Меню

Факторы угрожающие здоровью ребенка

ГКУЗ РХ «Республиканский Центр медицинской профилактики»

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто»
Сократ

Здоровье достаточно многогранная категория.

Здоровье детей зависит от комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объемом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества.

По определению Всемирной организации здравоохранения:

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Устав ВОЗ′ а, 1948г.)

Медицинские критерии оценки здоровья ребенка (подростка ).

· Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

· Уровень развития основных функциональных систем;

· Степень сопротивляемости организма (частота заболеваний за год);

· Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям, способствуя благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков.

Формирование здорового образа жизни должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих.

Факторы риска для здоровья детей и подростков .

Факторами риска являются неблагоприятные условия окружающей среды, а также те, которые превышают уровень адаптационных возможностей растущего организма.

Здоровье детей зависит от следующих факторов:

1. Биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;

2. Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %;

3. Образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебные нагрузки) – 30 %;

4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %.

Повлиять на биологические и экологические факторы невозможно, но образовательная и социальная среды составляют львиную долю вклада в формирование здоровья детей и подростков. Образовательная и социальная среды являются модифицируемыми, т.е. их можно корректировать. Для этого нужно изменить существующий образ жизни, условия обучения, характер питания, режим труда и отдыха, физическую активность с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подрастающего поколения.

Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей и самих детей.

Информация подготовлена главным врачом ГУЗ РХ «Центр медицинской профилактики» Н.Ю. Крамаровской.

1. Доклады д.м.н., профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ А.Г. Сухарева.

2. Под ред. А.Г. Сухарева. «Формирование здорового образа жизни у детей». Учебно-методическое пособие.- Москва.: 2006 г.

ГКУЗ Республики Хакасия «Республиканский Центр Медицинской Профилактики»

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д.40, 1 этаж

8(3902)34-33-07 – И.о. главного врача, приемная;
8(3902)34-33-02 — специалисты.

Источник

Факторы угрожающие здоровью ребенка

Социальная педиатрия занимается изучением здоровья конкретного ребенка и различных контингентов детей на групповом и популяционном уровнях в связи с условиями и изменениями социальной среды. Кроме того, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, оказанию медицинской и медикосоциальной помощи детскому населению.

Глобальными задачами социальной педиатрии являются изучение социальных причин болезней, где приоритетным становится здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, медикосоциальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, организация медицинской и медико-социальной помощи детскому населению [1].

Эффективность лечебно-профилактической работы во многом зависит от социального статуса пациента и влияния общества на возможность сохранения и укрепления здоровья ребенка. В связи с этим преподавание социальной педиатрии вкурсе дисциплины поликлинической педиатрии является актуальным и востребованным.

Врачам-педиатрам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях, обязательно требуется наличие навыков и умений в области детской эпидемиологии, семейной психологии и психосоциальных отношений, биоэтики. Они должны качественно разбираться в вопросах охраны здоровья матери и ребенка.

Многие отечественные изарубежные ученые занимались исследованиями и разработками проблем влияния социальных факторов на состояние здоровья детей.

В социальной педиатрии можно выделитьследующиеееразделы:

-правовые проблемы охраны здоровья детей, которые определяются ведущими международными документами;

-биоэтические проблемы педиатрии;

-изучение состояния и тенденций здоровья детей: выявление социальных, биологических и внешнесредовых факторов, угрожающих нормальному развитию и здоровью ребенка, и активное противодействие им;

-проведение превентивных мероприятийвсемьяхвысокогориска;

— организация медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; медицинское просвещениеродителей; — организация социального и медико-социального мониторинга в организованныхдетскихколлективах; — комплексная оценка состояния здоровья детей различных социальных групп;

-организационные и клинико-социальные основы реабилитации и оздоровления детей с хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями по состояниюздоровья, инвалидами;

-принципы организации профилактической работы социально-значимых заболеваний;

-формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

-организация межсекторального сотрудничества в деле охраны здоровья детей, прежде всего находящихся и в трудной жизненной ситуации.

В рабочей программе дисциплины «Поликлиническая педиатрия» выделяется незначительное количество часов на вопросы законодательства [2]. Однако мы считаем необходимым расширить знания студентов как в вопросах Российского законодательства, так и в основных документах ВОЗ и ООН, касающихся охраны здоровья детей. Это позволит студентам старших курсов разбираться в обеспечении социальной защиты прав детей и подростков; в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; в оказании помощи оформления усыновления, опеки и попечительства над детьми и подростками; в информировании членов семей, а также содействии им в решении социально-бытовых проблем, получении льгот, пособий, выплат и других видов социальной защиты; в принципах межведомственной работы с организациями, учреждениями практического здравоохранения и заинтересованными структурами (органами местного здравоохранения, МВД, органами образования, СМИ, Центрамиздоровьядлядетей, СПИД-центрамиидр.).

Читайте также:  Она является залогом здоровья ответ 4 буквы

Знание биоэтики является обязательным разделом любой рабочей учебной программы. Однако ее вопросам уделяется недостаточное внимание. При изучении вопросов социальной педиатрии этот раздел является крайне актуальным вследствие специфики контингента, с которым придется работать врачу педиатру. Актуальным является формирование у студентов понимания особенностей взаимоотношения педиатра с ребенком, его родственниками или опекунами, прав ребенка.

Здоровье детей и формирующих его факторов является также важным вопросомсоциальнойпедиатрии. Существенное влияние на здоровье детей оказывают социальные факторы, характерные именно для семей социального риска.

Выделяют 3 группы факторов, негативно влияющих на здоровье детей [3]:

социально-гигиенические – плохие материально-бытовые условия; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи; тяжелые и вредные условия труда родителей, особенно матери; мать или оба родителя являются учащимися и др.;

медико-демографические: неполные семьи; возраст матери до 18 лет и старше 40 лет; наличие в семье ребенка с врожденным или наследственным заболеванием, дефектом развития; случаи выкидышей, мертворождения или смерти ребенка, особенно первого года жизни и др.;

социально-психологические: употребление одним или обоими родителями алкоголем, наркотиками, табакокурение; неблагополучный психологический климат семьи; рождение нежеланного ребенка; жестокое обращение сдетьми.

Многодетность, плохие материально-бытовые условия, наличие психических заболеваний у одного из родителей, алкоголизация родителей или употребление ими наркотических веществ, высокая степень конфликтности между членами семьи, низкая медицинская и социальная активность членов семьи, жестокое обращение родителей с ребенком являются факторами социального риска, которые создают необходимость особого наблюдения специалиста по социальной работе для осуществления медико-социальной защиты и поддержки таких семей.

Специфика работы с детьми и подростками и с самими семьями данного типа состоит в первую очередь в необходимости активного посещения их на дому, желательносовместносучастковым педиатром. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет узнать о ней больше информации.

Понимание студентами основных принципов социального наблюдения за детьми и подростками (раннее выявление социальных факторов риска по формированию патологии -вредные привычки родителей, плохие жилищные условия, образование родителей, питание и нарушение режима дня; выявление семей с «низким» и «высоким» социальным риском) позволяет в будущем улучшить качество медицинской профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей.

Умение выделять семьи «высокого» и «низкого» социального неблагополучия, позволяет вовремя оказывать медико-социальную помощь детям, тем самым снижая воздействие факторов риска на здоровье ребенка [4].

В процессе преподавания дисциплины «Поликлиническая педиатрия» следует акцентировать внимание также на основных параметрах неблагополучия семей, воспитывающих детей-инвалидов: значительный удельный вес возрастно-родящих матерей, превалирование неполных семей, бедность, нестабильная психологическая обстановка, невысокая роль семьи в реабилитационном процессе, недостаточная информированность о заболевании, методах лечения ребенка, социальных льготах.

Принципиальным является изучение организации профилактическойр аботы социально-значимых заболеваний. Студенты должны иметь представление о социально-значимых заболеваниях, их классификации, условиях возникновения, методах диагностики основных видов, профилактике социально-значимых заболеваний, основных задачах семьи и школы в работе с социально-значимыми заболеваниями. Недостаточное знание принципов организации профилактической работы данных заболеваний приводит к отсутствию соответствующих манипуляций.

Раздел «Формирование здорового образа жизни ребенка» является неотъемлемой частью дисциплины. Профилактика соматических заболеваний бессмысленна без развития в сознании пациентов и их родителей мотивации кЗОЖ ребенка.

В современном изменяющемся мире, где растет число экзогенных факторов риска, в том числе и социальных, воздействующих на состояние здоровья ребенка, знание социальной педиатрии является обязательным для каждого врача педиатра. Преподавание социальной педиатрии, как одного из разделов дисциплины «Поликлиническая педиатрия», в дальнейшем позволит выпускникам педиатрического факультета быть конкурентоспособными и достойными представителями профессииврач-педиатр.

Источник

Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребенка

1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;

2) Отсутствие еды/питья, длительный голод;

3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка);

4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка;

5) Эксплуатация ребенка;

6) Сексуальное насилие над ребенком;

7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);

8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;

9) Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;

10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;

11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка);

12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами);

13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;

14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);

15) Другое (указать, что).

1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания.В комментарии можно указать расположение травмы (голова, грудная клетка, область живота, ягодицы, бедра, и пр.), ее тип (следы глубоких ожогов, отпечатки зубов, синяки и ссадины от кулаков, травмы от использования при наказании опасных предметов), количество травм. Травма головного мозга или внутренних органов может привести к смерти или необратимой инвалидности. Следы ремня

2) Отсутствие еды/питья, длительный голод. Отсутствие в доме пищи, соответствующей возрасту ребенка и его потребностям. О регулярном недоедании может свидетельствовать физическое недоразвитие или истощение ребенка, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ – Умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Читайте также:  Какую рыбу лучше есть для здоровья

3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка).Оставление ребенка младенческого и младшего дошкольного возраста без присмотра может быть фатальным в связи с их беспомощностью. Многие травмы, несчастные случаи, отравления детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей или других близких людей. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка.Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит. Выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия: Игнорирование: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии, пренебрежении его потребностью быть ближе к родителям, получать от них поддержку, отсутствие проявления привязанности, любви и заботы со стороны родителей или лиц, их замещающих. Отвержение: предъявление чрезмерных требований, постоянная критика, публичное унижение, подчеркивание недостатков и т. п. Угрозы, терроризация: угроза совершить насилие над ребенком или над тем, кого он любит, включая угрозы нанесения побоев, убийства, а также обзывание, оскорбление, унижение. Изолирование: ограничение контактов со сверстниками, родственниками, значимыми для него людьми, ограничение выхода из дома. Развращение: побуждение к воровству, попрошайничеству, проституции, вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя, поощрение саморазрушающего поведения. Ст. 119 УК РФ – Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью; ст. 110 УК РФ – Доведение до самоубийства; ст. 130 УК РФ – Оскорбление; ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

5) Эксплуатация ребенка.Вовлечение ребенка в совершение преступлений и антиобщественных действий: воровство, проституция, попрошайничество и т. п.; использование ребенка и результатов его труда в целях личного обогащения или коммерческой выгоды (в том числе чрезмерная хозяйственная деятельность). Ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; ст. 240 УК РФ – Вовлечение в занятие проституцией; ст. 242.1 УК РФ – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

6) Сексуальное насилие над ребенком .Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Выявление сексуального насилия бывает затруднительно, поэтому важно учитывать все признаки в комплексе: физические индикаторы сексуального насилия, психологические последствия, эмоциональные расстройства, когнитивные расстройства, нарушения поведения, нарушения межличностных отношений. Насколько будет травмирован ребенок, зависит от возраста, степени осведомленности о сексуальных отношениях, особенностей его нервной системы, а также от самой ситуации насилия (применения силы, обмана, угроз, тяжести физических повреждений, продолжительности насилия, от того, какие отношения были у ребенка с насильником). Наиболее тяжело сексуальное насилие переживают дети подросткового возраста. Ст. 131 УК РФ – Изнасилование, ст. 132 УК РФ – Насильственные действия сексуального характера, ст. 133 УК РФ – Понуждение к действиям сексуального характера, ст. 134 УК РФ – Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, ст. 135 УК РФ – Развратные действия.

7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет).Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей медицинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем. Наиболее частыми последствиями отсутствия необходимого базового ухода является задержка развития ребенка – физического, психического, речевого, т. е. потеря способности развиваться. Однако надо убедиться с помощью врачей, что у ребенка нет органических причин для задержки развития. Ст. 69 СК РФ – Лишение родительских прав, ст. 73 СК РФ – Ограничение родителей в их правах; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья.В первую очередь из-за отсутствия необходимой медицинской помощи могут страдать дети раннего возраста, дети, имеющее острое заболевание, а также дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды. В качестве обязательного признака следует оценивать следующее: имеются ли у ребенка медицинские рекомендации и предписания врача по его лечению; носят ли эти предписания обязательный либо рекомендательный характер. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

9) Бездействие / невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц.Угроза жизни и здоровью ребенка снижается, если ребенка можно защитить от лица, причиняющего насилие. Если у человека, совершающего насилие, неограниченный доступ к ребенку (т. е. он может оказаться рядом с ребенком в любой момент и его некому остановить), то степень угрозы для ребенка очень высока. Условия доступа зависят от следующего: кем приходится обидчик ребенку; физическое нахождение обидчика по отношению ребенка (проживает ли совместно в одной квартире/комнате и пр.); возможность обидчика получить физический доступ к ребенку; желание и способность других членов семьи контролировать доступ обидчика к ребенку. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Читайте также:  Что является характеристикой общественного здоровья

10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу.Опасные условия проживания могут характеризоваться разными признаками, в частности, отсутствие окон, отопления, наличие в жилье грызунов (крыс, мышей), наличие фекалий животных и людей, оголенные электрические провода, неработающие водопровод и канализация с отсутствием альтернативы, проживание на чердаке или в подвале.

11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка).Важным является не сам факт наличия опасной инфекции, а как ведут себя родители, если инфекция имеется. Если при наличии опасной инфекции (туберкулез, сифилис и т. п.) родители знают о возможных рисках, соблюдают правила безопасного поведения и используют комплекс профилактических мероприятий, то фактор угрозы жизни и здоровью ребенка не отмечается.

12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами).Если ребенок подвергается насилию, это можно определить по следующим косвенным признакам:

· изменения в обычном поведении;

· немотивированные проблемы с учебой;

· необоснованные пропуски уроков;

· конфликты с учителями, родителями, сверстниками;

· невротические реакции: энурез, заикание.

13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку . Отмечается, если у специалистов имеется информация о фактах жестокого обращения к ребенку и/или неисполнения родителем родительских обязанностей (в отношении данного ребенка, других детей), подтвержденные сведениями из милиции или других учреждений. Укажите, какое именно жестокое обращение было применено, когда, кем совершалось, по отношению к кому и принятые в связи с этим меры (возбуждение уголовного дела, возбуждение дела об административном правонарушении, инициирование исков о лишении, ограничении в родительских правах).

14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения).Неадекватное или непредсказуемое поведение родителей может быть спровоцировано употреблением алкоголя или наркотиков, которые снимают моральные и нравственные запреты на насилие. Опасным для ребенка поведением может стать поведение родителя, страдающего психическим заболеванием. Неадекватной реакцией на плач младенца может стать сильная тряска ребенка, которая является одним из наиболее грубых видов физического насилия, т. к. может привести к кровоизлиянию в мозг или ушибу мозга, вплоть до летального исхода.

15)Другое (указать, что).Укажите другие выявленные факторы и дайте расшифровку в графе «Комментарии».

9. СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ. Очень важна характеристика семьи, в которой воспитывается ребенок. Проблемы психики родителей, алкогольная и наркотическая зависимость и их степень делают более возможным негативный прогноз развития событий; инвалидность и негативный опыт детства родителей снижают вероятность успешного родительства. Все это, по данным исследователей, влияет и на способность родителей надлежаще реагировать на потребности ребенка. Поэтому важно не просто фиксировать наличие проблем, но и указывать, кого они касаются, как воздействуют на способность родителей выполнять свои обязанности. Также понимание причин позволяет установить, вследствие чего родители не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом: является ли это следствием виновного поведения родителей, либо связано с их ограниченными возможностями. В зависимости от этого индивидуальная профилактическая работа может осуществляться по-разному. Отметьте причину, по которой родители не исполняют родительские обязанности надлежащим образом. Рядом сделайте пометку, к кому из родителей это относится (мать, отец, оба родителя).

10. МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ. Мотивация родителей находиться рядом с ребенком и заботиться о нем может проявляться в конкретных действиях. В данном разделе укажите, что конкретно и в какие сроки готовы сделать родители. Отметьте, если уже были случаи выполнения либо невыполнения родителями необходимых мер по обеспечению безопасности ребенка.

11. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. Отметьте какие незамедлительные меры в целях защиты конкретного ребенка следует предпринять, чтобы обеспечить его безопасность и предоставить необходимый уход. Ниже укажите планируемую дату выполнения и необходимую контактную информацию ответственного органа/учреждения/лица. Например, если семья направляется на сопровождение в Центр помощи семье. и детям, указать, в какой именно центр, а также Ф. И. О. и должность специалиста, который будет отвечать за сопровождение этой семьи. Если принято решение о передаче ребенка другому родителю, либо иному родственнику под опеку, необходимо указать полную контактную информацию взрослого, который будет нести ответственность за ребенка.

В данном разделе фиксируется факт принятия незамедлительных мер в целях обеспечения безопасности ребенка, указывается, какие именно действия надо предпринять, когда, конкретно кем и отмечается планируемая дата выполнения.

ПОДПИСИ АКТА

Внизу страницы располагаются подписи специалистов, принимавших участие в обследовании, при необходимости подписи свидетелей и родителей/лиц, их заменяющих. Акт должен быть подписан в момент его оформления.

Оформление Акта завершается утверждением его руководителем организации, специалист которой является ответственным за проведение данного обследования.

Источник

Adblock
detector