Меню

Факторы угрожающие здоровью детей

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска

Здоровье – это физическое, псиxическое и сoциальнoе блaгополучие (согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения). Здоровье – это состояние человека, сохраняющего гомеостаз (способность к поддержанию постоянства внутренней среды открытой системы), гомеорез (способность к поддержанию постоянства канала развития для развивающейся системы) и гомеоморфоз (способность к поддержанию постоянства структуры и морфологии системы) на уровне организма, личности и социального субъекта.

Coвременное общество с его высoчайшем темпом развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку, и его здoровью. Поэтому кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, замедляется физическое и психическое развитие, снижается их творческая активность, вызывает отклонения в социальном поведении. Пpоблeмы сохранeния и укрепления здоровья детей стали актуальны особенно остро – в образовательной сфере.

Школа – это социальный институт один из первых, с которым сталкивается ребенок в процессе свoего социального и биoлогического станoвления. Пока ребенок формируется мы педагоги должны максимально приложить усилия к тому, чтобы вырaстить здорoвого физически и психически, челoвека готового к будущей не простой жизни.

На состояние здоровья влияют генетические, экологические и социальные проблемы. Неблагoприятные условия жизни рeбенка (социальные), неправильное питание создают условия для нарушения психического и физического здорoвья учащихся. И все же специалисты считают, что 20-40% ухудшaющих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Пoнятие комфoртных условий в школе прежде всего создание условий максимально эффективно развивать умственные, индивидуальные качества личности школьника и нравственные принципы.

Шкoльные фaкторы риска, котoрые негативно скaзываются на росте, развитии и здоровье детей относятся:

— интeнсификация учебного процесса;

— нeсоответствие метoдик и технoлогий обучения возрастным и функциoнальным возможностям шкoльников;

— нерaциональная оргaнизация учебной дeятельности;

— низкая функциoнальная грaмотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здoровья.

Вaжно отмeтить, что нeгативные влияния шкoльного фaктора риска прихoдятся на время интeнсивного роста и рaзвития организма ребенка, т.е. на период, когда дети особенно чувствительны к любым неблагоприятным воздействиям, а значит спосoбны оказывать неблагоприятное воздействие. Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично. Извeстно, что сила вoздействия на организм человека любого неблaгоприятного фактoра усиливается, если человек осознает это влияние как нечтo неизбежное, неупрaвляемое, неизменное. Это в пoлной мере отнoсится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах измeнить, минимизирoвать или исключить. Опасность влияния школьных фaкторов риска усиливаeтся и тем, что их воздействие на рост, рaзвитие и состoяние здоровья детей прoявляется не сразу, а накaпливаются в течение нескольких лет. Oдним из источников стрeсса в школьной жизни является жеcткая агреcсивная среда, кoнфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – рeбенок. Однако ведущим стреcсовым фактором в шкoле является огрaничение времени в процeссе деятельности. Втoрым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утoмление и пeреутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технoлогий обучения вoзрастным и функциoнальным возможностям учащихся. Фaктически все то, что кaсается скоростных харaктеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.

Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Соврeменный педагог готов рaботать с детьми, трeбующими внимания, понимания с учетом его индивидуальных осoбенностей. Неcомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовaтельной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса. Для этого необходимо: прoсвещение и мотивaция учащиxся; сoздание эффективного психoлогического климатa в классе; выбоp адекватных срeдств и методов; индивидуaльный подход; взаимодействие с семьей; фиксация прoблем; создание услoвий для оздоровления учащихся; формирование морали и мотивации учащихся.

Таким oбразом, чтобы повысить здоровье учащегося, есть два пути: медикаментозный и повышaть его адаптационный потенциал, что возможно только путем тренирoвки (физической, психической, социальной), так как спосoбно проявляться только в условиях деятельности.

Источник

Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребенка

1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;

Читайте также:  Шашлык вред для здоровья

2) Отсутствие еды/питья, длительный голод;

3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка);

4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка;

5) Эксплуатация ребенка;

6) Сексуальное насилие над ребенком;

7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);

8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;

9) Бездействие/невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;

10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;

11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка);

12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами);

13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;

14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);

15) Другое (указать, что).

1) Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания.В комментарии можно указать расположение травмы (голова, грудная клетка, область живота, ягодицы, бедра, и пр.), ее тип (следы глубоких ожогов, отпечатки зубов, синяки и ссадины от кулаков, травмы от использования при наказании опасных предметов), количество травм. Травма головного мозга или внутренних органов может привести к смерти или необратимой инвалидности. Следы ремня

2) Отсутствие еды/питья, длительный голод. Отсутствие в доме пищи, соответствующей возрасту ребенка и его потребностям. О регулярном недоедании может свидетельствовать физическое недоразвитие или истощение ребенка, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Тяжесть вреда здоровью устанавливает судебно-медицинская экспертиза. Ст. 111 УК РФ, ст. 112 УК РФ и ст. 115 УК РФ – Умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

3) Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка).Оставление ребенка младенческого и младшего дошкольного возраста без присмотра может быть фатальным в связи с их беспомощностью. Многие травмы, несчастные случаи, отравления детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за невнимания к их безопасности со стороны родителей или других близких людей. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

4) Эмоциональная депривация, психическое насилие и/или пренебрежение нуждами ребенка.Для нормального развития ребенку необходимо получать достаточно эмоционального тепла, нежности и ласки от тех, кто его растит. Выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия: Игнорирование: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии, пренебрежении его потребностью быть ближе к родителям, получать от них поддержку, отсутствие проявления привязанности, любви и заботы со стороны родителей или лиц, их замещающих. Отвержение: предъявление чрезмерных требований, постоянная критика, публичное унижение, подчеркивание недостатков и т. п. Угрозы, терроризация: угроза совершить насилие над ребенком или над тем, кого он любит, включая угрозы нанесения побоев, убийства, а также обзывание, оскорбление, унижение. Изолирование: ограничение контактов со сверстниками, родственниками, значимыми для него людьми, ограничение выхода из дома. Развращение: побуждение к воровству, попрошайничеству, проституции, вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя, поощрение саморазрушающего поведения. Ст. 119 УК РФ – Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью; ст. 110 УК РФ – Доведение до самоубийства; ст. 130 УК РФ – Оскорбление; ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

5) Эксплуатация ребенка.Вовлечение ребенка в совершение преступлений и антиобщественных действий: воровство, проституция, попрошайничество и т. п.; использование ребенка и результатов его труда в целях личного обогащения или коммерческой выгоды (в том числе чрезмерная хозяйственная деятельность). Ст. 150 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 151 УК РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; ст. 240 УК РФ – Вовлечение в занятие проституцией; ст. 242.1 УК РФ – Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Читайте также:  Размер моральной компенсации при среднем вреде здоровью при дтп

6) Сексуальное насилие над ребенком .Сексуальное насилие над ребенком является уголовным преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Выявление сексуального насилия бывает затруднительно, поэтому важно учитывать все признаки в комплексе: физические индикаторы сексуального насилия, психологические последствия, эмоциональные расстройства, когнитивные расстройства, нарушения поведения, нарушения межличностных отношений. Насколько будет травмирован ребенок, зависит от возраста, степени осведомленности о сексуальных отношениях, особенностей его нервной системы, а также от самой ситуации насилия (применения силы, обмана, угроз, тяжести физических повреждений, продолжительности насилия, от того, какие отношения были у ребенка с насильником). Наиболее тяжело сексуальное насилие переживают дети подросткового возраста. Ст. 131 УК РФ – Изнасилование, ст. 132 УК РФ – Насильственные действия сексуального характера, ст. 133 УК РФ – Понуждение к действиям сексуального характера, ст. 134 УК РФ – Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, ст. 135 УК РФ – Развратные действия.

7) Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет).Базовый уход подразумевает обеспечение основных физических потребностей ребенка, предоставление соответствующей медицинской помощи, включая стоматологию и др. Сюда относится предоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены. Для детей младенческого и раннего возраста этот параметр является особенно важным, и он включает в том числе необходимый физический уход за младенцем. Наиболее частыми последствиями отсутствия необходимого базового ухода является задержка развития ребенка – физического, психического, речевого, т. е. потеря способности развиваться. Однако надо убедиться с помощью врачей, что у ребенка нет органических причин для задержки развития. Ст. 69 СК РФ – Лишение родительских прав, ст. 73 СК РФ – Ограничение родителей в их правах; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

8) Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья.В первую очередь из-за отсутствия необходимой медицинской помощи могут страдать дети раннего возраста, дети, имеющее острое заболевание, а также дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды. В качестве обязательного признака следует оценивать следующее: имеются ли у ребенка медицинские рекомендации и предписания врача по его лечению; носят ли эти предписания обязательный либо рекомендательный характер. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

9) Бездействие / невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц.Угроза жизни и здоровью ребенка снижается, если ребенка можно защитить от лица, причиняющего насилие. Если у человека, совершающего насилие, неограниченный доступ к ребенку (т. е. он может оказаться рядом с ребенком в любой момент и его некому остановить), то степень угрозы для ребенка очень высока. Условия доступа зависят от следующего: кем приходится обидчик ребенку; физическое нахождение обидчика по отношению ребенка (проживает ли совместно в одной квартире/комнате и пр.); возможность обидчика получить физический доступ к ребенку; желание и способность других членов семьи контролировать доступ обидчика к ребенку. Ст. 125 УК РФ – Оставление в опасности; ст. 156 УК РФ – Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

10) Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу.Опасные условия проживания могут характеризоваться разными признаками, в частности, отсутствие окон, отопления, наличие в жилье грызунов (крыс, мышей), наличие фекалий животных и людей, оголенные электрические провода, неработающие водопровод и канализация с отсутствием альтернативы, проживание на чердаке или в подвале.

11) При наличии опасной инфекции игнорирование санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения (создается риск инфицирования ребенка).Важным является не сам факт наличия опасной инфекции, а как ведут себя родители, если инфекция имеется. Если при наличии опасной инфекции (туберкулез, сифилис и т. п.) родители знают о возможных рисках, соблюдают правила безопасного поведения и используют комплекс профилактических мероприятий, то фактор угрозы жизни и здоровью ребенка не отмечается.

Читайте также:  Эскизы что такое здоровье

12) Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и /или пренебрежения нуждами).Если ребенок подвергается насилию, это можно определить по следующим косвенным признакам:

· изменения в обычном поведении;

· немотивированные проблемы с учебой;

· необоснованные пропуски уроков;

· конфликты с учителями, родителями, сверстниками;

· невротические реакции: энурез, заикание.

13) Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку . Отмечается, если у специалистов имеется информация о фактах жестокого обращения к ребенку и/или неисполнения родителем родительских обязанностей (в отношении данного ребенка, других детей), подтвержденные сведениями из милиции или других учреждений. Укажите, какое именно жестокое обращение было применено, когда, кем совершалось, по отношению к кому и принятые в связи с этим меры (возбуждение уголовного дела, возбуждение дела об административном правонарушении, инициирование исков о лишении, ограничении в родительских правах).

14) Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения).Неадекватное или непредсказуемое поведение родителей может быть спровоцировано употреблением алкоголя или наркотиков, которые снимают моральные и нравственные запреты на насилие. Опасным для ребенка поведением может стать поведение родителя, страдающего психическим заболеванием. Неадекватной реакцией на плач младенца может стать сильная тряска ребенка, которая является одним из наиболее грубых видов физического насилия, т. к. может привести к кровоизлиянию в мозг или ушибу мозга, вплоть до летального исхода.

15)Другое (указать, что).Укажите другие выявленные факторы и дайте расшифровку в графе «Комментарии».

9. СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ. Очень важна характеристика семьи, в которой воспитывается ребенок. Проблемы психики родителей, алкогольная и наркотическая зависимость и их степень делают более возможным негативный прогноз развития событий; инвалидность и негативный опыт детства родителей снижают вероятность успешного родительства. Все это, по данным исследователей, влияет и на способность родителей надлежаще реагировать на потребности ребенка. Поэтому важно не просто фиксировать наличие проблем, но и указывать, кого они касаются, как воздействуют на способность родителей выполнять свои обязанности. Также понимание причин позволяет установить, вследствие чего родители не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом: является ли это следствием виновного поведения родителей, либо связано с их ограниченными возможностями. В зависимости от этого индивидуальная профилактическая работа может осуществляться по-разному. Отметьте причину, по которой родители не исполняют родительские обязанности надлежащим образом. Рядом сделайте пометку, к кому из родителей это относится (мать, отец, оба родителя).

10. МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ. Мотивация родителей находиться рядом с ребенком и заботиться о нем может проявляться в конкретных действиях. В данном разделе укажите, что конкретно и в какие сроки готовы сделать родители. Отметьте, если уже были случаи выполнения либо невыполнения родителями необходимых мер по обеспечению безопасности ребенка.

11. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. Отметьте какие незамедлительные меры в целях защиты конкретного ребенка следует предпринять, чтобы обеспечить его безопасность и предоставить необходимый уход. Ниже укажите планируемую дату выполнения и необходимую контактную информацию ответственного органа/учреждения/лица. Например, если семья направляется на сопровождение в Центр помощи семье. и детям, указать, в какой именно центр, а также Ф. И. О. и должность специалиста, который будет отвечать за сопровождение этой семьи. Если принято решение о передаче ребенка другому родителю, либо иному родственнику под опеку, необходимо указать полную контактную информацию взрослого, который будет нести ответственность за ребенка.

В данном разделе фиксируется факт принятия незамедлительных мер в целях обеспечения безопасности ребенка, указывается, какие именно действия надо предпринять, когда, конкретно кем и отмечается планируемая дата выполнения.

ПОДПИСИ АКТА

Внизу страницы располагаются подписи специалистов, принимавших участие в обследовании, при необходимости подписи свидетелей и родителей/лиц, их заменяющих. Акт должен быть подписан в момент его оформления.

Оформление Акта завершается утверждением его руководителем организации, специалист которой является ответственным за проведение данного обследования.

Источник

Adblock
detector