Факторы риска в семье (здоровье, беременность, наследственные болезни
Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Семья– первый коллектив, играющий огромную роль в создании здорового образа жизни. В этом заинтересовано общество и государство.
Семья– группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, имеющих общие расходы и доходы. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, поэтому семья – есть морально—правовой союз мужчины и женщины.
Семейная жизнь, ее уклад определяет здоровье членов семьи как прямо, так и косвенно. В счастливых семьях продолжительность жизни выше, а болезни встречаются реже. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям, формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющих на здоровье: режим отдыха, питания, психо-эмоциональный климат.
Счастье в семейной жизни зависит от способности сохранить в течение всей совместной жизни заботливость, доброту, внимание, ответственность, отзывчивость; умения ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета. Легкомысленное отношение к семье и браку может уродовать личную жизнь.
Основной функцией семьиявляется ее репродуктивная функция – это рождение и воспитание детей, обеспечивающее смену поколений, передача своим детям нравственных ценностей и норм, трудовых навыков.
Брак, заключенный в возрасте от 20 до 24 лет, соответствует как законам биологии и медицины, так и законам общественного развития. Разница в возрасте между мужем и женой желательна, лучше, если муж старше жены на 5–6 лет. Вредны ранние, а также слишком поздние браки.
В большинстве городских семей, состоящих из двух или трех поколений, контакты членов семьи нередко бывают затруднены из-за психо-эмоциональной напряженности. Члены семьи мало общаются друг с другом, контакты подавлены просмотром телевизионных передач. Все эти причины оказывают существенное влияние на устойчивость семьи и неблагоприятно влияют и на здоровье населения в целом.
Взаимное уважение супругов, забота друг о друге, детях и старых членах семьи – вот признаки здоровой семьи. Надо помнить, что брак не решает всех проблем личности и не может восполнить несовершенство других сторон образа жизни.
В современной психолого-педагогической литературе понятие дети группы риска употребляется все чаще и чаще, что позволяет считать данный термин общепринятым. Однако, поскольку категория детей раннего возраста группы риска является предметом исследования различных отраслей научного знания, в связи с чем существуют различные его трактовки, то оно нуждается в уточнении.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. дают следующие определение детям раннего возраста группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей раннего возраста к данной категории. Так, Е.И. Казакова, выделяет три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка раннего возраста — психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет такие группы факторов риска, как:
· медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
· социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);
· психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);
· педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д. Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни.
Факторы риска во время беременности и родов.
Своевременное выявление факторов риска дает возможность врачам провести консультации со специалистами и вовремя оказать помощь беременным. К наиболее значимым факторам риска, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье беременной женщины, течение беременности, исход родов и состояние плода, относятся:
· вредные привычки родителей;
· рост и масса тела матери;
· число детей в семье и интервал между родами;
· гинекологические заболевания беременной;
· соматические заболевания беременной;
· инфекционные заболевания во время беременности;
· резус и групповая несовместимость крови матери и плода.
Эти факторы увеличивают риск смерти женщины во время родов, гибели ребенка в утробе матери или сразу после родов, рождения больных детей и детей с уродствами. Рассмотрим некоторые факторы подробнее.
Вредные привычки родителей и наследственная патология.
Нормальное течение беременности зависит от здоровья обоих родителей. Даже у совершенно здоровой женщины беременность протекает с осложнениями, если ее муж пьет.
Если будущая мать пьет сама, особенно во время беременности, то алкоголь через плаценту попадает в околоплодные воды и циркулирует там около 2 ч, отравляя плод. Особенно опасно воздействие алкоголя в первой половине беременности, когда идет закладка органов и систем ребенка, что может вызвать у него развитие тяжелых уродств.
Доказано, что у курящих людей изменения в хромосомах происходят вдвое чаще, чем у некурящих. Курение матери (в том числе и пассивное) во время беременности приводит к недостаточному снабжению плода кислородом.
Никотин и окись углерода, попадая в организм плода, вызывают спазм его сосудов и сосудов плаценты, что ведет к отклонениям в развитии плода или к его гибели. У матерей, интенсивно курящих и пьющих во время беременности, в 75 % случаев дети рождаются с пороками развития, в 5 % — погибают.
Рост и масса тела матери. Рост беременной женщины менее 150 см и масса тела до беременности на 20 % ниже нормы являются факторами риска, способствующими смерти плода или новорожденного.
Нормальным весом приросте 150 см считается 50 кг. Соответственно, масса тела 40 кг (приросте 150 см) неблагоприятна для вынашивания ребенка и родов. Также неблагоприятным фактором считается ожирение до и во время беременности, т. е. превышение стандартной массы тела более чем на 25 %.
Соматические заболевания беременной. Пороки сердца и гипертоническая болезнь во время беременности могут быть причиной сердечно-сосудистой недостаточности плода, что примерно в 4 % случаев ведет к его смерти. При гипертонии 2 и 3 стадий беременность противопоказана.
Варикозное расширение вен и тромбофлебит, диагностированные до беременности, могут осложниться во время нее. Анемия (уровень гемоглобина 90 г/л и ниже) опасна и для беременной, и для плода. При некоторых формах анемии беременность противопоказана, и ее необходимо прервать.
Во время беременности часто обостряются заболевания почек, приводя к задержке внутриутробного развития плода, а также к тяжелым токсикозам. При мочекаменной болезни с нарушенной функцией почек беременность противопоказана.
Не являются показанием к прерыванию беременности неосложненное течение холецистита, желчнокаменной болезни, язвы желудка, панкреатит, сахарный диабет.
При близорукости (миопии) может возникнуть кровоизлияние в сетчатку и ее отслоение. Поэтому при высокой степени миопии и ее осложнениях проводят кесарево сечение.
Резус и групповая несовместимость крови матери и плода. Резус-фактор (Rh) —это специфический белок, который содержится в эритроцитах у 85 % людей, а у 15 % отсутствует. Первые имеют резус-фактор положительный (Rh+), а вторые отрицательный (Rh-). Если у мужа кровь резус-положительная, а у жены резус-отрицательная, то с высокой степенью вероятности у ребенка будет резус-фактор положительный.
Во время беременности в крови матери образуются резус — антитела к резус-положительным эритроцитам плода. Во время второй и последующих беременностей резус — антител накапливается столько, что они разрушают Rh+ эритроциты плода. В результате плод нередко погибает или рождается ребенок с тяжелыми проявлениями гемолитической болезни — желтухой. Без специализированной помощи такой ребенок может умереть.
Гемолитическая болезнь у ребенка может возникнуть также при групповой несовместимости крови плода и крови матери. Это происходит, если у женщин с О (I) группой крови группа крови плода А (II) или В (III).
Для профилактики резус-конфликтной беременности женщинам с Rh- и группой крови О (I) не рекомендуется делать аборты.
Источник
«Влияние семьи на здоровье детей»
статья на тему
Статья презназначена для социальных работников и педагогов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_zdorove_detey_k_publ.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние семьи на здоровье детей».
Социальный педагог МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска
В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.
На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи .
Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность (С.В.Ковалев).
1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.
Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье . В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.
Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют.
Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды.
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми . Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями.
Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.
Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.
Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.
В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
— разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
— противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
— опека и запреты во многих сферах жизни детей;
— повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.
Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.
Стили семейного воспитания:
«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил Ф.Э. Дзержинский.
При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:
Авторитарный стиль, когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.
Гипоопека (попустительский стиль) — сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к формированию у ребенка как к заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости и чрезмерной заносчивости.
Демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки.
Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.
Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:
— В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.
— Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.
— Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи
— Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.
Источник