Меню

Факторы среды формирования здоровья человека

Тема 5.2. Факторы среды, формирующие здоровье человека.

Факторы среды, формирующие здоровье человека (питание, физкультура, семья, режим труда и отдыха),

Факторы среды, разрушающие здоровье человека (гиподинамия, заболевания, алкоголизм, наркомания, табакокурение, профессиональные вредности),

Профилактика заболеваний

Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с преобразовательной деятельностью и образом жизни человека, в начале третьего тысячелетия главное место заняла проблема выживания всего живого на планете. По словам Аурелио Печчеи, первого президента Римского клуба, “человек стал сам для себя ахиллесовой пятой, он точка отсчета, в нем все начала и концы”*11. Образ жизни человека – это слепок социальных отношений в обществе в целом, показатель того, как личность реализует окружающие условия жизнедеятельности в интересах своего здоровья. Образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной (учебной), досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей*12.

Формирование здоровья – образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды)*13. Сейчас все больше признается важность образа жизни как ведущего обобщенного фактора, определяющего основные тенденции в изменении здоровья человека, который рассматривается как вид активной его жизнедеятельности.

В структуру образа жизни с его социальной характеристикой входят:

— трудовая деятельность и условия труда;

— хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность);

— рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

— социализирующая деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

— планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

— формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

— социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни также связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Если различные формы и проявления индивидуальной общественной активности образуют комплексное представление об образе жизни, то понятие “здоровый образ жизни” выражает деятельность по оздоровлению условий жизни. Понятие “здоровый образ жизни” однозначно пока еще не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров, А. С. Ципко и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Важными для определения категории “здоровый образ жизни” являются трактовки таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, М. Н. Руткевич, А. П. Бутенко, В. И. Толстых. Немалый интерес имеют работы, рассматривающие значимость формирования здорового образа жизни человека (К. А. Абдульханова-Славская, Е. А. Демина, В. П. Кащенко, В. В. Колбанова, В. А. Фролов, Е. И. Холостова), а также здоровьесберегающего обучения и воспитания (Г. К. Зайцев,

А. С. Залманов, Η. Н. Никитин, Г. А. Степанова, А. В. Суворова, Харитонов и др.). В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является одновременно и условием, и предпосылкой развития всевозможных сторон и аспектов образа жизни. С одной стороны, это форма образа жизни, с другой – условие, способствующее реализации развития иных форм и проявлений образа жизни. Именно поэтому понятие “здоровый образ жизни” нельзя сводить к отдельным формам медико-социальной активности.

Отметим, что базис ценностной ориентации здорового образа жизни формировался с началом человеческой истории. В первобытном обществе на фоне процесса преодоления примитивных форм жизни и формирования социума человек осваивал простейшие гигиенические навыки, учился лечить раненых и больных с помощью полезных растений и трав. Многие движения и действия трудового и оборонительного характера, воспроизводившиеся в играх и плясках, приобретали относительную самостоятельность, становились своего рода элементами физической культуры. Из практических потребностей общества начинают складываться первые правила и нормы здорового образа жизни.

В Древней Индии, за б веков до н. э., в “Ведах” были сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни и приводились разумные советы по его сохранению.

Идея здорового образа жизни наиболее полно разрабатывалась в античности. Она была связана не только с практическими нуждами общества, с занятиями спортом, но и с воспитанием личности. Древние греки ценили красивое здоровое человеческое тело, брили бороды, много двигались, занимались физическими упражнениями, обязательно разбавляли вино водой, заботились о здоровом питании. Здоровый образ жизни считался наибольшей ценностью, человек должен был поддерживать свой дух и волю. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: “Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!” Спустя пятьсот лет Гораций писал: “Если не бегаешь, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь!”

Представления о здоровом образе жизни встречаются в работах Платона, в натурфилософских наставлениях врачей Косской школы, которую принято отождествлять со школой Гиппократа. Так, в его трактате “О здоровом образе жизни” данное явление рассматривается как некоторая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда норм поведения и профилактических мероприятий. О здоровье человека, его физическом воспитании как составной части гармонического воспитания личности писал Аристотель в своей “Никомаховой этике” и многих письмах о морали. Учение Эпикура выдвигало на первый план физическое и духовное здоровье личности как средство достижения блага и счастья. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека.

Здоровая жизнь народа в Киевской Руси способствовала тому, что формировалось крепкое и жизнелюбивое поколение, которое веками защищало свою свободу и независимость. Государство нуждалось в здоровых физически и духовно гражданах и культивировало эти ценности. Объективно этому способствовала и христианская религия. Библейские заповеди и поучения определяли запреты, нормы, правила по сохранению физического и нравственного здоровья людей, здорового образа жизни, они касались санитарии, гигиены, правил питания, системы постов. Эта многовековая мудрость вошла в памятники этики, педагогики, народной медицины, такие как “Поучение” Владимира Мономаха (XII век), “Домострой” (XV-XVI века), “Гражданство обычаев детских” Епифания Славинецкого (XVII век), “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению” (1717), “Регламент, или Устав духовной коллегии” Феофана Прокоповича (1721).

Однако только в XVIII веке, в эпоху Просвещения, выдающиеся мыслители, философы, ученые и педагоги Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов обращаются к теме здоровья и здорового образа жизни и вновь связывают эту проблему с трудовым и физическим воспитанием личности, с ее гармоничным развитием.

С начала XIX века деятельность врачей С. П. Боткина, И. М. Сеченова, Н. И. Пирогова и др. способствовала привлечению внимания к проблеме здорового образа жизни и способам адаптации организма к условиям окружающей среды.

На рубеже XIX-XX веков появляется много научно-популярной литературы по пропаганде здорового образа жизни и санитарно-гигиеническим аспектам. Среди теоретических работ имеют особое значение труды П. Ф. Лесгафта, В. Е. Игнатьева, B. В. Гориневского и др. Философы В. Соловьев, С. Л. Франк,

C. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев в своих трудах обратили внимание на причины кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды, разрушающего физическое и духовное здоровье личности.

Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В. К. Бальсевич, П. А. Виноградов, Н. Д. Граевская, А. В. Сахно, Т. Н. Сулимцев, В. Д. Чепик, А. С. Чубуков и др.).

Читайте также:  Скайрим что повышает здоровье

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) зависит: от объективных общественных условий, социально-экономических факторов; конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Условно понятие здорового образа жизни можно разделить на два направления. Первое – активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе – человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье.

Все элементы здорового образа жизни проецируются на человека, его мышление, поведение, жизненные планы, цели, запросы. На сегодняшний день выделяют четыре основные составляющие;примерный удельный вес (значение) данных факторов для здоровья людей. Их группировка по удельному весу для здоровья человека выглядит следующим образом:

1. Генетические факторы – их значение для здоровья (примерный удельный вес равен 18-22%). К факторам здоровья относится здоровая наследственность, генетическая устойчивость к неблагоприятным факторам. К факторам риска – наследственная патология, предрасположенность к наследственным болезням, близкородственные браки, мутационные влияния.

2. Внешняя среда, природно-климатические условия (примерно 17-25%). В число факторов здоровья отнесены благоприятные природные и климатические условия, экологически чистая среда обитания, благоприятные социальные условия, психологический комфорт. Факторы риска – неблагоприятные природные и климатические условия, нарушение экологической обстановки (загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные, радиационные и другие излучения), катастрофы природного и техногенного характера.

3. Медицинские факторы здорового образа жизни (8-10%) – это высокий уровень диагностики и профилактических мероприятий, своевременная профессиональная медицинская помощь, современная материальная база медицинских учреждений и проч. Факторы, указывающие на обратные процессы: неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания, недостаточный профессиональный уровень врачей.

4. Образ жизни, условия труда и проживания (50-60%) – рациональная организация безопасной жизнедеятельности, здоровый образ жизни: адекватная двигательная активность, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, социальный и психологический комфорт; благоприятные условия труда; достаточное материальное обеспечение; образование; прочная семья. Факторы риска – отсутствие рационального режима жизнедеятельности, нездоровый образ жизни: курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, злоупотребление лекарствами, адинамия, гиподинамия, стрессовые ситуации, несбалансированное питание; вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Здоровый образ жизни в качестве типичных и существенных для данной общественно-экономической формации форм жизнедеятельности людей, базирующихся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, имеет следующую функциональную направленность:

— укрепляет адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия;

— сохраняет и укрепляет здоровье людей, которое, в свою очередь, является предпосылкой существования и развития других сторон образа жизни;

— способствует полноценному выполнению человеком его социально-биологических функций.

Известно, что заболеваемость и смертность зависят от условий среды и образа жизни людей. Эти два фактора в 57% случаев обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% – служат причиной болезни, в 55% – причиной преждевременной смерти. Следовательно, более эффективно формировать правильный безопасный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, так как изменить генотип и среду (устойчивые компоненты) практически невозможно.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1502 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Факторы среды формирования здоровья человека

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы — 15-20%;

состояние окружающей среды — 20-25%;

медицинское обеспечение — 10-15%;

условия и образ жизни людей — 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1).

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы — гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

Сфера влияния факторов Факторы
Укрепляющие

здоровье

Ухудшающие

здоровье

Генетические Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Медицинское обеспечение Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо — или гипердинамия.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, — по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.

Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.

Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.

Вторая группа — это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях «проявляющее» действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.

Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.

Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.

Четвертая группа болезней — это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

Биологические особенности организма — это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» — в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

  1. через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
  2. через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
  3. через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы — растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды — общества. Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека».

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то ечть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

  • профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;
  • медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентрован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;
  • профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.

Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:

  • требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
  • доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
  • ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
  • узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.

Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики — формировании здорового образа жизни.

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни — есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

  1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
  3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

  • оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
  • оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
  • оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;
  • оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы генетические предпосылки здоровья?
  2. Что такое наследственность и среда? Какова их роль в патогенезе заболеваний?
  3. Какова взаимосвязь организма с окружающей средой? Назовите природные и социальные факторы здоровья.
  4. Какую роль играет медицина в обеспечении здоровья?
  5. Что такое здоровый образе жизни?
  6. Как формировать здоровый образ жизни? Каковы основные факторы его структуры?

Источник

Adblock
detector