Меню

Факторы сохранения здоровья студентов

Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему

Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.

В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.

Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.

Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.

Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.

Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.

Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_mart.docx 16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Огнев Виктор Васильевич, преподаватель

физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»

Сохранение и укрепление здоровья студентов

Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.

В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.

Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.

Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.

Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.

Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.

Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.

  1. Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
  2. Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
  3. Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
  4. Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
  5. Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.

Источник

Факторы сохранения здоровья студентов

Здоровый образ жизни — категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, соответствующие его генетически обусловленным типологическим особенностям, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни [4,5,7].

О том, что в современном обществе возникла проблема формирования здорового образа жизни и эту проблему необходимо решать на высоком научном и управленческом уровне говорится в научных работах Вершинина В.С., Ефремова Д.В., Ищук Т.Н., Уланова Д.В.

Представители философско-социологического направления Базелюк Н.Н., Журавлева И.В. Сущенко Л.П., Страхова И.Б. исследуют здоровый образ жизни человека как объект социального познания, как способ интеграции в социум, как социокультурный феномен, как философскую проблему.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни, условия формирования и моделирование процесса ориентации школьников данной возрастной группы на здоровый образ жизни рассматривают в своих научных работах Амбросимова Е.Ю., Егорова Е.А., Смирнова Ю.В., Тома Ж.В., Халилова Л.И. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков, процесс формирования и сохранения здоровья школьника, технологии развития здорового образа жизни школьников 14-16 лет описывают Биттер Н.В., Букреев В.В., Валесский М.Л., Сапельцева И.В., Тубчинова В.С., Шелегина А.В. Результаты изучения факторов ориентации молодежи, студенчества на здоровый образ жизни в своих научных работах представляют Кузьмина Ю.В., Осадчая Н.В., Сыченков В.В. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа рассматривает Салько С.В.; у студентов педагогического вуза — Котова Е.А. Наливайко И.В.; у будущих врачей — Доронцев А.В.; у студентов-юристов — Майличенко Е.А.; у будущих спортивных менеджеров — Фирсанова В.М.; у курсантов в вузе МВД России — Путан Л.Я.

Системный подход к формированию ориентации студентов на здоровый образ жизни обосновывает в диссертационном исследовании Добротворская С.Г.

Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются образ жизни, биология и наследственность, внешняя среда (природно-климатические условия и экологическая обстановка), здравоохранение. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, вклад феномена здорового образа жизни в итоговые показатели здоровья населения составляет около 70%, тогда как другие факторы — наследственность и состояние развития медицины — определяют здоровье лишь на 30%, вместе взятые.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни (возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей), качество жизни (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.) и стиль жизни (определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни) [3].

Россия по основным показателям здорового образа жизни радикально отличается в худшую сторону не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек, а курение — от 330 до 400 тыс. человек ежегодно [1]. Около половины взрослого населения страны имеет избыточный вес, что в подавляющем большинстве случаев является показателем неправильного питания и недостаточной физической активности.

Обзор теоретических и эмпирических исследований показал [2], что среди факторов, определяющих ЗОЖ, важная роль принадлежит индивидуальным характеристикам отдельного человека, из них выделяют демографические (пол, возраст), когнитивные способности, индивидуальное восприятие риска и межвременные предпочтения. Важны и социальные детерминанты — образование, семья, принадлежность к определенному социальному классу, социальные сети, местожительства. Действуют экономические факторы — профессия, работа, доходы, цены, технологии производства и предложение тех или иных товаров и услуг (включая не только непосредственно связанные со здоровьем, но и такие как жилье, транспорт, связь). И если в отношении отдельных факторов, прежде всего, демографических, среди ученых нет расхождений — их влияние на здоровый образ жизни оценивается однозначно, то в отношении многих других — образования, семьи, социальных сетей, доходов, цен, рекламы — мнения расходятся. Поэтому, при выстраивании политики мотивации здорового образа жизни необходимы исследования сложившейся в России ситуации, с ее возможной спецификой и отличиями, в том числе — для разных социально-демографических групп.

Пристальное внимание исследователей должно быть направлено на изучение состояния образа жизни молодежи (школьников, студенчества) по следующим причинам: в юном возрасте формируются основные привычки и образ жизни; неустойчивые вредные привычки проще изменить в юном возрасте; молодежь более чувствительна к государственной ценовой политике в отношении алкоголя и табака; молодые люди — это основа будущего экономического и политического развития страны, поэтому инвестиции в здоровье этой группы населения будут наиболее эффективными.

Мы опросили студентов вузов г. Лесосибирска в возрастной группе от 18 до 22 лет, в нем участвовали студенты ЛПИ-филиала СФУ и Лесосибирского филиала СибГТУ (всего около 200 респондентов) из них 60% — девушки, 40% — юноши. Опрашивались студенты 1, 2, 3, 4, 5 годов обучения. Подавляющая часть — 84% выборки попали в интервал от 18 до 21 года включительно. Анкета исследования содержала 25 вопросов, касающихся вредных привычек, питания и физической активности, здоровья, а также разнообразных индивидуальных характеристик — семьи, учебы, места жительства, наличия работы и т.п.

Практически 90% студентов учатся на бюджетных местах. Почти 30% опрошенных сочетают учебу с работой. Около 70% наших респондентов считают, что ведут здоровый образ жизни, 30% склоняются к мысли, что их образ жизни скорее нездоровый. Однако занимаются физическими упражнениями 2-3 раза в неделю или чаще всего 62% опрошенных, 5% занимаются физкультурой только раз в неделю, 33% — реже одного раза в неделю.

Студенты мало двигаются — 50% респондентов ходят пешком в среднем от 30 минут до 1 часа в день и меньше. Необходимая продолжительность сна обычно составляет 6-8 часов в сутки, а 46% опрошенных спят в среднем 6 и менее часов в день. Признались, что курят 5% студентов (думаем, что не все сказали правду: 47% ответили, что подвергаются воздействию пассивного курения и 90% отметили, что в их окружении есть курящие люди).

50% студентов, хотя бы время от времени, употребляют спиртные напитки, 32% из употребляющих — девушки. 20% питаются 2 раза в день и меньше, а в перерывах между едой отдают предпочтение конфетам и шоколаду, бутербродам, и лишь потом — овощам и фруктам. Неудивительно, что уже в этом возрасте проявляется проблема избыточного веса, которую отмечают 18% опрошенных.

Существенное воздействие и на привычки, и на здоровье оказывает окружение: 37% студентов отметили, что в их семье есть пьющие родственники и 54% отметили, что их родственники курят.

Мы попытались определить, какие из известных факторов, действующих обычно на образ жизни, влияют на поведение наших респондентов. Для оценки фактора благосостояния мы разделили всю выборку на три условных группы: 1- те, чей уровень благосостояния ниже среднего; 2 — респонденты со средним уровнем благосостояния; 3 — с высоким уровнем благосостояния. Для этого использовались ответы на вопросы о том, сколько денег может потратить студент на личные нужды за месяц, а также о его самоощущении (как он оценивает свое материальное положение относительно других).

Таблица 1

Различия в образе жизни студентов в зависимости от уровня благосостояния

Источник

Читайте также:  Проверка здоровья ссд диска
Adblock
detector