угроз, тяжести физических повреждений, продолжительности насилия, от того, какие отношения были у ребенка с насильником). Наиболее тяжело сексуальное насилие переживают дети подросткового возраста. Ст. 131 УК РФ – Изнасилование, ст. 132 УК РФ – Насильственные действия сексуального характера, ст. 133 УК РФ – Понуждение к действиям сексуального характера, ст. 134 УК РФ – Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, ст. 135 УК РФ – Развратные действия.
7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет).Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей медицинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем. Наиболее частыми последствиями отсутствия необходимого базового ухода является задержка развития ребенка – физического, психического, речевого, т. е. потеря способности развиваться. Однако надо убедиться с помощью врачей, что у ребенка нет органических причин для задержки развития. Ст. 69 СК РФ – Лишение родительских прав, ст. 73 СК РФ – Ограничение родителей в их правах; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья.В первую очередь из-за отсутствия необходимой медицинской помощи могут страдать дети раннего возраста, дети, имеющее острое заболевание, а также дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды. В качестве обязательного признака следует оценивать следующее: имеются ли у ребенка медицинские рекомендации и предписания врача по его лечению; носят ли эти предписания обязательный либо рекомендательный характер. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
9) Бездействие / невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц.Угроза жизни и здоровью ребенка снижается, если ребенка можно защитить от лица, причиняющего насилие. Если у человека, совершающего насилие, неограниченный доступ к ребенку (т. е. он может оказаться рядом с ребенком в любой момент и его некому остановить), то степень угрозы для ребенка очень высока. Условия доступа зависят от следующего: кем приходится обидчик ребенку; физическое нахождение обидчика по отношению ребенка (проживает ли совместно в одной квартире/комнате и пр.); возможность обидчика получить физический доступ к ребенку; желание и способность других членов семьи контролировать доступ обидчика к ребенку. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу.Опасные условия проживания могут характеризоваться разными признаками, в частности, отсутствие окон, отопления, наличие в жилье грызунов (крыс, мышей), наличие фекалий животных и людей, оголенные электрические провода, неработающие водопровод и канализация с отсутствием альтернативы, проживание на чердаке или в подвале.
11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка).Важным является не сам факт наличия опасной инфекции, а как ведут себя родители, если инфекция имеется. Если при наличии опасной инфекции (туберкулез, сифилис и т. п.) родители знают о возможных рисках, соблюдают правила безопасного поведения и используют комплекс профилактических мероприятий, то фактор угрозы жизни и здоровью ребенка не отмечается.
12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами).Если ребенок подвергается насилию, это можно определить по следующим косвенным признакам:
· изменения в обычном поведении;
· немотивированные проблемы с учебой;
· необоснованные пропуски уроков;
· конфликты с учителями, родителями, сверстниками;
· невротические реакции: энурез, заикание.
13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку . Отмечается, если у специалистов имеется информация о фактах жестокого обращения к ребенку и/или неисполнения родителем родительских обязанностей (в отношении данного ребенка, других детей), подтвержденные сведениями из милиции или других учреждений. Укажите, какое именно жестокое обращение было применено, когда, кем совершалось, по отношению к кому и принятые в связи с этим меры (возбуждение уголовного дела, возбуждение дела об административном правонарушении, инициирование исков о лишении, ограничении в родительских правах).
14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения).Неадекватное или непредсказуемое поведение родителей может быть спровоцировано употреблением алкоголя или наркотиков, которые снимают моральные и нравственные запреты на насилие. Опасным для ребенка поведением может стать поведение родителя, страдающего психическим заболеванием. Неадекватной реакцией на плач младенца может стать сильная тряска ребенка, которая является одним из наиболее грубых видов физического насилия, т. к. может привести к кровоизлиянию в мозг или ушибу мозга, вплоть до летального исхода.
15)Другое (указать, что).Укажите другие выявленные факторы и дайте расшифровку в графе «Комментарии».
9. СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ. Очень важна характеристика семьи, в которой воспитывается ребенок. Проблемы психики родителей, алкогольная и наркотическая зависимость и их степень делают более возможным негативный прогноз развития событий; инвалидность и негативный опыт детства родителей снижают вероятность успешного родительства. Все это, по данным исследователей, влияет и на способность родителей надлежаще реагировать на потребности ребенка. Поэтому важно не просто фиксировать наличие проблем, но и указывать, кого они касаются, как воздействуют на способность родителей выполнять свои обязанности. Также понимание причин позволяет установить, вследствие чего родители не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом: является ли это следствием виновного поведения родителей, либо связано с их ограниченными возможностями. В зависимости от этого индивидуальная профилактическая работа может осуществляться по-разному. Отметьте причину, по которой родители не исполняют родительские обязанности надлежащим образом. Рядом сделайте пометку, к кому из родителей это относится (мать, отец, оба родителя).
10. МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ. Мотивация родителей находиться рядом с ребенком и заботиться о нем может проявляться в конкретных действиях. В данном разделе укажите, что конкретно и в какие сроки готовы сделать родители. Отметьте, если уже были случаи выполнения либо невыполнения родителями необходимых мер по обеспечению безопасности ребенка.
11. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. Отметьте какие незамедлительные меры в целях защиты конкретного ребенка следует предпринять, чтобы обеспечить его безопасность и предоставить необходимый уход. Ниже укажите планируемую дату выполнения и необходимую контактную информацию ответственного органа/учреждения/лица. Например, если семья направляется на сопровождение в Центр помощи семье. и детям, указать, в какой именно центр, а также Ф. И. О. и должность специалиста, который будет отвечать за сопровождение этой семьи. Если принято решение о передаче ребенка другому родителю, либо иному родственнику под опеку, необходимо указать полную контактную информацию взрослого, который будет нести ответственность за ребенка.
В данном разделе фиксируется факт принятия незамедлительных мер в целях обеспечения безопасности ребенка, указывается, какие именно действия надо предпринять, когда, конкретно кем и отмечается планируемая дата выполнения.
ПОДПИСИ АКТА
Внизу страницы располагаются подписи специалистов, принимавших участие в обследовании, при необходимости подписи свидетелей и родителей/лиц, их заменяющих. Акт должен быть подписан в момент его оформления.
Оформление Акта завершается утверждением его руководителем организации, специалист которой является ответственным за проведение данного обследования.
Источник