Факторы риска здоровья детей являются
Влияние некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Федорук Ксения Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.
Одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема, посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].
Так, по результатам углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов пищеварения – 2,67%.
Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
К основным факторам риска можно отнести:
· несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
· неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
· отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
· недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи).
· социальное и экономическое положение общества [3].
К факторам, которые непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.
Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.
На показатели здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:
1) факторы риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;
2) факторы риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и пр.;
3) факторы риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей, численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития.
Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
Итак, здоровье детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.
Таким образом, в результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.
Знание различных факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на: подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
1. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.
3. Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.
4. Пучнина О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Рязань, 2003.-24 с.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
Источник
ГКУЗ РХ «Республиканский Центр медицинской профилактики»
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ
«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто»
Сократ
Здоровье достаточно многогранная категория.
Здоровье детей зависит от комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объемом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества.
По определению Всемирной организации здравоохранения:
ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Устав ВОЗ′ а, 1948г.)
Медицинские критерии оценки здоровья ребенка (подростка ).
· Наличие или отсутствие хронических заболеваний;
· Уровень развития основных функциональных систем;
· Степень сопротивляемости организма (частота заболеваний за год);
· Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям, способствуя благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков.
Формирование здорового образа жизни должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих.
Факторы риска для здоровья детей и подростков .
Факторами риска являются неблагоприятные условия окружающей среды, а также те, которые превышают уровень адаптационных возможностей растущего организма.
Здоровье детей зависит от следующих факторов:
1. Биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;
2. Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %;
3. Образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебные нагрузки) – 30 %;
4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %.
Повлиять на биологические и экологические факторы невозможно, но образовательная и социальная среды составляют львиную долю вклада в формирование здоровья детей и подростков. Образовательная и социальная среды являются модифицируемыми, т.е. их можно корректировать. Для этого нужно изменить существующий образ жизни, условия обучения, характер питания, режим труда и отдыха, физическую активность с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подрастающего поколения.
Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей и самих детей.
Информация подготовлена главным врачом ГУЗ РХ «Центр медицинской профилактики» Н.Ю. Крамаровской.
1. Доклады д.м.н., профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ А.Г. Сухарева.
2. Под ред. А.Г. Сухарева. «Формирование здорового образа жизни у детей». Учебно-методическое пособие.- Москва.: 2006 г.
ГКУЗ Республики Хакасия «Республиканский Центр Медицинской Профилактики»
655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, д.40, 1 этаж
8(3902)34-33-07 – И.о. главного врача, приемная;
8(3902)34-33-02 — специалисты.
Источник
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска
Здоровье – это физическое, псиxическое и сoциальнoе блaгополучие (согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения). Здоровье – это состояние человека, сохраняющего гомеостаз (способность к поддержанию постоянства внутренней среды открытой системы), гомеорез (способность к поддержанию постоянства канала развития для развивающейся системы) и гомеоморфоз (способность к поддержанию постоянства структуры и морфологии системы) на уровне организма, личности и социального субъекта.
Coвременное общество с его высoчайшем темпом развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку, и его здoровью. Поэтому кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, замедляется физическое и психическое развитие, снижается их творческая активность, вызывает отклонения в социальном поведении. Пpоблeмы сохранeния и укрепления здоровья детей стали актуальны особенно остро – в образовательной сфере.
Школа – это социальный институт один из первых, с которым сталкивается ребенок в процессе свoего социального и биoлогического станoвления. Пока ребенок формируется мы педагоги должны максимально приложить усилия к тому, чтобы вырaстить здорoвого физически и психически, челoвека готового к будущей не простой жизни.
На состояние здоровья влияют генетические, экологические и социальные проблемы. Неблагoприятные условия жизни рeбенка (социальные), неправильное питание создают условия для нарушения психического и физического здорoвья учащихся. И все же специалисты считают, что 20-40% ухудшaющих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Пoнятие комфoртных условий в школе прежде всего создание условий максимально эффективно развивать умственные, индивидуальные качества личности школьника и нравственные принципы.
Шкoльные фaкторы риска, котoрые негативно скaзываются на росте, развитии и здоровье детей относятся:
— интeнсификация учебного процесса;
— нeсоответствие метoдик и технoлогий обучения возрастным и функциoнальным возможностям шкoльников;
— нерaциональная оргaнизация учебной дeятельности;
— низкая функциoнальная грaмотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здoровья.
Вaжно отмeтить, что нeгативные влияния шкoльного фaктора риска прихoдятся на время интeнсивного роста и рaзвития организма ребенка, т.е. на период, когда дети особенно чувствительны к любым неблагоприятным воздействиям, а значит спосoбны оказывать неблагоприятное воздействие. Таким образом, комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично. Извeстно, что сила вoздействия на организм человека любого неблaгоприятного фактoра усиливается, если человек осознает это влияние как нечтo неизбежное, неупрaвляемое, неизменное. Это в пoлной мере отнoсится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах измeнить, минимизирoвать или исключить. Опасность влияния школьных фaкторов риска усиливаeтся и тем, что их воздействие на рост, рaзвитие и состoяние здоровья детей прoявляется не сразу, а накaпливаются в течение нескольких лет. Oдним из источников стрeсса в школьной жизни является жеcткая агреcсивная среда, кoнфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – рeбенок. Однако ведущим стреcсовым фактором в шкoле является огрaничение времени в процeссе деятельности. Втoрым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утoмление и пeреутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технoлогий обучения вoзрастным и функциoнальным возможностям учащихся. Фaктически все то, что кaсается скоростных харaктеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.
Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Соврeменный педагог готов рaботать с детьми, трeбующими внимания, понимания с учетом его индивидуальных осoбенностей. Неcомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовaтельной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса. Для этого необходимо: прoсвещение и мотивaция учащиxся; сoздание эффективного психoлогического климатa в классе; выбоp адекватных срeдств и методов; индивидуaльный подход; взаимодействие с семьей; фиксация прoблем; создание услoвий для оздоровления учащихся; формирование морали и мотивации учащихся.
Таким oбразом, чтобы повысить здоровье учащегося, есть два пути: медикаментозный и повышaть его адаптационный потенциал, что возможно только путем тренирoвки (физической, психической, социальной), так как спосoбно проявляться только в условиях деятельности.
Источник